Курсовая теория на тему Формирование познавательных универсальных учебных действий 2 класса во внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2-го класса 5
2. Методические аспекты формирования познавательных УУД у учащихся 2-го класса во внеурочной деятельности 14
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение 30
Введение:
Актуальность исследования. За последние несколько лет в обществе существенно изменились взгляды о целях образования и способах их достижения. Как известно главной целью образования является формирование личности обучающихся; развитие у учеников умения самостоятельно ставить учебные цели; находить пути их осуществления; исполнять контроль и давать оценку своим знаниям и умениям. То есть в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования существенно расширилось представление о результатах образования, это не только предметные, но и личностные, и метапредметные результаты.
Достижение новых образовательных результатов предполагает формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий. Усвоение учащимися УУД даёт им возможность самостоятельного успешного приобретения новых знаний, умений на основе ключевой компетенции «умения учиться».
Значительная роль в формировании универсальных учебных действий в начальной школе принадлежит внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность развивает у ребёнка личностные качества, формирует интерес к учёбе, помогает адаптироваться в школе, углубляет, обобщает и расширяет знания учащихся, побуждает интерес к самостоятельному обучению.
Внеурочная деятельность разнообразна в своих формах и направлениях: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, трудовая, производственная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность, художественное и социальное творчество, проблемно ценностное общение. Благодаря такому разнообразию идёт учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Поэтому разработаны различные модели организации внеурочной деятельности, при этом учитывается интересы обучающихся и возможности образовательных учреждений. Самой распространенной формой проведения занятия внеурочной деятельности является кружок.
Актуальность проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности не подлежит сомнению. Если урок в большей степени направлен на достижение предметных результатов, то внеурочная деятельность сконцентрирована на достижении личностных и метапредметных результатов.
Объект исследования – процесс формирования познавательных УУД у младших школьников.
Предмет исследования – формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель работы – теоретическое обоснование возможности формирования познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что внеурочная деятельность будут способствовать формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования познавательных УУД у младших школьников.
2. Проанализировать особенности организации внеурочной деятельности как средства формирования познавательных УУД у младших школьников.
Методы исследования. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, интернет-ресурсов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО является требованием современности и ставит перед педагогами сложные задачи по своей новизне, особенно в части формирования УУД во внеурочной деятельности младших школьников. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО мы понимаем образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Целью внеурочной деятельности является развитие личности школьника, его социальной компетенции. Особенностью организации внеурочной деятельности младших школьников является разнообразие спектра видов деятельности, предлагаемых младшему школьнику, такая организация внеурочной деятельности в школе при которой она представляет собой логическое продолжение учебной деятельности.
Универсальные учебные действия — система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира; совокупность действий младших школьников, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. УУД являются элементом преемственности урочной и внеурочной деятельности младших школьников. В ФГОС НОО представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Познавательные УУД понимаются психолого-педагогической литературе в широком значении означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Изучение и анализ научно-методической литературы позволили рассмотреть сущностные характеристики развития познавательных универсальных действий младших школьников.
• формировать познавательные универсальные действия средствами заданий творческого характера;
• обобщать, классифицировать, сравнивать;
• принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности;
• организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность.
– описали особенности внеурочной по русскому языку в начальной школе.
Очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий. Данная работа должна отвечать следующим требованиям:
задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;
познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;
система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Процесс формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности обеспечивается разнообразием ее методов и форм (социальные пробы, кружки по интересам, театры, краеведческие клубы, художественные акции, исследовательские проекты и др.), чередованием форм внеурочной деятельности в соответствии с возрастными особенностями, включением младшего школьника в различные виды (игровая, продуктивная, творческая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.) деятельности.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2-го класса
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования вводят термин «универсальные учебные действия» и характеризуют его в широком значении как умение учиться, т.е. субъект способен саморазвиваться и самосовершенствоваться, используя сознательное и активное присвоение нового социального опыта [18].
Универсальные учебные действия обеспечивают современные развивающие учебно-познавательные процессы и позволяют:
а)добиваться выше отмеченных традиционных результатов;
б)добиваться актуальных новых образовательных результатов:
— овладения способами познания (например, проблемным, проектным, исследовательским);
— развитости самостоятельности и инициативы;
— проявления способностей личности;
в)подготовиться добывать новые научные истины, обогащать науку, решать любые возникающие в жизни проблемы, осуществлять различные проекты;
г)обеспечить способность гибкой адаптации к новым условиям жизни и труда, сохраняя ориентацию на их позитивное изменение [20].
Основные компетенции ученика по овладению умением учиться сводятся к следующим:
— познавать мир как объективную реальность;
— осуществлять сотрудничество с другими людьми, участвующими в познании мира;
— регулировать процессы своего познания, сотрудничества в познании и саморазвития;
— становиться личностью в познаваемом мире, вырабатывать личные убеждения, воспитывать себя [13].
Основные компетенции ученика являются критериями выделения видов универсальных учебных действий. Это действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные (таблица 1).
Таблица 1 — Критерии выделения видов универсальных учебных действий