Курсовая теория на тему Формирование пространственно-моторной координации, как фактора готовности ребёнка к школе.»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
аспекты пространственно-моторной координации, как фактора готовности ребёнка к
школе. 6
1.1. Психологическая
характеристика развития детей. 6
1.2. Особенности развития
пространственных представлений в дошкольном возрасте 11
1.3. Особенности
формирования пространственно-моторной координации. 21
1.4. Формирование
пространственно-моторной координации и готовность ребёнка к школе. 25
Заключение. 31
Список использованной
литературы.. 35
Введение:
Актуальность проблемы
исследования. С
каждым годом отмечается значительный рост числа детей старшего дошкольного
возраста, у которых, при поступлении в школу наблюдается недостаточный уровень
готовности к обучению в школе. Как следствие, у них возникают те или иные виды
неуспешности или дезадаптации.
Чаще всего уровень когнитивного
развития большинства из них не выходит за рамки средне-нормативных показателей,
но при этом обнаруживается незрелость моторных навыков, и прежде всего в звене
пространственно-моторной координации. Опыт собственной практической работы
также подтверждает актуальность проблемы.
На основе анализа литературы мы
пришли к согласию с утверждением, что существует прямая связь между моторной
незрелостью и недостаточной подготовкой ребёнка к школе, а также школьной
неуспеваемостью. Исходя из выше сказанного следует считать, что пространственно-моторная
координация является одним из важных факторов готовности ребёнка к школе и
успешного обучения. Вопросами изучения проблемы занимались Айрес Э. Д., Блайд С.Г.,
Деннисон П. Е., Семаго Н.Я., Семаго М.М. и многие другие специалисты.
Несмотря на наличие достаточного
числа диагностических методик и моторных тренингов и двигательных программ,
проблема остаётся актуальной и наблюдается тенденция роста количества детей с
моторной незрелостью. Таким образом, налицо противоречие между состоянием
проблемы и возможностями её решения.
Это обстоятельство обусловливает актуальность
проблемы формирования пространственно-моторной координации и, следовательно,
необходимость более широкого внедрение методик в работу педагогов, работающих с
детьми дошкольного возраста, нейропсихологов и других специалистов.
Целью исследования является обобщение
понятий пространственно-моторной координации и подготовки к школе и
внедрения их в практику работы широкого круга специалистов.
Задачи исследования:
1. Провести
анализ научной литературы:
· По
изучаемой проблеме в целом.
· По
проблеме формирования пространственно-моторной координации.
· По
состоянию проблемы готовности детей к обучению в школе.
2. Выделить
и систематизировать описанные в литературе основные подходы к коррекции у детей
нарушений пространственно-моторной координации.
3. Раскрыть
понятия пространственно-моторной координации и подготовки к школе.
4. Обосновать
целесообразность формирования пространственно-моторной координации.
5. По
данным планируемого констатирующего эксперимента, выявить у детей основные
нарушения пространственно-моторной координации и причины их возникновения.
Объект исследования — проблема взаимоотношений состояния моторно-пространственных
координаций и когнитивного развития ребенка.
Предмет исследования — роль степени сформированности пространственно-моторной
координаций на этапе подготовки ребёнка к обучению в школе.
Методы исследования:
Теоретические — подбор, изучение,
анализ и обобщение данных литературы.
Практическая значимость исследования. Данные
курсовой работы должны способствовать внедрению положения, согласно которому
способность к пространственно-моторным координациям является важным условием готовности
ребенка к обучению в школе.
Структура курсовой работы: Курсовая работа содержит введение,
одну главу, заключение, список литературы.
Заключение:
Переход к школьному образованию и новый образ жизни, связанный
с позицией учащегося, в том случае, если ребенок внутренне принял
соответствующую позицию, открывает путь для дальнейшего формирования его
личности.
Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать что-то
новое, с интересом к самим знаниям. Более того, их интерес к знаниям тесно
связан с их отношением к обучению, как к серьезной, социально значимой
деятельности.
Восприятие младшего школьника характеризуется высокой
эмоциональностью и яркостью воспринимаемых образов. Символические и схематичные
изображения воспринимаются хуже, визуальный материал лучше. Небольшой жизненный
опыт не позволяет ученикам точно оценить время и пространство.
Пространственное представление — это процесс и результат психологической
реконструкции свойств пространства и пространства-времени, а также взаимосвязи
между окружающей действительностью: размером, формой, объемом, положением
объектов, их движением и т.д. Пространственное представление является
неотъемлемой частью познания и любой формы реальной человеческой деятельности.
Физиологической основой пространственного восприятия является процесс,
который происходит в трех областях задней части головного мозга, расположенных
на границе между затылочной костью, височной областью и задней центральной
областью левого полушария головного мозга, и образует перекрывающуюся область
зрения, Процесс формирования
пространственного представления определяет эффективность большинства видов
реальной деятельности человека, влияет на все аспекты его взаимоотношений с
окружающим миром, а также является одной из основных характеристик
человеческого сознания.
Роль детей в освоении окружающего пространства описана во многих работах
по психологии, физиологии, медицине, педагогике и философии. Как важнейшая
часть когнитивного развития, овладение навыками пространственной ориентации
помогает сформировать у ребенка самосознание и осознать свое собственное
положение в окружающем мире.
Развитие пространственной ориентации в расположении предметов на себе, от себя,
от другого объекта
и происходит в период дошкольного возраста.
Показателем ее развития может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета (на себе) к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета (на других
объектах).
Этапы пространственной ориентации на себе, от себя и от объектов не сменяют
друг друга, а сосуществуют. В три года у детей появляется возможность зрительной оценки расположения объектов относительно исходной
точки отсчета.
Ориентировка «от себя» предполагает умение пользоваться системой,
когда началом отсчета
является сам субъект,
а ориентировка « от объектов»
требует, чтобы началом отсчета был тот объект,
по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленить различные
стороны этого объекта:
переднюю, заднюю, правую,
левую, верхнюю, нижнюю.
В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее совершенствование восприятия пространственного расположения
предметов. На смену определения
пространственных отношений приемом контактной
близости приходит дистантная, зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их
дифференцировке.
Усвоение детьми значения
пространственных предлогов и наречий позволяет
более точно осмысливать и оценивать расположение объектов
и отношения между
ними.
Исследования и практический опыт показали большие
возможности распознавания детьми пространственных отношений
и развитие умений самостоятельно обозначать местоположение спрятанных предметов
среди других предметов, используя пространственные предлоги и наречия.
Абстрагирование пространственных отношений
между предметами является процессом длительным и сложным,
который не завершается к концу дошкольного возраста,
а продолжает совершенствоваться в условиях школьного
обучения.
В пять лет площадь выделенных ребенком участков: переднего, заднего, правого и левого — постепенно увеличивается. Однако в сознании ребенка
они являются изолированными и не переходящими друг в друга.
Промежуточные точки пространства — впереди справа, впереди слева и т. д. — при соответствующем обучении
способны вычленять дети в возрасте 6- 7
лет.
Двигательные навыки — двигательная активность тела, его различных органов
или их частей; совокупность двигательных способностей человека (реакции,
навыки, сложное двигательное поведение), проявляющихся в виде общей моторики,
мелкой моторики рук и пальцев, суставов. Сенсомоторные навыки(от лат.
sensus-Сенсорный, сенсорно-моторный двигатель) — область изучения
взаимодействия сенсорного и моторного (двигательного) компонентов психической
деятельности. В соответствии с сенсорной
информацией, полученной от анализатора, движение передается, регулируется,
контролируется и корректируется.
Изучая весь
комплекс факторов подготовки, были определены факторы, формирующие у ребенка
общие и специальные навыки, что обеспечивает ему успешное, своевременное и
безболезненное усвоение реальной образовательной деятельности и ее видов.
В общей системе
всестороннего развития человека физическое воспитание детей занимает важное
место. Именно у дошкольников закладывается фундамент здоровья и физического
развития, формируются двигательные навыки, создается основа качественного
физического воспитания.
Дошкольники с
большим удовольствием занимаются физкультурой. Их особенно интересуют
спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и
т.д.), а также физические упражнения (плавание, езда на велосипеде, катание на
санках, коньках, лыжах и т.д. )
Проблема развития
ребенка возникает из-за того или иного сбоя в работе нервной системы.
Именно хорошая
координация двигательной активности и вестибулярных аппаратов обеспечивает
дальнейший успех чтения и письма. Работа над вестибулярным аппаратом ребенка
началась на 10-й неделе беременности. С первого дня жизни и до 10 лет важна
любая форма физической активности, и умение играть принесет плоды в будущем.
Эффективность
координационных упражнений зависит от метода их применения и организации
занятия.
Простейшая новизна
и необычность, тем более относительно сложные упражнения без тем, являются
несомненными признаками того, что их можно отнести к координации.
Поэтому всегда
следует переходить от простых упражнений к более сложным.
Дошкольник обладает
ярким восприятием, легко отвлекает внимание и хорошей памятью, но он еще не
умеет управлять ими произвольно.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты пространственно-моторной
координации, как фактора готовности ребёнка к школе 1.1. Проблема готовности детей к обучению в школе Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи
с тем, что от ее решения зависит
успешность последующего школьного обучения. Значение данной проблемы
возрастает с переходом к обучению в школе
детей шестилетнего возраста.
Знание особенностей психического развития и психологической готовности к
школе и шести- и семилетних детей
позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для
дальнейшего успешного обучения в школе.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы
жизни ребенка. Кравцова Е. Е.
выделяет четыре основных подхода к проблеме школьной готовности, сформированные в русле психологии и педагогики [22]:
Исследования, которые могут быть отнесены к первому подходу, направлены
на формирование у детей дошкольного возраста определенных знаний,
умений и навыков,
необходимых для обучения
в школе.
Т. В. Тарунтаевой, Л. Е. Журовой и др. было установлено, что дети 5 – 6
лет имеют значительно большие, чем
предполагалось ранее, интеллектуальные, психические и физические возможности, что позволяет перенести часть программы
первого класса в подготовительную
группу дошкольного учреждения и делает возможным обучение в школе с
более раннего возраста – с шести лет.
Однако этот подход не учитывает других не менее важных, чем формирование определенных, пусть даже значимых для
школы знаний и навыков, компонентов готовности к школьному обучению.
Второй подход заключается в определении требований,
предъявляемых к ребенку, с одной стороны,
исследовании новообразований и изменений в