Курсовая теория на тему Формирование психологической базы речи у детей с тяжёлой речевой патологией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ.. 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с
тяжелой речевой патологией 5
1.2. Междисциплинарный подход к изучению психологической
базы речи у детей с тяжёлой речевой патологией. 13
1.3. Анализ методов и приемов диагностики и формирования психологической
базы речи у детей с тяжелой речевой патологией. 23
Список литературы.. 30
Введение:
Актуальность работы связано с тем, что психологическим
условием формирования речи является совокупность таких высших психических
функций как внимание, восприятие, память, мышление, по мнению А.Ф.Ануфриева
[1], Л.Н. Ефименковой [5], Н.С.Жуковой [8] и др.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о
наличии интереса педагогов и психологов к проблеме овладения детьми
выразительными средствами и творческого преобразования речи (Л.И. Айдарова,
Н.В. Гавриш, К.Т. Патрина, И.Н. Позерт, О.В. Постникова, Н.А. Туранина, В.К.
Харченко, К.Е. Хоменко и др.). Однако в перечисленных исследованиях идет речь о
развитии выразительности речи детей дошкольного и возраста с нормой речевого
развития.
Кроме того, несмотря на достаточное количество исследований,
касающихся развития речи детей с ОНР: Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В.
Захарова, Т.Б. Филичева, Е.А. Карпушкина, Р.И. Лалаева, Л.Б. Халилова, Г.В.
Чиркина, – до сих пор не выстроилась целостная система, описывающая особенности
овладения выразительными средствами речи, отсутствует единая научно
обоснованная методика коррекции речевых нарушений, которая помогла бы решить
проблему овладения средствами выразительности речи детьми, имеющими речевые
нарушения.
В отечественной
дошкольной педагогике с целью развития выразительности речи используются
различные средства: театрализованные игры, театрализованная деятельность (Н.Ф.
Виноградова, Р.И. Жуковская,
Г.Ф. Кузина, О.И. Соловьёва и др.), художественная литература
(Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Л.Я. Панкратова, Е.А. Флерина). Между тем, процесс формирования
психологической базы речи у детей с тяжелой речевой патологией еще
недостаточно изучен в области речевой коррекции у детей с ТНР.
Цель исследования: проанализировать процесс формирования психологической базы речи у детей с
тяжелой речевой патологией и систематизировать направления работы.
Объект
исследования: психологическая база речи у детей
с тяжелой речевой патологией.
Предмет
исследования:
процесс формирования психологической базы речи у детей с тяжелой речевой
патологией
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику детей с
тяжелой речевой патологией.
2. Изучить междисциплинарный подход к изучению и коррекции психологической базы речи у детей с тяжёлой
речевой
патологией.
3.
Систематизировать направления работы по
формированию …..
Методы
исследования:
1. Теоретический
анализ литературы;
2. Педагогический
эксперимент (констатирующий);
3. Количественная и качественная обработка данных.
Теоретической основой исследования являются результаты
научных исследований представителей отечественной и зарубежной научной
логопедической практики. Развитие речи включается в себя несколько направлений, одно
из которых формирование выразительных средств речи. От того, насколько речь
ребенка будет выразительна, эмоционально насыщена, понятна для собеседника, во
многом зависит возникновение эмпатии при общении. Выразительность речи
трактуется психологами как составляющая коммуникативного процесса (Г.М.
Андреева, А.А. Бодалев, М.И. Лисина и др.) и как средство выражения эмоций
(В.А. Артемов, К. Изард, А.Г. Ковалев и др.).
Структура работы: работа
состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение отражает актуальность заявленной темы, определяет
научно-категориальный аппарат, определяет цель, задачи и методы исследования.
В первой главе представлена психолого-педагогическая
характеристика детей с тяжелой речевой патологией. Описан междисциплинарный
подход к изучению психологической базы речи у детей с ТНР. Проведён анализ
методов и приемов диагностики и
формирования психологической базы речи у детей с тяжелой речевой патологией.
Во второй главе….
В заключении формулируются основные
выводы по результатам проведенной работы.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ 1.1.
Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелой речевой патологией Дошкольники с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной
нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными
особенностями психической деятельности. Общее недоразвитие речи рассматривается
как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при
которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,
касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном
интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
По мнению Г.В. Чиркиной у детей с общим недоразвитием речи нестабильное и
иссякающее внимание, слабо сформированное произвольное внимание. Детям трудно
сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на
другой. Отмечаются особенности в протекании
мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети
могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость
протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной [9].
Р. Е. Левина, Г.А. Каше, Т. А. Ткаченко, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева,
Г. В. Чиркина, Г. А. Волкова отмечают, что при ТНР фонетические нарушения
являются распространенными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям
с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности
для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения оказывают
отрицательное влияние на формирование и развитие фонематической стороны речи.
Е.Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская, Л. В. Мелехова отмечает у детей с
ТНР неточность, слабость движений органов артикуляционного аппарата, их быструю
истощаемость, недостатки произношения устранялись только в результате
артикуляционной гимнастики и выработки правильного артикуляционного уклада того
или иного звука. Автоматизация звуков крайне затруднена.
В педагогическом плане дошкольников с ТНР Г.В. Чиркина характеризует
следующим образом: «поведение у детей может быть нестабильным, с частой сменой
настроения. На занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение
одного задания в течение длительного времени. Возможны затруднения в
запоминании инструкций педагога, особенно двух-, трёх-, четырёхступенчатых,
требующих поэтапного и последовательного выполнения». Эти нарушения
оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи
(фонематической, лексической, грамматической, связного высказывания).
Познавательные
процессы, по мнению О.С.Арямовой, с
точки зрения эволюции выступают в качестве самых «молодых» феноменов
человеческой психики. При этом когнитивные процессы играют значительную роль в
жизнедеятельности человека [2, с. 191].
Л.Г. Милостевенко,
рассматривая функции познавательных процессов, выделяет
следующее:
– прием и дифференциация сенсорной информации, которая поступает из
окружающей среды. Согласно каналам восприятия внешние сигналы поступают к
зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным и вкусовым анализаторам;
– усвоение первичной информации и создание целостных субъективных
образов;
– хранение усвоенной информации;
– образование взаимных связей между различными сферами сенсорного опыта,
образами, понятиями, когнитивными конструктами, между новой и уже имеющейся
информацией;
– создание абстрактных понятий и знаков, установление закономерностей
внешних процессов и феноменов, применение знаковой функции для общения, то есть
речи;
– выработка поведенческой стратегии и ее мотивация;
– выработка целей, создание перспектив жизненной активности;
– прогностическая функция – возможность предсказывать итоги собственных
действий и планировать их [19, с. 54].
Данные функции когнитивных процессов, вместе взятые, рассматриваются как
познавательные или умственные способности. Чем более успешно данные процессы
реализуют свои функции, тем выше уровень интеллекта индивида.
По мнению Е.А. Логиновой, процесс познания обладает собственной
иерархической структурой, где существуют высшие и низшие уровни познавательных
процессов. Низшие уровни – это сенсорно-перцептивная область, высшие –
мышление, воображение и знаковая функция или речь. Кроме того, существуют два
когнитивных процесса, играющих обслуживающую роль, не обладающих собственным
содержанием. Это внимание и память [15, с. 60].
И.К. Колповская отмечает, что различные воздействия окружающей среды на
индивида – это сигналы; органы чувств, которые их принимают, называются
рецепторами. Ощущения также рассматривают как сенсорные процессы, которые
отражают отдельные характеристики, качества объектов, например, цвет, звук,
температуру, вкус и т. д. Ощущения отрывочны, поэтому не способны обеспечить
единый образ окружающей действительности, возникают непосредственно в момент
воздействия раздражителя на орган чувств. Когда данное воздействие
заканчивается, ощущение исчезает [10, с. 238].
Человек обычно не осознает ощущения, поскольку познание начинается с
создания в головном мозге единого образа какого-либо феномена, за это отвечает
восприятие. Восприятие основывается на деятельности базовых сенсорных каналов,
поэтому существуют слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные и вкусовые
образы. Помимо данных пяти видов восприятия, существуют также восприятие
времени, движения и пространства.
Образы восприятия являются фундаментом для высшего уровня познавательных
процессов, к которому относятся мышление, воображение и речевая деятельность.
По мнению Р.И. Лалалевой, Мышление также является отражением окружающей
реальности, однако данный процесс происходит посредством обобщенных образов и
понятий, с их помощью индивид подвергает обработке и трансформирует данные,
которые поступают в мозг. Мыслительный процесс приводит к появлению качественно
нового знания, не имевшегося внутри чувственного опыта. Мышление – комплексная
активность, которая подвергается упорядочиванию при помощи сознания [12, с.
335].