Курсовая теория Гуманитарные науки Фольклор

Курсовая теория на тему Формирование представлений о своеобразии национальных культур на уроках чтения (на материале героического эпоса)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о своеобразии национальных культур на уроках чтения в начальной школе (на материале героического эпоса) 5
1. Специфика героического эпоса 5
2. Изучение эпоса в начальной школе 11
3. Формирование представлений о разности культур 17
Выводы по первой главе 20
Литература 21

  

Введение:

 

Тема данной работы «Формирование представлений о своеобразии национальных культур на уроках чтения (на материале героического эпоса)». Ее выбор обусловлен тем, что современное общество развивается очень интенсивно, происходит смешение культур, слияние этносов. В ситуации культурной глобализации очень важно сохранить свою национальную идентичности, и учить этому необходимо с детства. В деле осознания ребенком свой этнической принадлежности через культурный базис особенную роль играют произведения фольклора, которые доступны для понимания ребенка младшего школьного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетного направления воспитания выделено формирование российской гражданской идентичности, что является в настоящее время особо актуальным ввиду политической нестабильности, напряженности межнациональных отношений на мировой арене, ведь именно в младшем школьном возрасте начинают закладываться основные понятия и представления об окружающем мире.
Среди различных точек зрения на понятие «гражданская идентичность» оптимальным считаем определение, данное А. Г. Асмоловым, по мнению которого, «гражданская идентичность — это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл».
Особо среди ожидаемых результатов сформированности гражданской идентичности выделяется формирование образа государства, занимающего определенную территорию и определяющего систему ценностей, характер социальных отношений, а также народы, населяющие эту территорию, со своей культурой, языком и традициями.
Однако соотнесение гражданского воспитания лишь с межнациональным, толерантным направлениями без учета патриотизма в целом как такового не может способствовать успешному формированию российской гражданской идентичности, что породит воспитание личности, имеющей лишь формально¬правовое членство в определенном социуме, а иногда и космополитизм, полностью отрицающий связь с Родиной.
Таким образом, необходимо сформировать у подрастающего поколения не только образ России, привить обязанности перед Родиной, но и чувство любви к ней с целью обеспечения социального согласия и общенациональной консолидации будущих поколений.
Цель работы – изучить особенности формирования представлений о своеобразии национальных культур на уроках чтения (на материале героического эпоса).
Объект исследования — формирование представлений о своеобразии национальных культур.
Предмет исследования – процесс проведения уроков чтения в начальной школе.
Задачи работы:
1) Раскрыть специфику героического эпоса,
2) Рассмотреть особенности изучения эпоса в начальной школе,
3) Изучить процесс формирования представлений о разности культур у младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Детям младшего школьного возраста сложные и абстрактные понятия, связанные со страной в целом, еще мало понятны. Изучение же родного края более наглядно, близко к возрастным и познавательным возможностям ребенка младшего школьного возраста.
Являясь национальной символикой, памятники истории и культуры укрепляют и способствуют формированию патриотизма, национального самосознания. Организация экскурсий в данном случае открывает широкий простор для привлечения местного художественного материала, чтобы показать связь произведений декоративно-прикладного и народного искусства с жизнью. Объектами могут быть отдельные памятники народного зодчества, краеведческий музей, картинные галереи, кукольный театр, ТЮЗ и др.
Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, воспринимается на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.
Искусство как специфическая форма общественного сознания, которое отражает жизнь в конкретно-чувственных формах и образах, обладает способностью выражать и передавать другим людям все проявления человеческой души, вызывать глубокие эмоциональные волнения. Введение детей младшего школьного возраста в мир искусства выступает в качестве естественного и действенного для данного возраста метода гражданского воспитания, при условии грамотно и верно подобранных форм.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о своеобразии национальных культур на уроках чтения в начальной школе (на материале героического эпоса)
1. Специфика героического эпоса

В поэтической традиции каждого народа исторически сложилась своя форма героического эпоса, обладающая яркими национальными чертами и вместе с тем отчетливо соотносящаяся с другими национальными формами. Эпос обычно бывает либо полностью стихотворный (как правило, песенный), либо прозаическо-стихотворный. Для некоторых видов эпоса характерна строгая упорядоченность чередований: прозой излагается ход событий, в стихах передаются речи героев. Так, в туркменском «Кёроглы» большинство песен поется от имени самого героя, которому, кстати, устная традиция приписывает их авторство. Но в узбекском «Алпамыше», например, преобладают большого объема стихотворные пассажи, соединяемые краткими прозаическими включениями. Кыргызский «Манас» — при его огромных размерах — сплошь стихотворный.
Проза часто носит ритмически организованный характер, как, например, в узбекских дастанах. Исполнители якутских олонхо повествовательные и описательные части «декламируют», проговаривая в быстром темпе, а речи и диалоги героев поют.
Переводы не могут, конечно, передать сложной организации и всех тонкостей поэтической техники народного эпоса. Тщательно разработанная система стиха, с рифмой или без нее, с богатой аллитерацией, повторами, ритмико-синтаксическим параллелизмом, строгая организация строк, строф или тирад и многое другое придают эпическому тексту в исполнении больших мастеров совершенную художественную форму.
В эпическом творчестве едва ли не всех народов отмечена тенденция к циклизации, то есть к внутреннему и внешнему объединению отдельных песен в одно сюжетное целое. Есть основания считать, что народный эпос первоначально никогда не возникая в виде больших законченных поэм, он складывался постепенно в виде самостоятельных песен, не обязательно связанных между собою сюжетной последовательностью и взаимозависимостью. В якутском эпосе десятки олонхо похожи одно на другое по содержанию, мотивам, характеристикам героев, так что их можно рассматривать как самостоятельные вариации одной темы. С другой стороны, об одном герое сложено несколько олонхо, но их не обязательно петь вместе.
Эпические песни с течением времени циклизовались вокруг одного героя или эпического центра — локуса, сохраняя при этом свою самостоятельность. Таковы, например, русские былины, в которых часто фигурируют одни и те же герои (Илья Муромец, Добрына Никитич и другие), события стянуты в Киев, и своеобразную централизующую функцию в них выполняет князь Владимир. Хотя любая былина внутренне закончена и независима, она обнаруживает определенное тяготение к циклизации, и целый ряд ее особенностей может быть понят лишь на фоне всего цикла.
В эпосе армянском циклизация пошла еще дальше: множество песен о Давиде Сасунском, его предках и потомках взаимосвязано последовательностью воспеваемых событий и биографий персонажей, и любая песня, будучи самостоятельной, находит себе место в единой цепи сюжетов; ее содержание подготовлено предшествующими песнями, и сама она, в свою очередь, подготавливает следующие за ней сюжеты. Однако песни «Давида Сасунского» все же нельзя уподобить главам одной большой поэмы. Характерно, что сказители помнили и исполняли их отдельно, и эпос, видимо, никогда не был пропет целиком. Осознание его цельности в народной традиции существовало вне единого текста.
Эпос тюркских народов дает образцы огромных по объему эпопей, заставляющих подчас вспоминать «Иллиаду», «Одиссею» или «Песнь о нибелунгах». В «Манасе», «Алпамыше», «Кёр-оглы» и других памятниках процесс циклизации достиг очень высокого уровня. Но и здесь полного единства, взаимосвязанности между составными частями, их неразделимости нет, сохраняется относительная самостоятельность частей. Можно сказать, что в коллективном фольклорном творчестве тенденция к циклизации проявляясь более или менее сильно, никогда до конца не реализуется. В содержании отдельных песен, в характеристиках персонажей могут быть противоречия и несогласованности, повторения и т. д. Циклизация может осуществиться лишь на почве личного творчества — сказительского либо, чаще и полнее, литературного [Путилов 1994, с. 88].
В XIX веке среди романтически настроенных европейских ученых и писателей, увлекавшихся национальной поэтической стариной, было распространено убеждение (позднее опровергнутое наукой), будто сохранившиеся эпические народные песни — это осколки некогда существовавших великих поэм. Некоторые ученые и литераторы видели свою задачу не просто в добросовестном собирании и издании таких «осколков», но и в восстановлении утраченного целого.
Эпическое творчество принадлежит к тому ряду феноменов человеческой культуры, которые не воспроизводимы в новых исторических условиях, они с закономерной необходимостью возникают в определенные эпохи, выражая собою их содержание и смысл, развиваются и меняются с изменениями образа жизни и склада мышления народа, а затем постепенно уходят из памяти и быта народа. Насколько закономерно и необходимо возникновение героического эпоса, настолько же неизбежно его угасание. У большинства народов Западной Европы эпос угас много столетий назад в результате быстрых и коренных экономических, социальных, культурно-бытовых перемен [Хусаинов 2004, с. 134].
По-иному сложилась судьба эпоса у большей части народов востока: Сибирь, Азия, Кавказ, Урал, Поволжье, русский Север, Украина, Молдавия, Карелия оказались своеобразными эпическими заповедниками, где столетиями хранилось и развивалось эпическое наследство. Было бы неверно объяснять наличие таких заповедников культурной и экономической отсталостью. Нелепо говорить об отсталости, например, отдельных районов Средней Азии, с их тысячелетней культурой, высокой образованностью, великим искусством. О крестьянах русского Севера, хранивших былины, известно, что грамотностью, развитием народного мастерства они превосходили жителей сел средней России, где эпос был давно забыт. Дело было не в отсталости, а в наличии особых форм жизни, хозяйствования, быта, социальных институтов, в специфических условиях, которые весьма способствовали сохранению и поддержанию эпического искусства [Шакурова 2007, с. 73].
В условиях современной действительности эпос стал восприниматься всей культурой как великое художественное наследие, как один из плодотворных источников национального искусства. Лучшие мастера эпоса получили всеобщую известность, а эпос через книжные переводы, через театр, кино, симфоническую музыку стал достоянием всех народов.
При всем том неизбежный процесс затухания живой эпической традиции дает себя знать вполне отчетливо. Угасло творчество былинных сказителей. Число знатоков эпоса всюду уменьшается, и сужаются возможности традиционного их исполнения. Это процесс естественный и необратимый, связанный с качественными изменениями и образе жизни всего общества, с распространением новых форм коммуникации.
Героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа, представлен былинами Владимирова цикла. По мнению В.Ф. Миллера, их становление и расцвет происходили в Киеве XI — XII вв., а со второй половины XII в. эти песни переместились на запад, в Галицко — Волынское княжество, и на север, в Новгородский край [Беляев 2015, 48].
Главным персонажем русских былин является богатырь как воплощение идеала мужественного, честного, преданного родной земле человека, способного даже в одиночку пойти против войска врагов и разбить их. Богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Именно таким, в представлении народа, выглядит сверхчеловек [Русское устное… 2003, с. 171].
Исследователи русского эпоса выделяют две группы былин, соответственно двум типам (поколениям) богатырей: о старших богатырях, в образах которых сильно отразились мифологические элементы (Волх, Святогор, Дунай, Потык), и о младших богатырях, в образах которых мифологические черты незначительны, а сильны исторические черты (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) [Аникин 2009, с. 112].
Старшие богатыри представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, у него не может быть противника, кроме самой природы, матери — сырой земли. Черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, не похожи на реальные события. Их сила — дар природной стихии.
Другое дело — младшие богатыри, олицетворяющие воинскую мощь Древней Руси. Как известно, время действия былин условное, но оно воспринимается тем не менее как строго историческое, действительно существовавшее, а не фантастическое. Героев исторического эпоса народ никогда не наделяет вымышленными именами, а действие былин происходит среди реально существовавших городов и сел. Имена богатырей, князя Владимира и других героев былин для народа — исторические имена [Лихачев]. Каждый из богатырей обладает узнаваемыми человеческими чертами. Илья Муромец имеет, видимо, обычную крестьянскую внешность, которая явилась причиной неприязни и недоверия к нему со стороны князя Владимира, до тридцати лет болел. Алеша Попович озорничает, использует хитрость и изворотливость. Однако, с другой стороны, богатыри обладают совершенными качествами, позволяющими отнести их к варианту «сверхчеловека». Илья Муромец — удаленький, дородный добрый молодец, славный богатырь святорусский. И конь у него добрый или добрый богатырский. Все основные действия богатыря определяются эпитетом славный: славные города Муром, Чернигов, Киев, славное поле [Селиванов]. Добрыня — образован, тактичен, обходителен, мастерски играет на гуслях. Совершенную степень его богатырского состояния передает и имя (корневое слово «добрый», то есть «наилучший», «совершенный») [Беляев 2013, с.459]. Алеша Попович не обладает такой могучей силой, как его старшие товарищи, но и ему свойственны удальство и отвага. А его озорство воспринималось народом как необузданная молодая сила, которая ищет себе выхода.
Именно в борьбе с врагами Руси, внешними и внутренними, проявляются их сверхчеловеческие способности. Внешними врагами являются многочисленные кочевники, нашедшие отражение в таких обобщенных персонажах как Идолище Поганое, Тугарин Змеевич. Чтобы подчеркнуть сверхчеловеческие физические силы богатырей, величие их подвигов, сказители изображают их сражающимися в одиночку против вражьих сил, которых «черным черно, как черных воронов». В сражениях с врагом богатыри пользуется оружием, воинской силой и умением владеть оружием, что решает исход этих сражений. Нет ни одной былины, где бы богатырь — воин не победил врага.
Внутренним и самым коварным врагом Руси является нежелание князей, бояр переступить ради сохранения единства родной земли через свою гордыню, уязвленное самолюбие, собственнические замашки. Этого врага олицетворяет Соловей — разбойник как обобщенный образ силы, стоящий на пути к единству русских земель. И эта сила намного страшнее, всеразрушающее: даже конь Ильи Муромца, проявлявший ранее необыкновенные свойства, дрогнул перед логовом Соловья — разбойника. Противопоставить ей можно только внутреннюю силу, за которой скрыты ценностные установки богатыря, в которых находят отражение представления народа о государстве, дружине, правителях.
А главное дело жизни богатырей — воинское служение Руси, народу.
Идеалом же народа является единое государство. Мысль об этом отражена, во — первых, в идеализации эпохи двух Владимиров: князя Владимира Киевского (Красное Солнышко в былинах) и Владимира Мономаха (выступает в эпическом образе князя Владимира Стольнокиевского), в период правления которых Русь была единой, предпринимались меры по защите ее границ. Во — вторых, сам эпический Киев, где происходят события многих былин, символизирует единство и государственную самостоятельность русской земли. В — третьих, в сцене отказа Ильи от предложения черниговских мужиков остаться у них воеводою. В отличие от «мужичков черниговских», в которых исследователи эпоса, в частности Ф.М. Селиванов, видят древнерусских «мужей», представителей правящего класса, Илья Муромец понимает, что его согласие не ликвидирует раздробленности. Здесь также проявляются качества сверхчеловека: и пожалования, и высокие должности противоречили бы тем высоким целям и идеалам богатырей, борьбе за осуществление которых они посвящают свою жизнь. Борьба ведется не за узкие цели, не за личную судьбу и частное благополучие героя, а за самые высокие идеалы народа в эту эпоху [Беляев 2013, 459].
В образе «богатырь» отразились типологические черты сверхчеловека. В народном сознании он предстаёт как человек, обладающий уникальной физической силой и ярко выраженными нравственными установками, ответственный за свою страну, глубоко осознающий проблемы, стоящие перед ней и активно их решающий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы