Теория социальной работы Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Формирование понятийного аппарата для изучения теории социальной работы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

АННОТАЦИЯ. 1

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 Развитие
теории социальной работы.. 5

1.1 Сущность и содержание социальной
работы как вида деятельности. 5

1.2 Этапы развития социальной работы.. 7

1.3 Современное состояние социальной
работы как вида социальной деятельности и научной теории. 10

2 ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ
ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ   14

2.1 Основания социальной работы как
научной теории. 14

2.2 Классификация
понятийно-категориального аппарата теории социальной работы   16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 21

  

Введение:

 

Актуальность темы курсовой работы
состоит в том, что методология социальной работы основывается на научных
знаниях, результатах исследований и анализе практической деятельности
социальных работников. Ее теоретическое обоснование постоянно меняется, развивается
в соответствии с потребностями получателей социальных услуг и общества.
Развитие теорий и моделей социальной работы обусловлено достижениями
родственных наук (психологии, социологии, философии), осмыслением эмпирического
опыта, созданием новых методик работы. Теории способствуют познанию общих
свойств явлений, объясняют события, обогащают идеями, знаниями закономерностей,
благодаря чему развивается непосредственная практика.

Научно-теоретическое осмысление форм
социальной помощи было начато в XIX в. на Западе и с самого начала приобрело
конкретную направленность относительно разных уровней практики социальной
работы: на уровне индивида, группы, семьи, общества.

Особую роль в развитии теории
социальной работы при исследовании практики социальной работы на уровне
индивида сыграли теории З.Фрейда, Б.Скиннера, Ж.Пиаже.

Так, З. Фрейд проанализировал
механизмы функционирования социальных институтов, рассмотрел основные стимулы
человеческой деятельности, развил психоаналитическую концепцию личности.

Скиннер рассматривал проблемы,
связанные с управлением поведением людей. Он считал, что важно учитывать такие
три фактора, как событие, вызывающее определенную реакцию человека, саму
реакцию и его последствия.

Пиаже
сосредоточил внимание на проблемах социализации ребенка.

В отечественной науке большое внимание
уделяется исследованию теории и практики социальной работы. Среди работ,
посвященных этой тематике можно выделить труды В.Альперович, С.А. Беличевой,
Л.К.Грачева, С.И.Григорьева, И.А.Григорьевой, Л.Г. Гусляковой, Н.С. Данакина,
В.В. Колкова, О.С.Лебединской, Г.П. Отюцкого, П.Д. Павленка, А.С. Сорвиной,
С.В. Тетерского, Е.И. Холостовой, Т.В. Шеляг, Н.П.Щукиной и многих других
ученых. В их исследованиях раскрываются важные теоретические основы практики
социальной работы, обозначаются нерешенные концептуальные проблемы, требующие
своего философского осмысления.

Научно-методические аспекты
психосоциальной работы, её содержание и методика, влияние психологических
теорий на разработку и развитие моделей практической социальной работы
представлены в работах М.В.Фирсова, Б.Ю.Шапиро, Л.В.Сафроновой, В.Б.Никишиной,
Т.Д.Василенко.

Следует отметить, что специальных
философских исследований, посвященных изучению именно социальной работы, очень
мало, тем не менее, в трудах многих авторов присутствуют
теоретико-методологические моменты, касающиеся познания философских оснований
той формы общественных отношений, которая соответствует деятельности по
оказанию социальной помощи.

Весьма плодотворным для осмысления природы
социального служения являются работы религиозных философов конца XIX — начала
XX вв., сделавших попытку раскрыть социальный смысл мотивов милосердия и
благотворительности. Наиболее заметное место среди представителей этого
направления принадлежит В.С.Соловьёву, В.В.Розанову, С.Н.Булгакову,
П.А.Флоренскому, ориентировавшимся на искоренение в мире социальной
несправедливости, деяний зла и общественных пороков путём осуществления
милосердия и благотворительности через принципы христианского учения.

Цель курсовой работы — исследовать
процесс формирования понятийного аппарата для изучения теории социальной
работы.

Объект данной работы: теория
социальной работы как наука.

Предмет исследования: понятийно-категориальный
аппарат теории социальной работы.

Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:

— изучить сущность и содержание
социальной работы как вида деятельности;

— описать этапы развития социальной
работы;

— 
проанализировать современное состояние социальной работы как вида
социальной деятельности и научной теории;

— рассмотреть основания социальной
работы как научной теории;

— изучить классификацию
понятийно-категориального аппарата теории социальной работы.

Методы исследования. В процессе
написания курсовой работы использованы такие методы: сбор методических данных,
анализ литературы и применение общенаучных методов исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социальная работа – это профессиональная
деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в
трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В
самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное
явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и
учебную дисциплину.

Как следует из определения социальной
работы, профессиональная деятельность социальных работников способствует
общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений;
содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе
и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории
поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует
взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной
справедливости являются фундаментом социальной работы.

Социальная
работа как учебная дисциплина – вид деятельности, цель которой дать целостное
представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях,
инструментарии, технологии и организации, научить методам этой работы.

Теория
социальной работы как учебная дисциплина – систематизированное изложение с
учебными целями основ теории и практики социальной работы с учетом профиля
учебного заведения. В отличие от науки, задачами которой является познание
недостаточно исследованной области предметного пространства, задача учебной
дисциплины – донести полученные наукой знания студентам в наиболее доступной и
приемлемой форме. Наука всегда идет впереди учебной дисциплины, а по своему
содержанию она обогащена и шире.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Развитие теории
социальной работы 1.1 Сущность и содержание социальной работы как вида
деятельности Социальная
работа является относительно новой практической деятельностью и академической
дисциплиной. Она ориентируется на помощь в решении социальных проблем
отдельного человека, групп, используя определённые методы для решения возникших
проблем. Фундаментальными в социальной работе являются принципы социальной
справедливости и соблюдения прав человека. Во многих развитых странах она с
одной из самых распространенных профессий.

Несмотря
на то, что некоторые ученые начинают отсчет ее истории чуть ли не со времен
дохристианской Руси, не следует отождествлять благотворительность и
профессиональную деятельность специально подготовленных специалистов,
применяющих научные, проверенные практикой модели и подходы. По подобным
соображениям нельзя относить к профессиональной социальной работе меры по
социальной защите пожилых людей, детей-сирот, других уязвимых групп, которые
осуществлялись разными советскими ведомствами (по социальному обеспечению,
здравоохранению, народному образованию, внутренним делам). Исповедуемая ими
философия и практика помощи значительно отличались по своим ценностям от того,
что является сущностью социальной работы [18, с.34].

Как
самостоятельный вид деятельности социальная работа утвердилась в России в
середине 90-х годов XX ст. Это было вызвано масштабными изменениями в обществе,
прежде всего социально-экономическим кризисом, а соответственно с появлением
уязвимых групп населения, нуждающихся в профессиональной помощи, поддержке и не
только материальной. Ведь социально-экономический кризис сопровождался идейным:
разрушались привычные для многих людей идеологические, нравственные принципы,
они оказались наедине со многими неизвестными им проблемами, что внушало
чувство неопределенности и нестабильности. Актуальные общественные потребности
обусловили ощутимый интерес к постоянно растущей теории и практике социальной
работы.

До
недавнего времени на международном уровне не было универсального определения
социальной работы как профессиональной деятельности, единого понимания того,
какие виды деятельности могут быть включены в социальную работу, что является
ее объектом, кто ее клиентами, каковы ее методы, кто такие социальные
работники. Сформулировано оно было в июне 2002 г. Международной федерацией
социальных работников и Международной ассоциацией школ социальной работы с
учетом общественного значения деятельности социальных работников, а не
конкретных видов помощи. В нем говорится, что профессия «социальный работник»
поощряет социальные изменения, решение проблем в человеческих отношениях,
продвигает идею наследования (предоставления власти и мобилизации), а также
расширения границ свободы людей с целью улучшения их жизни. Социальная работа
возникает там, где есть взаимодействие людей с окружающими людьми [6, с.21].

Определенные
уточнения сущности социальной работы содержатся в комментарии к этому
определению: «Социальная работа, осуществляемая в различных формах, существует
там, где происходят многочисленные комплексные взаимодействия между людьми и их
средой. Миссия социальной работы – это предоставлять людям возможность полнее
развивать собственный потенциал, обогащать свою жизнь и предупреждать
возникновение дисфункций. Профессиональная социальная работа направлена ​​на
решение проблем и перемен, а социальные работники являются «агентами» изменений
в обществе, жизни людей, семей и общин, которым они прислуживаются. Социальная
работа имеет систему ценностей, теорий и практики, взаимосвязанных» [21, с.102].

В
этом комментарии говорится также о том, что социальная работа вышла из
гуманитарных и демократических идеалов, поэтому ее ценности основываются на
признании равенства, значимости и достоинства всех людей. В этой связи она
направлена ​​на удовлетворение потребностей людей и развитие человеческого
потенциала. Главной ее мотивацией есть права человека и социальная
справедливость. Этим обусловлены ее повседневное внимание к уязвимым группам
населения, стараниям по искоренению бедности, предоставлению свободы отверженным,
подавленным людям с целью их привлечения к активной и полноценной социальной
жизни. Методология социальной работы основывается на доказательных научных
знаниях, а результаты оценивают с учетом конкретных условий ее осуществления.

Следовательно,
социальная работа является специфическим видом профессиональной деятельности по
оказанию государственного и негосударственного содействия человеку в целях
обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни.

Социальная
работа – это область научных знаний и профессиональная деятельность,
направленная на поддержание и оказание квалифицированной помощи любому
человеку, группе людей, общине, которая расширяет или восстанавливает их
способность к социальному функционированию, способствует реализации гражданских
прав, предотвращает социальное исключение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы