Методика преподавания истории Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формирование познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе обучения истории

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I. Теоретические
особенности познавательных способностей как педагогическая проблема. 5

1.1 Развитие идеи формирования
познавательных способностей в педагогической науке. 5

1.2 Взаимосвязь познавательных
способностей и личностных особенностей у старшеклассников. 11

Глава II. Практическое
использование игры на уроках истории. 15

2.1 Игры при изучении нового
материала на уроках истории. 15

2.2 Варианты дидактических игр
на закрепление, повторение и обобщение исторического материала. 23

Заключение. 39

Список использованной
литературы.. 41

  

Введение:

 

Российское общество сегодня переживает период глубоких
структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут
не затрагивать сферу образования и воспитания.

Главная задача российской образовательной политики –
обеспечение современного качества образования на основе сохранения его
фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям
личности, общества и государства. Государственная политика в области
образования отражена в документах последнего периода. Так, в Концепции
образования на период до 2010 года дана характеристика состояния современного
обучения в России и определены новые требования, цели и основные задачи
модернизации образования.

Проблемой активизации познавательной деятельности занимались
следующие методисты, психологи и историки: В. Б. Бондаревский [3], Н. Г. Дайри
[9], И. Я. Лернер [16], Ю. К. Бабанский [1]. Особого внимания заслуживают
работы известного педагога Ю. К. Бабанского [1], который на основе своей
многолетней преподавательской деятельности и экспериментальной работы
теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает
методические основы его осуществления на практике. И. Я. Лернер, основываясь на
достижениях педагогической науки и собственных теоретических и
экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения
учащихся при обучении истории, описывает рациональные методы развития их
мышления.

Целью данной выпускной квалификационной работы является
изучение особенностей познавательной деятельности учащихся старших классов.

В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи:

1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность
школьников старших классов.

2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие,
как историческая игра и познавательные задачи.

3. Изучить приемы применения дидактических игр на уроках
истории в старших классах.

Объектом данного исследования является процесс преподавания
истории в старших классах.

Предметом исследования является характеристика
познавательной деятельности учащихся в связи с использованием игровых методов.

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ,
синтез, обобщение и конкретизация выводов, сравнение.

Гипотезой работы выдвигается идея качественного изменения
усвоения учебного материала в связи с использованием методов активизации
познавательной деятельности школьников, при этом игра формирует познавательный
интерес к предмету история; семинарские занятия способствуют углублению знаний
по истории; видеоматериалы воспроизводят образное представление учащихся.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, 2 глав,
заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующий
вывод: игровые технологии — одно из современных средств обучения и воспитания,
имеющее образовательные, воспитательные и развивающие функции, действующие в
органическом единстве. Для
формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания необходимо
создавать подходящие условия, организовывать и постоянно поддерживать сферу их
«личных» взаимоотношений, стимулировать детскую инициативу, свободу в
установлении отношений.

Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра —
средство создания «детского общества». Игра или игровая деятельность включает в
себя как минимум две стороны, две независимые «жизни» участников. Первое — это
сама игра со своими правилами, сюжетом, результатами. Второй — отношения между
людьми (участниками) во время игры. Эта вторая жизнь — это содержание, которому
дети должны научиться в процессе нравственного воспитания. Игра — это
деятельность, в которой усваивается различное содержание и развивается психика
ребенка. В школьных играх не должно быть серости и однообразия. Дидактическая игра на уроках должна постоянно дополнять, углублять и
расширять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его
интеллектуальных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать
положительные эмоции, наполнять жизнь ученика интересным содержанием, быть
средство всестороннего развития ребенка, его интеллектуальных, интеллектуальных
и творческих способностей. и способствовать самоутверждению ребенка. Познание мира в дидактических играх облачается в другие формы, не
похожие на обычный процесс обучения, потому что игры содержат детское
воображение, развитие творческих способностей; самостоятельный поиск ответа,
студенческая активность; новый взгляд учеников на уже известные факты и
явления; пополнение и распространение знаний; установление связей, сходства или
различий между отдельными событиями; свобода выбора учеников; постановка цели и
умение добиваться поставленной цели; многократное повторение учебной программы
в ее различных комбинациях и формах, и, что очень важно, не под давлением, а по
желанию самих учеников; развитие нравственных норм у детей во время игры;
воспитание у детей — будущих взрослых уверенности в себе и самодостаточности. В целом,
когда мы суммируем некоторые варианты использования игры на уроках истории, мы
можем выделить положительные и отрицательные аспекты:

Минус: игра — большая нагрузка для учителя, подготовка к
уроку занимает гораздо больше времени, чем традиционное. Эмоциональное
состояние учителя должно соответствовать той деятельности, которой он
занимается. Учитель играет многомерную роль.

Положительный: успеваемость по предмету значительно
повышается, ответы более глубокие, вдумчивые, личное мнение ученика практически
всегда выражается. Меняется микроклимат на уроке, зарождается взаимопонимание.
Интерес к истории растет.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические особенности познавательных
способностей как педагогическая проблема 1.1
Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке

Проблема познавательных способностей учеников — одно из
важнейших направлений теории и практики педагогической науки, и не только этой.
Он давно привлекает внимание философов, психологов, педагогов, от Сократа до
наших дней.

В педагогической практике, наблюдая за деятельностью
школьников в учебном процессе и сравнивая их учебные достижения, сравнивая
темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся, что они существенно
различаются по своим способностям. Развитие способностей учеников происходит в
процессе обучения и воспитания. Как и другие способности, познавательные
способности ученика формируются путем усвоения содержания материальной и
духовной культуры, техники, науки и искусства в процессе обучения.

В школьной педагогике изучаются различные формы
познавательной деятельности, в том числе любознательность, что отражено в
трудах Д. Н. Годовикова [6], К. М. Рамонова [18], А. И. Ф. Захаревича [13], П.
Г. Сирбиладзе [21] и другие. Считает, что самореализация энергетической
активности ученика происходит в ситуациях, которые приводят его к
самостоятельному принятию решений и действий, к свободному выбору задач и
творческой деятельности. В процессе активизации формируются ценнейшие черты
личности ученика, его активная реакция на окружающую среду, его творческие
устремления. То, что ученик становится субъектом деятельности, обеспечит его
активную жизненную позицию.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы