Русский язык, методика преподавания. Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формирование орфографической зоркости 1класс

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Сущность понятий «орфография», «орфографическая зоркость». 5

Глава 2.
Орфографические упражнения в 1 классе. 10

2.1
Списывание как вид орфографического упражнения. 10

2.2
Предупредительный и объяснительный диктант как вид орфографического упражнения. 12

Глава 3.
Условия формирования орфографической зоркости у первоклассников  14

3.1
Закрепление умения различать гласные и согласные, звонкие и глухие звуки  14

3.2
Закрепление умения соотносить написание и произношение слов. 17

3.3
Закрепление умения подбирать однокоренные слова, изменять форму слова  19

3.4 Работа
над ошибками. 21

Заключение. 24

Список
литературы.. 26

Приложение…………………………………………………………………………29  

Введение:

 

Актуальность
исследования.

В последнее время предметом обсуждения учителей начального общего образования
являются трудности обучения детей младшего школьного возраста грамотности.
Орфографическая грамотность у детей младшего школьного возраста в современное
время нуждается в особом внимании и развитии.

Проблема формирования грамотности у
младших школьников, воспитание у них потребности к изучению «живого
великорусского языка», пониманию того, что без знаний родного языка человек не
может быть культурным, становится одной из актуальных на сегодняшний день.

Отсутствие
орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из
главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее
знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе
письма. Главной причиной «орфографической слепоты» школьников ученые и учителя
считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости.

Проблема
повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей,
методистов, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни, так как,
несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи их
воспитанников остается в целом весьма низкой. Начинать работу по формированию
орфографической зоркости целесообразно уже с первоклассниками, т.к. заложенные
в 1-м классе представления об орфограммах, их поиске и проверка становятся
основой для орфографической грамотности.

Изученность темы исследования. Учеными
давно был доказан тот факт, что успешность обучения русскому языку у учащихся
напрямую зависит от развития у них орфографической зоркости. Этот факт в своих
трудах доказали В.Ф. Иванова, С.Ф. Жуйков, П.С. Жедек, М.Р. Львов, М.М.
Разумовская и мн.др.

Понятие
«орфографической зоркости» в научно-методический оборот ввел еще В.П.
Шереметевский. А учение Н.Н. Алгазиной о признаках, позволяющих опознать
орфограмму, позволило дать толчок к развитию методической работы по
формированию орфографической зоркости у учащихся.

Пути,
средства и условия формирования орфографической зоркости у учащихся
рассматривали в своих исследованиях М.Р. Львов, М.М. Разумовская, Н.С. Рождественский,
Л.Б. Селезнева, Л.А. Фролова и др.

Тема курсовой работы:
«Формирование орфографической зоркости 1 класс».

Объект исследования:
орфографическая работа в 1-м классе.

Предмет исследования: формирование
орфографической зоркости в 1-м классе.

Цель исследования:
изучить особенности формирования орфографической зоркости у первоклассников.

Объект,
предмет и цель исследования предполагают решение следующего комплекса задач:

1.               
Рассмотреть сущность понятий «орфография»,
«орфографическая зоркость».

2.               
Дать характеристику орфографическим
упражнениям в 1-м классе (списыванию, предупредительному и объяснительному
диктанту).

3.               
Описать условия формирования
орфографической зоркости у первоклассников.

Методы исследования:


анализ научно-методической литературы по теме исследования;


обобщение педагогического опыта;


синтез научных теорий;


дедукция и индукция.

Структура работы. Курсовая
работа представлена введением, тремя главами основной части, заключением,
списком литературы и приложением.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В
современном обществе повышается уровень требований к системе образования. В
связи с этим главная задача обучения русскому языку состоит в том, чтобы
повышать уровень грамотности вообще и у младших школьников в частности. В
настоящее время обладание высоким уровнем грамотности является неотъемлемой
составляющей как обучающегося, так и специалиста.

Формирование
грамотности начинается еще в начальной школе, поэтому именно учитель начальных
классов в ответе за то, насколько грамотным будет подрастающее поколение.
Важность этой проблемы всегда признавалась методистами, учителями и родителями.
С введением ФГОС НОО вопросы, касающиеся орфографической грамотности, стали еще
более актуальными. Так как уровень сформированности орфографической грамотности
напрямую зависит от уровня сформированности орфографической зоркости, учителям
необходимо начинать работу по формированию умения обнаруживать орфограммы в словах
с первых этапов обучения детей в школе, т.е. уже в 1-м классе. Особое значение
в этом процессе имеют опознавательные признаки орфограмм – особые приметы орфограмм,
сигнализирующие о сомнительном написании. Это направление в работе учителя
начальных классов должно занять достойное место.

По
итогам выполнения курсовой работы удалось достичь поставленной во введении цели
работы, что позволило изучить особенности формирования орфографической зоркости
у первоклассников.

Для
достижения поставленной цели были решены следующие задачи:


была рассмотрена сущность понятий «орфография» и «орфографическая зоркость»;


была дана характеристика орфографическим упражнениям в 1-м классе (списыванию,
предупредительному и объяснительному диктанту);


были описаны условия формирования орфографической зоркости у первоклассников.

Таким
образом, цель работы была достигнута, а задачи реализованы в полной мере.

В
заключение отметим практическую значимость исследования и ее научные
перспективы.

Практическая
значимость курсовой работы состоит в систематизации и обобщении
научно-методического материала по проблеме формирования орфографической
зоркости у первоклассников. Подобранные в рамках курсовой работы примеры
упражнений и заданий, реализующих условия эффективного формирования орфографической
зоркости у первоклассников, могут быть использованы учителями в учебном
процессе. Также материалы работы будут полезны студентам, обучающимся по
специальности «Методика преподавания русского языка», родителям, воспитывающим
детей, приступивших к школьному образованию.

Тема
исследования также имеет научные перспективы. Прежде всего, можно реализовать
на практике все описанные упражнения и условия формирования орфографической
зоркости учащихся 1-го класса, чтобы определить их эффективность. Также полезно
рассмотреть вопросы преемственности в аспекте изучения процесса формирования
орфографической зоркости у учащихся в начальном звене.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Сущность понятий «орфография», «орфографическая
зоркость»

 

Орфографической
зоркостью называют умение за короткое время найти орфограммы в предложенном
отрывке текста, после чего установить типы этих орфограмм.

Ученик быстрее
научится писать грамотно, если формы деятельности школьников будут различными.

Изучая специфику
осваивания орфографии, во-первых, необходимо различить орфограммы. Стоит
упомянуть о различных определениях такого слова, как «орфограмма».

«Орфограммой
называется написание, находящееся в соответствии с конкретным орфографическим
правилом».

«Орфограмма –
правописание между словами либо в одном слове, которое можно написать с помощью
различных графических знаков, однако верным является только один»
 [2].

Необходимо, чтобы
ученики умели работать с орфограммами в любом случае. Зачастую, однако, педагог
пропускает этап обучения пониманию существования орфограмм в словах. В качестве
теоретической базы данного обучения берутся свойственные орфограммам признаки:

1. Несоответствие
звука букве.

2. Те звуки, с помощью
которых получается более всего несоответствий. Такие звуки называются опасными
и учеников нужно знакомить с ними как можно раньше:

— это гласные – о, а,
а также е, и;

— пары: «ча-ща» и
«жи-ши», а также «чу-щу»;

— также это сочетания
глухих и звонких согласных звуков;

— некоторые согласные
в конце слов, способные оказаться безударными положениями фонем г, б, д, в, ж,
з;

— пары «здн-зн»,
«стн-сн», с часто попадающимися непроизносимыми согласными; — особо
внимательными нужно быть с буквами е, я, ю, ё;

— нужно рассматривать
как «опасные позиции» в слове соединение корня с приставкой, окончание,
некоторые другие.

3. Соединяющие гласные
буквы в сложных словах; морфемы; несколько морфем – несколько приставок или
суффиксов
 [16].

После обнаружения
существующих в слове морфем, школьник уже осознанно находит орфограмму. Так
происходит потому, что он предвидит сложности (орфограммы), возможные в
написании приставок, корней, а также те, которые могут быть на соединении
морфем.

К примеру, ученик,
обнаружив корень в слове, знает, что в нем скорее всего встретятся согласные
(глухие либо звонкие), а также безударные гласные, проверить которые можно,
изменив форму слов либо подобрав к ним родственные слова

При обнаружении
сочетания морфем, ученик предполагает наличие двойных согласных, обязательности
проверки на соединении морфем глухих и звонких согласных букв.

Учащийся, имея
представление о типах орфограмм, а также владея хотя бы минимальным опытом их
обнаружения, будет более целенаправленно заниматься поиском орфограмм.

В определенной системе
в процессе проведения упражнений важно ориентироваться на установленные условия
работы с каждой группой учащихся, а именно:

1. Уровень подготовки
учащихся, какими знаниями и навыками они обладают в области орфографии.

2. Степень речевой
культуры.

3. В каких условиях
языковой среды находится ребенок
 [13].

Эффективному обучению
правописания помогает:

— детальный подход при
выборе дидактического материала;

— разные упражнения,
которые базируются на различных видах памяти и правилах;

— поэтапное усложнение
знаний орфографии;

— при выполнении
орфографических задач, учащиеся должны больше времени уделять самостоятельной
работе
 [1].

Главным условием
эффективной работы по орфографии является использование разных приемов и
упражнений. Однако при определении приема, не стоит ориентироваться на самотек.
В этом случае учитываются все специфические особенности каждого при выборе того
или иного приема, а также какого рода упражнение лучше всего использовать.
Рациональность использования того или другого приема или упражнения с
методологической позиции можно определить следующими условиями:

— насколько отвечает
его уровень материалу, который сейчас проходят;

— степень готовности
учеников освоить новый материал;

— доступность прима с
соображения тех умений самостоятельной работы, которые есть у учеников;

— последовательное
применение выбранных на основании определенной задачи приемов
 [9].

С учетом характера орфограммы
орфографические навыки можно разрешить на две группы:

навыки, формируемые на
фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок,
суффиксов);

— навыки,
формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописания окончаний). Но и в
той и в другой группе, центральное место занимает умение видеть орфограмму, то
есть орфографическая зоркость, которая не возможна без понимания сущности
орфограммы
 [9].

Ученик
сможет грамотно решить орфографическую задачу, если:

— найдет
орфограмму и верно определит ее тип;

— наметит
способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы и определит
последовательность действий при решении задачи;

— выполнит
намеченную последовательность действий и напишет слово
 [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы