Дошкольное и начальное образование Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формирование правил этикета у детей старшего дошкольного возраста посредством использования синематехнологий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты
формирования правил этикета у детей старшего дошкольного возраста. 5

1.1. Психолого-педагогическая
характеристика детей старшего дошкольного возраста. 5

1.2. Особенности формирования правил
этикета у детей старшего дошкольного возраста. 12

Глава 2. Возможности использования
синематехнологий в формировании правил этикета у детей старшего дошкольного
возраста. 22

2.1. Особенности использования
синематехнологий в образовании. 22

2.2. Формирование правил этикета
посредством использования синематехнологий. 25

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 30

  

Введение:

 

Сегодняшнее
общество устанавливает пред воспитателями, педагогами и родителями задачу
воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного юного поколения,
обладающего абсолютно всеми достижениями созданной человечеством культуры.
Поведенческая культура, являясь составляющей общечеловеческой, отображает
состояние социального развития и совместно с этим проявляет на него
значительное воздействие, еще содержит в себе нравы, традиции, обычаи, порядки,
этикет.

Дошкольное
детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и
развивается личность. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с
правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное
самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

И.Н.
Курочкина определяет этикет, как «свод правил поведения, принятых в той или
иной социокультурной группе, установленный в обществе порядок поведения, включающий
в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений
людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в
общественных местах, манерах и внешнем облике человека».

Знание
современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него
возможности успешного общения в окружающем мире. Приступать к обучению правилам
и нормам этикета целесообразно в дошкольном возрасте, поэтому воспитателю, в
целях эффективности этой деятельности, необходимо знать содержание и сущность
этикета, владеть технологией его обучения.

В современной
научной литературе представлены различные аспекты изучения этикета как
социокультурного явления, предмета освоения и части образовательного содержания
(И.Н. Курочкина, С.А. Козлова, С. В. Петерина и др.). Вопросы отбора содержания
и методики формирования у детей дошкольного возраста представлений о нормах
этикета представлены в работах И.Н. Курочкиной, С. В. Петериной, Л. И.
Дурандиной, Л. Г. Шадриной, Н.И. Формановской, М. В. Ильяшенко, Е.В. Бариновой,
Т. А. Куликовой, И.Б. Дедюлиной, и др.

Интерес к
этикету и нормам этикета в последние годы возрастает. Так Лихачева Л.С.
отмечает, что желание овладеть хорошими манерами в современном обществе не
только не угасает, но даже увеличивается. Свидетельством тому — повсеместно
создаваемые разнообразные «школы этикета и хороших манер» для детей и взрослых,
популярные издания о правилах приличного поведения, расходящиеся большими
тиражами. Это связано с осознанием значения этикета в гармонизации личностных
взаимоотношений, его ролью в формировании позитивного образа современного
образованного и культурного человека.

Объект
исследования: формирование
правил этикета у детей старшего дошкольного возраста посредством.

Предмет
исследования: формирование
правил этикета у детей старшего дошкольного возраста посредством использования
синематехнологий.

Цель
исследования: проанализировать возможности формирования правил этикета у детей старшего дошкольного
возраста посредством использования синематехнологий.

Задачи
исследования:

1. Изучить
психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста

2.
Проанализировать особенности формирования правил этикета у детей старшего
дошкольного возраста

3. Изучить
особенности использования синематехнологий в образовании

4.
Проанализировать особенности формирования правил этикета посредством
использования синематехнологий.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется, как несущий в
себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.

Проблема формирования у дошкольников представлений о нормах этикета и
правилах поведения является весьма актуальной. Самые первые представления о
нормах этикета ребенок получает в семье, в детском саду их соблюдение
необходимо для нормального существования детского коллектива.

В дошкольном образовании особое значение приобретает развитие у детей
навыков положительного взаимодействия
с окружающими, как залога их благополучного развития.

Чем раньше будет начато формирование представлений о нормах этикета
и правил поведения, тем успешнее ребенок
будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила
поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

Очевидно, что
мультфильмы влияют на развитие детей. Почти каждый
ребенок-дошкольник проводит у экрана больше половины своего времени, когда он
находится дома. Кроме этого ребенок смотрит мультфильмы в дороге (в
туристических поездках, по пути в детский сад, если его везут в машине и т.д.),
ходит с родителями в кинотеатры. Мультфильмы — неотъемлемое средство его
социализации.

Мультфильм –
это очень эффективное средство воспитания, оказывает огромное влияние на детей,
как положительное, так и отрицательное. Анализировать и пропускать через себя
поступки и поведение героев помогает сформировать культуру поведения
дошкольников.

Представленная
подборка мультфильмов и формы работы по ним призваны помочь родителям и
педагогам в нелегком деле воспитания культуры поведения дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования правил этикета у
детей старшего дошкольного возраста

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста Для того, чтобы проследить развитие ребёнка и создать необходимые условия, нужно выделить определённые этапы и их границы. Такое детальное рассмотрения и изучения возрастных изменений будет благоприятна для становления личности, так
как позволит не пропустить существенные
новообразования. Хотя каждый ребёнок и развивается по-разному, есть общие закономерности развития и это необходимо учитывать.

В науке есть несколько разных подходов к возрастной периодизации. Наиболее основательным и отсюда
правомерным можно считать подход, предложенный
Л.С. Выготским: «…только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать
надёжное основание для определения
главных эпох построения личности ребёнка, которые мы называем возрастами» [35, с. 247].

По Выготскому возрастная периодизация выглядит так [35]:

-кризис новорождённости;

-младенческий возраст (2 месяца
– 1
год);

-кризис 1 года;

-раннее детство (1 – 3 года);

-кризис 3 лет;

-дошкольный возраст (3 года – 7
лет);

-кризис 7 лет;

-школьный возраст (8 – 12 лет);

-кризис 13 лет;

-пубертатный возраст ( 14
– 16 лет)

-кризис 17 лет.

Остановимся подробнее на особенностях старшего
дошкольного возраста [22].

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является естественным продолжением раннего возраста
в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период, к котором ребёнок
овладевает социальным пространством человеческих отношений через непосредственное общение с близкими взрослыми
и через отношения со сверстниками в игре и общении.

В дошкольном возрасте
продолжается активное овладение
собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему).

В этот период продолжают активно развиваться речь, способность к замещению, к действиям с символами и
использованию знаков, наглядно- действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память.

В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка
развивается настолько, что это
дает основание говорить о детской
личности.

Ребенок к концу дошкольного возраста
учится необходимым эмоциям
и чувствам, которые
помогают ему налаживать продуктивные отношения с другими детьми и со взрослыми. К концу дошкольного возраста ребёнок учится
ответственному отношению к результатам своихдействий и поступков. Ответственность
развивает чувство сопричастности общему делу,
чувство долга.

Вместе с развитием ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в
целом как хорошее так и плохое,
его главными мотивами
поведения становятся общественные мотивы.

Ребенок шести-семи лет способен осознавать нравственный смысл ответственности. В игре и в повседневной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми
и с другими детьми ребенок получает необходимый опыт ответственного поведения. От того, на сколько развито
чувство ответственности до школы, будет зависеть, как он будет относиться к своим новым
обязанностям в школе.

Эмоционально положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально
развивающегося ребенка, ориентирует его на стремление соответствовать положительному нравственному эталону. Ребёнок
эмоционально заинтересован в
том, чтобы окружающие люди уважали его, поэтому он понимает необходимость соответствовать положительному этическому эталону.
У ребенка формируется ответственность как черта личности, когда эта
потребность приобретает личностный смысл.

Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке
взрослого. Правильное поведение
в присутствии взрослого
– первый этап морального
развития поведения ребенка. И хотя потребность
соответствовать правилам  
приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается
только в присутствии взрослого. То
есть он самостоятельно приобретает чувство ответственности за своё поведение, опираясь на помощь
взрослого.

Потребность в признании
проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных
качествах. Ребенок пытается
проанализировать собственное психическое состояние, рефлексирует, проецирует свой поступок на возможные
реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему положительные эмоции, признавали и ценили его хороший поступок.
Ребенок испытывает огромную
потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности, признанием достижений [18].

Общение со взрослыми и другими детьми дает возможность ребенку усваивать образцы социальных норм
поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях
сталкивается с необходимостью подчинять свое поведение
моральным требованиям и нормам. Можно утверждать, что важными
моментами в нравственном развитии ребенка становятся знание норм общения и понимание их ценности и необходимости. Если ребенок до школы имеет развитое чувство
ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством
ответственности он придет и в школу.

Постепенно ребенок научается
идентифицировать себя со сверстниками,
с которыми он был объединен в дошкольном учреждении, и вновь соединяется в школе. Отождествление детей друг с другом
не только как мальчиков и девочек,
но и как сверстников постепенно создает чувство ответственности: сначала
за «нашу группу», затем за «весь наш класс».

За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении
социальным пространством с его системой
нормативного поведения в межличностных отношениях между взрослыми и детьми. Ребенок
осваивает правила взаимодействия с людьми и учится регулировать своё поведение в соответствии с этими правилами.

Большие изменения происходят в умственном развитии ребёнка.

В связи с тем, что круг общения ребёнка значительно расширяется, возникает необходимость в полноценном
овладении средствами общения, основным из которых является
речь. Речь развивается в нескольких направлениях: во-первых, совершенствуется
ее практическое употребление в общении
с другими людьми,
во-вторых, речь становится орудием мышления. Ребенок
начинает не только пользоваться речью, но и осознавать
ее строение. Это имеет важное значение для последующего овладения
грамотой [22].

Развитие словаря и грамматического строя речи. На протяжении всего дошкольного периода
растёт словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством
словарь дошкольника увеличивается примерно в три раза. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка,
ребенок на практике осваивает в основных чертах типы склонений
и спряжений. В это же время дошкольники овладевают сложными предложениями, соединительными союзами,
а также большинством распространенных суффиксов. К началу школьного
возраста ребенок уже в достаточной степени овладевает сложной
системой грамматики, в том числе закономерностями синтаксического и морфологического порядка.
Усваиваемый язык становится для него действительно родным.

В этом возрасте у детей активно развивается фонематический слух. Начиная с пяти-шести-летнего возраста дети
могут производить полный звуковой анализ слова, если они овладевают приемом подчеркнутого произношения отдельных звуков. Этот прием позволяет
детям легко ориентироваться в звуковом составе слова.
Умение производить звуковой анализ слова способствует
успешному овладению чтением
и письмом.

Период дошкольного детства
является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.
В это время совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах
и отношениях между предметами и явлениями, в пространстве и времени. На
основе восприятия предметов и действуя
с ними, ребенок начинает все более точно определять их форму, величину,
цвет, вес, температуру, свойства поверхности и другие характеристики.

Стоит отметить также и развитие
действий восприятия. Об изменении действий
восприятия на протяжении дошкольного возраста можно судить, наблюдая
за тем, как дети разных возрастных групп знакомятся
с новыми для них предметами. Трехлетние дошкольники, когда им дают новый предмет и просят рассказать, какой он, определить,
для чего он может служить,
сразу же начинают
действовать с предметом, манипулировать им. Попыток рассмотреть или ощупать предмет у них
не наблюдается; на вопросы о том,
каков предмет, дети не отвечают. Дети четырех лет уже начинают
рассматривать предмет, но делают это непоследовательно, несистематически, часто переходя к манипулированию. При словесном описании
они называют только отдельные части и признаки, не связывая их между собой
[13].

У детей пяти и шести лет появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать
предмет. Рассматривая предмет, они вертят его в руках, ощупывают, обращая внимание на наиболее заметные
особенности, детали. Только
к семи годам дети (причем
далеко не все) могут
систематически планомерно рассматривать предметы. Этим детям уже не нужно держать предмет в руках, действовать с ним, они
успешно описывают его свойства, пользуясь
чисто зрительным восприятием.

У детей развивается ориентировка в пространстве и времени. К концу дошкольного возраста у большинства детей появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции,
умение менять точки отсчета. Ребёнок учится понимать, что отношения изменяются, если смотреть на предмет с другой стороны:
то, что было спереди, окажется сзади, то, что было слева, будет справа и т.п. Ориентировка во времени для ребенка обычно более трудна,
чем ориентировка в
пространстве. Ребенок живет, его организм определенным образом реагирует на течение времени:
в известное время суток ему хочется
есть, спать и т.д., но сам ребенок долго не воспринимает время. Время непостоянно, текуче,
оно не имеет наглядной формы, с ним невозможно совершать
действия – любые действия происходят во времени, а не со временем. У ребенка знакомство со временем может
начаться только с усвоением обозначений и мер времени, выработанных людьми. Эти обозначения и меры усвоить не
так-то легко, так как они имеют условный
и относительный характер.
Во второй половине
дошкольного возраста ребёнок,
как правило, усваивает
понятия «вчера», «сегодня», «завтра»,
«потом», «сейчас» и начинает правильно
их употреблять в речи. Что
касается представлений о больших исторических
периодах, последовательности событий во времени, длительности жизни людей, существования вещей и т.п., то они на всем протяжении дошкольного возраста обычно остаются
недостаточно определенными – у ребенка нет для них подходящей
мерки, нет опоры на личный
опыт [16].

Основу развития мышления
составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок,
зависит, какие знания он может
усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте
происходит по общему закону усвоения
и интериоризации внешних
ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние
действия и как происходит
их интериоризация, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия
с образами, либо форму действия
со знаками — словами,
числами и др.

В дошкольном возрасте
на основе наглядно-действенной формы мышления
начинает складываться наглядно-образная форма мышления, а потом и отвлечённая, логическая. Мышление, осуществляемое при помощи действий
со знаками, является
отвлеченным мышлением. Отвлеченное мышление подчиняется правилам,
изучаемым наукой логикой, и называется поэтому логическим
мышлением [22]. Дети учатся ставить перед собой познавательные задачи, становятся экспериментаторами. Они учатся устанавливать причинно-следственные связи.
Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами помогают старшим дошкольникам
уточнять представления о причинах
явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию. К концу дошкольного возраста дети начинают
решать довольно сложные
задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих
связях и отношениях в новых условиях.

Внимание, память и воображение в дошкольном возрасте
имеют сходство в развитии. Они приобретают произвольный,
преднамеренный характер.

Достижением дошкольного возраста [26]
является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой.
Начинает развиваться учебная
деятельность. Появляется и интерес к умственному труду, постепенно
формируется готовность к обучению в школе.

Основные особенности физического и психического развития детей шести лет можно представить в виде таблицы
[11] (см. приложение 1). Из неё мы
видим, что в 6 лет дети чаще всего не готовы к школьной нагрузке ни физически, ни психически. Значит
необходимо старших дошкольников диагностировать
на предмет готовности к школе, так как развитие каждого ребёнка индивидуально, и проводить необходимые подготовительные, развивающие мероприятия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы