Курсовая теория на тему Формирование понятия алгоритма в базовом курсе информатики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы преподавания алгоритмов в школе 5
1.1. Формирование понятия алгоритма у школьников 5
1.2. Учебно-методический комплекс 7
2. Методика формирования понятия алгоритма на уроках информатики 11
2.1. Алгоритмизация в базовом курсе информатики 11
2.2. Разработка конспектов урока по информатике, направленных на развитие алгоритмического мышления 27
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Введение:
Любое живое существо, а тем более человек, с рождения сталкивается с непрерывно изменяющимся миром. Чтобы существовать в этом мире долго и успешно, нужно понимать, что произойдёт в следующую минуту. А поняв это, предпринять действия, которые приведут к нужной цели. Ребёнок учится достигать цели постепенно. Для этого он овладевает различными навыками. Сначала сидеть, ходить, говорить, читать и так далее.
Приобретаемые навыки подразумевают закладывание различных схем для действий в различных ситуациях. Сами схемы и их выбор в зависимости от обстановки является алгоритмом поведения. Чем сложнее навыки, тем более сложные алгоритмы они в себе содержат.
Зная даже некоторые общие принципы, гораздо легче овладевать конкретными навыками. Общими принципами для всех навыков являются базовые алгоритмы, из которых строятся схемы, а также методы построения алгоритмов и их свойства. Например, известный факт, что, освоив один иностранный язык, другой осваивать уже намного проще. Теперь можно ответить на многие вопросы, связанные с алгоритмическим мышлением. Иногда психологи называют его алгоритмический стиль мышления.
Формирование алгоритмического мышления и повышение уровня информационной культуры как задача современного школьного образования.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому необходимо развивать информационную культуру ученика.
Информационная культура представляет собой знания и навыки эффективного пользования информацией; при этом она предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности для просмотра информации в сети Интернет. Иными словами, информационная культура — это есть набор знаний, умений и навыков поиска, отбора, ранжирования и представления информации, необходимой для решения учебных и практических задач.
Сегодняшний выпускник должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, добывать знания, гибко адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни. Если мы хотим вырастить такого человека, то надо формировать у учащихся общие методы мышления, общие способы подхода к любой задаче и проблеме. Алгоритм и является одним из видов общих методов деятельности. Привычка пользоваться алгоритмами становится требованием эпохи, поэтому применение алгоритмического метода и формирование у учащихся алгоритмического мышления становится актуальной темой сегодняшнего дня. В отличие от логического или творческого мышления, предполагающего некоторую свободу интеллектуальных размышлений и умозаключений, алгоритмическое мышление действует по четко заданной системе, не отклоняясь в стороны.
Целью данной работы является изучение особенностей формирования понятия алгоритма в базовом курсе информатики.
Задачи работы:
• Раскрыть понятие алгоритмического мышления,
• Рассмотреть место и роль алгоритмизация в базовом курсе информатики,
• Изучить специфику развития алгоритмического мышления на уроках информатики.
Объект исследования – преподавание базового курса информатики в школе.
Предмет исследования – специфика формирования понятия алгоритма у учащихся школы на уроках информатики.
В структуру данной работы входит: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Обучение информатике не может проводиться без рассмотрения такого важного понятия как алгоритм. Знакомство с алгоритмами — традиционный раздел практически любого курса информатики, так как способность выполнять и разрабатывать алгоритмы занимает одно из центральных мест при обработке информации и решении задач.
Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что алгоритм — это схема последовательных действий, которые приводят к правильному результату. На начальном этапе использования приема уместнее давать ученикам готовые алгоритмы. Работая с ними, ученики учатся планировать свою деятельность, видят образчики сжатого способа подачи информации, учатся вычленять главное в теме.
Однако, в итоге нужно стремиться к тому, чтобы ученики сами научились составлять алгоритмы по теме урока. Обучение алгоритмизации можно проводить в группах, в парах. И как завершающий этап — предлагать работу по составлению алгоритма в качестве индивидуального задания.
Алгоритмический подход способствует развитию у детей умения мыслить, что в значительной степени способствует решению практических задач.
Разделы, связанные с алгоритмизацией, имеются практически у каждого автора учебников по информатике, рассматривается эта тема в разных классах, и объединяет их незначительное количество отведенных часов. А при переходе из младшего звена в среднее происходит полное упущение в изучении тем связанных с алгоритмами. Вследствие этого у учащихся появляется пробел в знаниях, который необходимо заполнить в короткий срок, для того чтобы у них формировалось алгоритмическое мышление — одна из важнейших составляющих современного информационного общества, и к тому же большую часть своих действий человек выполняет по определенным алгоритмам, иногда даже не осознавая этого.
Обучение алгоритмизации начинается с составления простых алгоритмов, при этом необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ученика. В некоторых случаях целесообразно давать готовый алгоритм.
Из практики известно, что вопросы, связанные с понятием алгоритма, даются детям с трудом. Поэтому очень важно искать пути, способные облегчить понимание и усвоение этих вопросов и основной упор на этот раздел информатики следует ставить в среднем звене, когда учащиеся начинают активно познавать себя и окружающую действительность.
Для формирования алгоритмического мышления и полного осознания решения задачи необходимо, чтобы ученик проговорил алгоритм решения, пояснив каждый шаг. Умения четко исполнять алгоритм формируется на протяжении всего периода обучения в школе. Алгоритмирование подчиняет мысли учащихся постоянному, строго логическому ходу, тренирует мышление, играющее важнейшую роль в формировании ключевых и предметных компетенций.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы преподавания алгоритмов в школе
1.1. Формирование понятия алгоритма у школьников
Понятие алгоритма — одно из фундаментальных понятий информатики. Алгоритмизация наряду с моделированием выступает в качестве общего метода информатики. К реализации определенных алгоритмов сводятся процессы управления в различных системах, что делает понятие алгоритма близким и кибернетике.
Формирование фундаментальных понятий по учебным предметам является одной из важнейших задач обучения. Усвоение понятия относится к умению выявлять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Сформированность понятийного словаря свидетельствует, прежде всего, о достаточно высоком уровне овладения учебным материалом.
Алгоритмическому направлению при изучении информатики в начальной школе чаще всего уделяется большое внимание. Однако рассматриваемая линия, как правило, плохо усваивается учащимися. У детей возникают трудности в усвоении базовых структур алгоритма, формировании умений и навыков разработки алгоритмов, у них отсутствует представление о том, что все процессы, протекающие в мире, так или иначе основаны на освоении алгоритмов. Одним из эффективных путей преодоления указанных трудностей является дальнейшее развитие методических средств поддержки алгоритмической линии начального курса информатики и обоснованное их использование для достижения учебных целей.
Вместе с тем, до сих пор не существует единого взгляда на проблему алгоритмической подготовки младших школьников. Поэтому необходимо продолжать поиск целостного подхода к формированию алгоритмического стиля мышления, который, с одной стороны, способствует широкому использованию в учебном процессе алгоритмических подходов, а с другой стороны – развитию интеллекта учащихся.