Курсовая теория Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая теория на тему Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Формирование познавательной активности дошкольников как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста, ее критерии, показатели и уровни 11
1.3. Роль дидактических игр в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 16
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Системный подход к формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами поисково-исследовательской деятельности 21
2.2. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

  

Введение:

 

Проблема познавательной активности детей старшего дошкольного возраста – одна из самых актуальных в теории педагогической и психологической наук, а также в практике дошкольных учебных заведений, поскольку активность является необходимым условием формирования умственных качеств детей-дошкольников, их самостоятельности, инициативности.
С первых лет жизни ребенок нуждается в умение ориентироваться в разнообразии предметов и явлений, способности произвольно регулировать собственную познавательную деятельность. Это обусловлено мощной информационной средой и динамичностью изменений в мире.
Данная проблема способности к восприятию предметов и явлений окружающего их осмысление, осознание взаимосвязи между ними приобретает особую актуальность и возлагает большую ответственность на педагогов дошкольных учреждений в поиске эффективных методов формирования познавательной активности детей дошкольного возраста.
Изменения, происходящие в сфере образования России, привлекают внимание к детским садам и, в частности, к деятельности которую они осуществляют. Дошкольные учреждения играют важное значение в развитии ребенка, формировании его личностных черт, познавательной активности, творчества и саморазвития в дальнейшей жизни.
Одним из средств формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является дидактическая игра, которая вводит ребенка в мир человеческих отношений, реальных жизненных явлений, знакомит его с качествами и свойствами предметов, их назначением, способами использования. Особый интерес у детей вызывают дидактические игры естественного смысла, так как дают возможность получать больше информации о различных объектах и явлениях, которые являются очень привлекательными для детей дошкольного возраста.
Однако, несмотря на широкое применение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе детского сада, их возможности формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста они используются недостаточно.
Таким образом, все выше сказанное и обуславливает актуальность выбранной темы: «Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре».
Объект исследования – процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Цель  теоретически обосновать влияние дидактических игр на формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
 рассмотреть понятие «познавательной активности» в психолого-педагогической литературе;
 сформировать представление о познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, ее критериях, показателях и уровнях;
 выявить роль дидактических игр в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
 рассмотреть методические основы формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и во время поисково-исследовательской деятельности.
Методологические основы исследования. Отметим, что для детей старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью остается игровая. Проблема игровой деятельности всегда находилась в центре внимания ученых, в частности ее, исследовали П.П. Блонский, Д.К. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, З. Фрейд, которые отмечали важную роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, самоуправлении и саморегулировании личности, усвоении и использовании человеком общественного опыта.
Общетеоретические аспекты проблемы дидактической игры были предметом исследований Е.И. Аникеева, А.А. Деркача, А.А. Капской, П.И. Пидкасистого, А.А. Савченко, Л.В. Терлецкой и др.
Эффективность использования дидактических игр в учебно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста представлены в работах Ш.А. Амонашвили, Н.Н. Бибик, Н.С. Вашуленко, Л.В. Короткова, М. Лацаруса, М. Монтессори, М.П. Сикитинськои, Ф.В. Фребеля, Г.С. Холла, Г.А Цукерман, и др. Несмотря на то, что учеными и учителями-практиками подчеркивается важная роли дидактических игр в стимулировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, их применение к сожалению, еще не стало реальностью современного дошкольного учреждения.
Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, классификация и систематизация данных.
Теоретическое и практическое значение. Рассмотренные методы использования дидактических игр в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного могут быть использованы воспитателями и в детском саду и родителями дома.
Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Работа изложена на 34 страницах. Список использованной литературы составляет 30 позиций.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

С переосмыслением приоритетов, целей и задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста актуальной является проблема становления детской личности, выявление и развитие его способностей, приобретение опыта познания.
В настоящее время, несмотря на проводимую в дошкольных образовательных учреждениях работу по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, уровень ее развития у детей остается недостаточно высоким.
Формирования познавательной активности дошкольников осуществляется в процессе обучения, где развиваются познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, память, внимание, воображение, речь.
В научной литературе понятие «познавательная активность» понимается как свойство личности, которое формируется на протяжении его жизни в обществе в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
Критериями познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста являются: познавательная ориентация, интерес, инициатива, самостоятельность, оригинальность. Различают такие уровни познавательной активности дошкольников: репродуктивно-подражательная, репродуктивно-исполнительная, конструктивно-исполнительная, творческая.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что наиболее эффективным средством формирования познавательной активности детей старшего дошкольного уровня является дидактическая игра. Она представляет собой ценное средство воспитания умственной активности детей, стимулирует психические процессы, вызывает у детей старшего дошкольного возраста живой интерес к процессу познания. С помощью дидактических игр дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Они помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Установлено, что дидактическая игра в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения является эффективным методом обучения, поскольку с помощью игры усвоение и запоминание информации происходит эффективнее. С помощью дидактической игры легче сосредоточить внимание ребенка старшего дошкольного возраста, привлечь его к активной работе на различных занятиях (математика, чтение, письмо, музыка, физкультура, при развитии речи, фонетического слуха и др.). Игровая деятельность помогает ребенку адаптироваться в коммуникативном пространстве, ощутить потребность в изучении материала и мотивирует эту деятельность.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка старшего дошкольного возраста к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяет детям эффективно и качественно усваивать материал. Поэтому так важно использовать игры в учебно-воспитательном процессе.
Также важным моментом является то, что игры нужно проводить систематически и целенаправленно на каждом занятии, начиная с элементарных игровых ситуаций, постепенно усложняя и изменяя их.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Формирование познавательной активности дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Категория «активность» является одним из фундаментальных понятий современной науки, которая исследуется в разных направлениях: биологическом, философском, психологическом, педагогическом и т.д. Сущность понятия «познавательная активность» тесно связана с определением активности и отражает психологическую и практическую способность (готовность, стремление) к познанию, к целенаправленному преобразованию окружающей среды и себя в нем.
Различные аспекты проблемы познавательной активности личности нашли отражение в трудах Л.П. Аристовой, М.А. Данилова, Б.П Есипова, И.Я. Лернера, В.И. Лозовой, М.И. Махмутова, Р.К. Низамова, Н.А. Половников, А.А. Савченко, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
В дидактике познавательная деятельность, всегда стимулируется познавательной активностью, тесно связывается с обучением, поскольку в основе учения как деятельности – деятельность познания в различных его аспектах. Соответственно принцип активности рассматривается учеными (В.И Лозовая, П.И. Пидкасистый, А.А. Савченко, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, и др.) как один из главных в дидактической системе. Ученые утверждают, что обучение является эффективным тогда, когда дети проявляют познавательную активность, осознают необходимость и цель своего обучения, планируют и организуют свою работу, проявляют самоконтроль и самооценку. То есть овладение знаниями и развитие личности происходит только в собственной активной деятельности, в целенаправленных усилиях по получению запланированного результата с осознанием всех элементов этой деятельности, а учения является специфической формой познавательной деятельности [22, c. 49-51].
Исследованиями в области дошкольного образования и детской психологии (Л.С. Буркова, Т.Л. Кондратенко, С.А. Ладывир, М.И. Лисина, Л. Лохвицкая, Н.Н. Поддьяков, Е.В. Проскура, Г.Л. Стадник, Т.А. Ткачук и др.) доказано, что именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное становление познавательной активности.
Следует отметить, что в психолого-педагогических исследованиях можно встретить различные определения одного и того же понятия, обусловленные прежде всего областью знаний, в которой используется это понятие, а также авторскими концепциями исследования, совершенствованием средств и методов научного познания и т.д. Это в определенной мере относится и к дефиниции «познавательная активность». Сегодня не существует единого взгляда на содержательное наполнение и определения указанного понятия.
Слово «активность» происходит от латинского activus и означает деятельный, энергичный, инициативный. В справочной литературе приводятся различные определения активности в зависимости от того, какой аспект исследуется. В психологическом словаре подчеркивается связь активности с деятельностью, и приводятся основные характеристики активности:
1) обусловленность действий, выполняемых спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действия;
2) произвольность – обусловленность имеющейся целью субъекта;
3) значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели;
4) надситуативность – выход на грани начальной цели [13, с. 16].
Отметим, что в справочной литературе встречаются также дефиниции «активность личности», «активность поисковая», «активность общая», «активность в обучении» и т.д., которые раскрывают отдельные аспекты, связанные с различными ее категориями.
Другие справочные источники приводят толкование понятие «активность личности» как инициативный влияние на окружающую среду, на других людей и себя; как способность человека к сознательной трудовой и социальной деятельности, степень целенаправленного преобразования ней окружающей среды и самого себя на основе усвоения ею богатств материальной и духовной культуры; как деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе усвоения исторического опыта личности [4, с. 8-10].
Анализ психолого-педагогических источников показывает, что ученые указывают на тесную взаимосвязь активности и деятельности, однако по-разному рассматривают соотношение этих категорий. Часть ученых рассматривают активность как вид деятельности (Е.А. Климов), как высшую форму развития деятельности (А.В Петровский, В.А. Петровский, М.Г. Ярошевский). По мнению других ученых (К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), Активность и деятельность является относительно независимыми друг от друга.
В трудах исследователей можно выделить различные подходы к пониманию понятия «познавательная активность» как:
 деятельное отношение человека к восприятию, познанию и преобразованию мира, проявляется через вопрос, стремление мыслить в процессе восприятия, воспроизведение, понимание, творческого применения (А.А. Савченко);
 состояние индивида, характеризующийся стремлением к обучение, умственным напряжениям, проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями (И. Ф. Харламов);
 готовность и стремление к энергичному овладения знаниями (Н.А. Половникова);
 выявление в учебном процессе волевого, эмоционального, интеллектуального сторон личности (М.И. Махмутов) и др.
Обобщенное определение понятия приводит В.И. Лозовая, которая рассматривает активность как черту личности, которая проявляется в готовности, стремлении к самостоятельной деятельности, качества ее осуществления, выборе оптимальных путей для достижения поставленной цели, проявляя тем самым свое отношение к конкретной деятельности и ее результатам [17, с. 15].
Глубокий анализ проблемы познавательной активности представлены в работе Т.И. Шамовой. По ее мнению, во многих трактовках понятия «активность» авторами осуществлялся односторонний подход к анализу: познавательная активность рассматривалась либо как деятельность, или как черта личности в отрыве от деятельности. Использование их в диалектическом единстве позволяет сформировать единый взгляд на понятие сущности познавательной активности, которую необходимо рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат
Также заслуживает внимания определение учеными основных показателей и уровней познавательной активности. Так, Т.И. Шамова уровень познавательной активности, связывает, во-первых с отношением к обучению, которое проявляется в интересе к содержанию и самому процессу деятельности; во-вторых, со стремлением усвоить сущность явлений и овладеть способами деятельности; в-третьих, показателем, характеризующим уровень познавательной активности, является мобилизация морально-волевых усилий направленных на достижение цели в обучении. Опираясь на эти показатели, Т.И. Шамова определяет три уровня познавательной активности: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая активность [29, с. 52].
В исследованиях по проблеме развития познавательной активности дошкольников учеными подчеркиваются различные ее аспекты. В частности, Т.А. Ткачук рассматривает познавательную активность как самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и обусловленную необходимостью решения познавательных задач, стоящих перед ней в конкретных ситуациях [26, с. 91].
С.Е. Кулачковская и С.А. Ладывир определяют познавательную активность как качественный признак деятельности ребенка дошкольного возраста, свойство самой личности, состояние ее готовности к познавательной деятельности [15, с. 3].
По мнению Б.И. Мухацкой, познавательная активность – это такая активность, в которой ребенок выступает как субъект, который создает свой опыт в определенной степени самостоятельно, но одновременно она является реципиентом внешних воздействий [20, с. 13].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы