Курсовая теория на тему Формирование познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе обучения истории
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретические
особенности познавательных способностей как педагогическая проблема. 5
1.1 Развитие идеи формирования
познавательных способностей в педагогической науке. 5
1.2 Взаимосвязь познавательных
способностей и личностных особенностей у старшеклассников. 11
Глава II. Практическое
использование игры на уроках истории. 15
2.1 Игры при изучении нового
материала на уроках истории. 15
2.2 Варианты дидактических игр
на закрепление, повторение и обобщение исторического материала. 23
Заключение. 39
Список использованной
литературы.. 41
Введение:
Российское общество сегодня переживает период глубоких
структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут
не затрагивать сферу образования и воспитания.
Главная задача российской образовательной политики –
обеспечение современного качества образования на основе сохранения его
фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям
личности, общества и государства. Государственная политика в области
образования отражена в документах последнего периода. Так, в Концепции
образования на период до 2010 года дана характеристика состояния современного
обучения в России и определены новые требования, цели и основные задачи
модернизации образования.
Проблемой активизации познавательной деятельности занимались
следующие методисты, психологи и историки: В. Б. Бондаревский [3], Н. Г. Дайри
[9], И. Я. Лернер [16], Ю. К. Бабанский [1]. Особого внимания заслуживают
работы известного педагога Ю. К. Бабанского [1], который на основе своей
многолетней преподавательской деятельности и экспериментальной работы
теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает
методические основы его осуществления на практике. И. Я. Лернер, основываясь на
достижениях педагогической науки и собственных теоретических и
экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения
учащихся при обучении истории, описывает рациональные методы развития их
мышления.
Целью данной выпускной квалификационной работы является
изучение особенностей познавательной деятельности учащихся старших классов.
В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи:
1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность
школьников старших классов.
2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие,
как историческая игра и познавательные задачи.
3. Изучить приемы применения дидактических игр на уроках
истории в старших классах.
Объектом данного исследования является процесс преподавания
истории в старших классах.
Предметом исследования является характеристика
познавательной деятельности учащихся в связи с использованием игровых методов.
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ,
синтез, обобщение и конкретизация выводов, сравнение.
Гипотезой работы выдвигается идея качественного изменения
усвоения учебного материала в связи с использованием методов активизации
познавательной деятельности школьников, при этом игра формирует познавательный
интерес к предмету история; семинарские занятия способствуют углублению знаний
по истории; видеоматериалы воспроизводят образное представление учащихся.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, 2 глав,
заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
На основании вышеизложенного можно сделать следующий
вывод: игровые технологии — одно из современных средств обучения и воспитания,
имеющее образовательные, воспитательные и развивающие функции, действующие в
органическом единстве. Для
формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания необходимо
создавать подходящие условия, организовывать и постоянно поддерживать сферу их
«личных» взаимоотношений, стимулировать детскую инициативу, свободу в
установлении отношений.
Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра —
средство создания «детского общества». Игра или игровая деятельность включает в
себя как минимум две стороны, две независимые «жизни» участников. Первое — это
сама игра со своими правилами, сюжетом, результатами. Второй — отношения между
людьми (участниками) во время игры. Эта вторая жизнь — это содержание, которому
дети должны научиться в процессе нравственного воспитания. Игра — это
деятельность, в которой усваивается различное содержание и развивается психика
ребенка. В школьных играх не должно быть серости и однообразия. Дидактическая игра на уроках должна постоянно дополнять, углублять и
расширять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его
интеллектуальных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать
положительные эмоции, наполнять жизнь ученика интересным содержанием, быть
средство всестороннего развития ребенка, его интеллектуальных, интеллектуальных
и творческих способностей. и способствовать самоутверждению ребенка. Познание мира в дидактических играх облачается в другие формы, не
похожие на обычный процесс обучения, потому что игры содержат детское
воображение, развитие творческих способностей; самостоятельный поиск ответа,
студенческая активность; новый взгляд учеников на уже известные факты и
явления; пополнение и распространение знаний; установление связей, сходства или
различий между отдельными событиями; свобода выбора учеников; постановка цели и
умение добиваться поставленной цели; многократное повторение учебной программы
в ее различных комбинациях и формах, и, что очень важно, не под давлением, а по
желанию самих учеников; развитие нравственных норм у детей во время игры;
воспитание у детей — будущих взрослых уверенности в себе и самодостаточности. В целом,
когда мы суммируем некоторые варианты использования игры на уроках истории, мы
можем выделить положительные и отрицательные аспекты:
Минус: игра — большая нагрузка для учителя, подготовка к
уроку занимает гораздо больше времени, чем традиционное. Эмоциональное
состояние учителя должно соответствовать той деятельности, которой он
занимается. Учитель играет многомерную роль.
Положительный: успеваемость по предмету значительно
повышается, ответы более глубокие, вдумчивые, личное мнение ученика практически
всегда выражается. Меняется микроклимат на уроке, зарождается взаимопонимание.
Интерес к истории растет.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические особенности познавательных
способностей как педагогическая проблема 1.1
Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке
Проблема познавательных способностей учеников — одно из
важнейших направлений теории и практики педагогической науки, и не только этой.
Он давно привлекает внимание философов, психологов, педагогов, от Сократа до
наших дней.
В педагогической практике, наблюдая за деятельностью
школьников в учебном процессе и сравнивая их учебные достижения, сравнивая
темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся, что они существенно
различаются по своим способностям. Развитие способностей учеников происходит в
процессе обучения и воспитания. Как и другие способности, познавательные
способности ученика формируются путем усвоения содержания материальной и
духовной культуры, техники, науки и искусства в процессе обучения.
В школьной педагогике изучаются различные формы
познавательной деятельности, в том числе любознательность, что отражено в
трудах Д. Н. Годовикова [6], К. М. Рамонова [18], А. И. Ф. Захаревича [13], П.
Г. Сирбиладзе [21] и другие. Считает, что самореализация энергетической
активности ученика происходит в ситуациях, которые приводят его к
самостоятельному принятию решений и действий, к свободному выбору задач и
творческой деятельности. В процессе активизации формируются ценнейшие черты
личности ученика, его активная реакция на окружающую среду, его творческие
устремления. То, что ученик становится субъектом деятельности, обеспечит его
активную жизненную позицию.