Курсовая теория Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая теория на тему Формирование представлений посредствам графических моделей у детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты формирования представлений посредствам графических
моделей у детей дошкольного возраста. 6

1.1 Сущность графических моделей в
психолого-педагогической литературе  6

1.2 Психолого-педагогические основы
формирования представлений у детей дошкольного возраста. 12

1.3 Особенности формирования
представлений у детей дошкольного возраста посредствам графических моделей. 19

Выводы по 1
главе. 26

Список
литературы   28

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Современные
технологии познавательного развития дошкольников направлены на активизацию
познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей, отношений,
свойств и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. В связи с
этим, нас заинтересовала проблема: можно ли использовать графические модели
при решении детьми разнообразных познавательных задач в различных видах
деятельности, с целью изучения актуальности и эффективности использования этих
приемов для развития умственных способностей детей. Исходя опыта работы,
заметили, что дети с удовольствием пользуются моделями, читают их, понимают
принципы замещения, но самостоятельное создание моделей, особенно графических
вызывает у большинства затруднения.

Современный ребенок при переходе из детского сада в школу попадает
в такой процесс обучения, который требует от него умения перерабатывать
информацию. И одно из умений – это владение знаково-символическими действиями
(моделирование и преобразование модели).

«Рисовать мысли» — это большой интеллектуальный труд для ребенка,
это максимальная активизация познавательных процессов. Следовательно, для
развития у воспитанников способности к самостоятельному моделированию необходимы определенные
условия. Нужно строить образовательную ситуацию на основе партнерства,
поддержки и творчества. Использовать разные модели сотрудничества: совместная
деятельность под руководством воспитателя, где инициатива постепенно переходит
от взрослого к ребенку, совместная деятельность детей, индивидуальная
деятельность детей с поддержкой взрослого. Выбрать наиболее продуктивную форму
организации воспитанников: индивидуальная или подгрупповая. Объединить детей
исключительно по их желанию, исходя из личной заинтересованности.

Благодаря моделированию, дошкольник способен к
опосредованному решению познавательных задач. У него расширяется диапазон
моделируемых отношений: с помощью моделей он материализует математические,
логические, временные, экологические, языковые, речевые, социальные представления.

Научной разработкой
метода моделирования занимались многие авторы, такие как Е.Л. Агаева, Л.А.
Венгер, Н.Б. Венгер, Р.И. Говорова, О.М. Дьяченко, Л.Е. Журова, А.А. Литвинюк,
Н.И. Непомнящая, Н.С. Николаева, Л.И. Цеханская и другие. Их рекомендации не
только успешно используются сегодня в практике работы с детьми дошкольного
возраста, но и стимулируют исследовательскую деятельность педагогов и
психологов дошкольных учреждений.

Научные исследования и
практика подтверждают, что именно графические модели являются той формой
выделения и обозначения отношений, которая доступна деталям дошкольного
возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных
моделей развивает умственные способности, речевую активность дошкольников. В
работах Г.А. Репиной, Т.Д. Рихтермана, Р. Чудновой, Е.В. Шаталовой, Е.
Щербаковой, О. Фунтиковой и других говорится о том, что главным способом
осуществления умственного воспитания выступает моделирование, это связано с
тем, что мышление ребенка дошкольного возраста имеет отличия своей предметной
образностью.

Н.Л. Ефименко и Е.В.
Шаталова отмечают, что способ моделирования открывает перед каждым педагогом
большое количество дополнительных возможностей в умственном воспитании, а также
в создании временных представлений. Все вышесказанное объясняет актуальность
выбора данной темы «Формирование представлений посредствам графических моделей
у детей дошкольного возраста».

Объект исследования – формирование представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – использование графических моделей как средства
формирования представлений у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить возможности графических моделей как эффективного
средства формирования представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность графических
моделей в психолого-педагогической литературе.

2. Проанализировать психолого-педагогические
основы формирования представлений у детей дошкольного возраста.

3. Рассмотреть особенности
формирования представлений у детей дошкольного возраста посредствам графических
моделей.

Методы исследования:  анализ, синтез и
обобщение научной и методической литературы по теме исследования.

Структура: работа состоит из введения, 1 главы, заключения, списка
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Пришли к выводу, что модель
представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.
При помощи моделей ребенку легче исследовать свойства, качества вещей и их
связи. В результате знания детей поднимаются на более высокий уровень
обобщения, приближаются к математическим понятиям. Исследования ученых
подтверждают, что именно графические модели являются доступными для детей
дошкольного возраста.

Использование модели
объектов, процессов и явлений, бывающих в природе, позволяет глубже осмыслить и
гарантировать точность детских знаний. Замещение одного предмета другим в
деятельности ребенка или в его воображении делает его целесообразным методом
формирования природоповеденческих знаний. Как метод моделирование предполагает
определенную степень в развитии общих умственных способностей, как и умение
детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, обобщать и открывать связи
и зависимости между явлениями, происходящих в природе и причины, которые их
порождают.

В процессе формирования
представлений у дошкольников важным является выбор методов и приемов обучения,
развития и воспитания. Важным является комплексное использование методов и
приемов, организации трудовой деятельности дошкольников в уголке природы, в
цветнике, на огороде, уголках леса и сада на участке детского сада. Психологи-исследователи
установили, что пространственные и графические модели помогают легко и быстро
овладеть ориентировочной деятельностью, сформировать перцептивные,
интеллектуальные и практические действия, развивать логическое мышление.

Метод графического
моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук,
слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Научные исследования и
практика подтверждают, что именно графические модели являются той формой
выделения и обозначения отношений, которая доступна детям младшего школьного
возраста. Деятельность с использования графической модели выступает для ребенка
способом освоения окружающего мира в рамках знаково-символической деятельности,
поскольку операции кодирования (декодирования), через которые осуществляется
«чтение» (то есть восприятие и понимание изображений), — это
знаково-символические операции.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования
представлений посредствам графических моделей у детей дошкольного возраста 1.1 Сущность графических моделей в
психолого-педагогической литературе Слово «модель» (от лат.
«modus, mo-dulus») означает меру, образ, способ и т. п. Первоначальное значение
этого слова было связано со строительным искусством, и употреблялось как
образец, прообраз, или вещь, в каком-то отношении сходная с другой вещью [3].

Моделирование – это метод
для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В
историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в
теории Я.А.Коменского. Моделирование наглядно — действенное, основано на
практических действиях и в его основе лежит принцип замещения, что значит
замещение реальных предметов в деятельности детей другими предметами, изображениями
и знаками. Этот метод является действием, направленным к созданию и
оперированию моделями. Можно сказать, что моделирование выполнило свою
познавательную функцию только когда раскрывает сущность заменяемого содержания,
объективизируя его в разных видах моделей [13].

Моделирование напрямую
связано с моделью и представляет собой систему, обеспечивающую знания о другой
подобной. Познавательные преобразования совершаются на объекте — модели, но
результаты соотносятся к реальному объекту. Идеализированный объект тоже вид
моделирования, но воображаемого конструированного предмета, не имеющего аналога
в действительности. Моделирование это логическая операция, при помощи которой
делается обследование данного объекта и характеристик, недоступных для восприятия.
В основном, модели бывают: предметные, предметно схематические и графические.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы