Курсовая теория на тему Формирование предпосылок развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Связная речь и ее значение для
развития ребенка
1.2 Особенности развития связной речи
в младшем дошкольном возрасте
1.3 Задачи и содержание обучения
связной речи
II. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ЗАНЯТИЙ ПО
СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ
Введение:
Одной
из важнейших функций воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста
является развитие речи и речевого общения. Овладение связной речью является
важнейшим условием успешной подготовки к школе, имеет сложную организацию и
специальное речевое воспитание. Связная речь – высшая форма мыслительной
деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
[3, стр. 13]
Актуальность
выбранной темы связана с тем, что в настоящее время главнейшей задачей речевого
воспитания детей являются проблемы ввязанные с процессом развития связной речи,
ведь именно в ней реализует коммуникативная функция языка.
Цель
нашей работы — теоретический анализ формирования предпосылок развития связной
речи у детей младшего дошкольного возраста.
В
ходе работы решались следующие задачи:
·
Анализ психолого-педагогической литературы
по теме исследования.
·
Определение понятия связной речи и
выявление наиболее важных характеристик данного явления;
·
Синтез выводов основе проработанного
материала
·
Разработка комплекса занятий по
составлению рассказов по картинке.
Объектом
исследования является связная речь у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет
исследования – развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Методы:
анализ, наблюдение.
Гипотеза
исследования: уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста
повышается, если методика по развитию речи базируется на художественных
иллюстрациях, картинках.
Обучение
связной речи детей в отечественной методологии заложены в трудах К.Д.
Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников
определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И.
Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и
методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались
А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П.
Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой,
Л.Г. Шадриной и др. Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским,
С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным.
Для
решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой
проблемы; наблюдение, беседа, анализ планов воспитательно-образовательной
работы воспитателей; педагогический эксперимент; метод анализа продуктов
деятельности детей (схемы, рисунки и др.); статистические методы обработки
данных.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой
литературы, включающего 13 источников.
Заключение:
Среди
многих важных задач воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста в
ДОУ обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из основных.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности
выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей младшего
дошкольного возраста, она является высшей формой мыслительной деятельности и определяет
уровень речевого и умственного развития ребенка.
В ходе
работы нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы по заданной
теме. Мы раскрыли понятие связной речи и ее значение в развитии детей младшего
дошкольного возраста. Невозможно научиться грамотно и ясно излагать свои мысли,
правильно выстраивать речь и развивать речевую культуру без овладения речью.
Она является самым главным условием активного социального формирования
личности. Развитие речи у детей младшего школьного возраста напрямую связано с
его обучением в ДОУ, в процессе которого ребенок начинает говорить. Способ
овладения речи органически связан с её природой, то есть для полноценного
овладения словом необходимо, чтобы оно включалось в процесс жизнедеятельности
ребенка. [3, стр. 15]
В нашей работе мы выявили наиболее важные
понятия и характеристики данной темы и рассмотрели особенности развития и
формирования связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Определили
понятия монологической и диалогической речи, процессы формирования и развития,
а также отличия между контекстной и ситуативной форм речи ребенка. Нами были
сделаны выводы о том, что речь в младшем дошкольном возрасте начинает
выполнять функцию не только общения, но и становится источником получения
знаний через словесные объяснения взрослых. [10, стр. 36]
Кроме
этого, мы рассмотрели и определили задачи и содержание обучения связной речи и
можем сделать выводы о том, что работа по развитию речи у детей младшего
дошкольного возраста должна быть направлена на формирование умений, необходимых
для общения. Программы ДОУ предусматривают обучение как монологической, так и
диалогической речи. В ходе обучения ребенку важно обдумывать свои реплики,
одновременно слушая и понимая речь собеседника, формулировать собственное
рассуждение, уметь выразить его посредством языка, изменять тему, если ее
изменяет собеседник, а также поддерживать необходимый эмоциональный тон. [8,
стр. 156]
Во
второй главе нашей работы мы разработали комплекс занятий по составлению детьми
(с помощью воспитателя) рассказов по картинке. В своей разработке мы опирались
на исследования О.С. Ушаковой, [6, стр. 17] которая доказывает, что необходимо
использовать серию сюжетных картинок при обучении рассказыванию в количество,
не превышающих трех. Таким образом, мы предлагаем серию трех занятий по
развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Связная речь и ее значение для развития ребенка
Овладение
речью является важным условием активного социального формирование личности.
Каждому ребенку необходимо научиться грамотно и ясно излагать свои мысли,
правильно выстраивать речь и развивать речевую культуру. Связная речь –
совокупность тематически объединённых фрагментов речи, находящихся в тесной
взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. [8, стр. 156]
Развитие
речи у ребенка напрямую связано с его обучением, в процессе которого ребенок
начинает говорить. При этом первичное овладение родным языком происходит в
процессе деятельного общения, в результате которого достигается поднимание
речи. Способ овладения речи органически связан с её природой, то есть для
полноценного овладения словом необходимо, чтобы оно включалось в процесс
жизнедеятельности ребенка.
В
2-2,5 года речь ребенка выглядит как обычное рядоположение главных предложений,
которые не связаны или мало связаны между собой. И только с 2,5 лет начинают
формироваться в речи придаточные предложения, речь усложняется, выделяются
самостоятельные части речи. Ближе к трем годам появляются первые «почему»,
выражающие причинные отношения.
В
младшем дошкольном возрасте развитие формальной структуры грамматических форм
речи часто опережает развитие мышления. Речевая форма зачастую опережает
мыслительное содержание, внешняя форма опережает внутреннюю, смысловую сторону
речи. Это значит, что наличие у ребенка тех или иных речевых форм не значит,
что он осознает их мыслительное содержание и не говорит о том, что он их
понимает. Важно в процессе обучения проследить как совершается усвоение
смыслов, которые ребенок усваивает. [3, стр. 19]
Каждый
уровень развития мышления является следующим шагом и в речевом развитии. При
этом и сама речь оказывает большое влияние на умственное развитие и мышление
ребенка младшего школьного возраста. Главным в развитии речи является постоянно
совершенствующееся умение пользоваться речью, как инструментом для общения. От
формы общения будет изменяться и форма речи. [8, стр. 46]
Сначала
ребенок общается только с ближайшим окружением – родителями и близкими
родственниками, позже появляется потребность в высказываниях, просьбах,
вопросах и ответах и еще чуть позже в разговорную диалогическую форму. В
младшем дошкольном возрасте у ребенка появляется потребность в более обширной
передаче смысла (рассказ или описание), предназначенное для постороннего
слушателя и понятное ему. Так начинает развиваться связная речь и способность
развернуть мысли в связном речевом построении.