Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I.
Теоретические основы формирования выразительного чтения в младшем школьном
возрасте. 5

1.1 Формирование выразительного
чтения младших школьников как психолого-педагогическая проблема. 5

1.2 Анализ статей по формированию
навыков выразительного чтения младших школьников. 13

1.3. Изучение педагогического опыта
по формированию выразительного чтения младших школьников на уроках
литературного чтения. 26

Выводы по первой главе. 31

Заключение. 32

Список
использованной литературы.. 35

  

Введение:

 

Актуальность.

Выразительное чтение
играет большую роль в общей системе развития речи школьников. Особое значение
приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах школы, где
происходит процесс усвоения детьми литературного языка.

Умения и навыки
выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и
умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий
общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных
предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Несмотря на положительные
достижения в решении проблемы Развития речи в младшем школьном возрасте на
теоретическом и практическом уровне, в педагогической практике сложилось противоречия между необходимостью
формирования выразительного чтения младших
школьников и недостаточной изученностью условий, путей и средств решений этой
проблемы в педагогической практике.

Выявленное противоречие
обусловило выбор темы курсового исследования: «Формирование навыков выразительного чтения младших школьников на
уроках литературного чтения».

Проблема нашего
исследования: каковы педагогические условия и средства формирования навыков
выразительного чтения младших
школьников на уроках литературного чтения.

Цель исследования: выявление педагогических
условий и средств формирования навыков выразительного чтения младших школьников на уроках
литературного чтения.

Объект исследования: процесс формирования
навыков выразительного чтения младших
школьников.

Предмет исследования: педагогические условия и
средства формирования навыков выразительного чтения младших школьников на
уроках литературного чтения.

Задачи нашего
исследования:

1.Изучить формирование выразительного чтения младших школьников как психолого-педагогическую проблему.

2. Провести анализ статей по формированию навыков
выразительного чтения младших школьников.

3. Изучить педагогический опыт формирования навыков выразительного
чтения младших школьников на уроках
литературного чтения.

Методологической основой нашего исследования
являются основные положения теории деятельности А. Н. Леонтьева, теории
культурно-исторического развития психики Л. С. Выготского, а также идеи
гуманистического и системно-деятельностного подхода к обучению
Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова.

Теоретическая значимость
исследования. Выполнен психолого-педагогический анализ формирования
выразительного чтения младших
школьников, педагогические условия формирования выразительного чтения младших школьников.

Практическая значимость нашего исследования
заключается в разработке технологических карт уроков литературного чтения,
направленных на формирование выразительного чтения младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Выразительное чтение –
это искусство воссоздания в живом слове мыслей и чувств, которыми наполнено
художественное произведение, выражения отношения исполнителя к произведению.

Выразительное чтение в
начальной школе считается интенсивной формой обучения литературе, плодотворным
средством эстетического воспитания, воспитания нравственных чувств, духовного
обогащения и развития младших школьников.

По словам О.В. Кубасовой,
«выразительное чтение – это умение использовать основные средства
выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и
смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой,
убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории,
сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и
которое он пытается раскрыть посредством своего чтения» [10].

Развитие речи ребенка
младшего школьного возраста протекает путем непосредственно практики этого
общения. Теперь, как говорилось выше, ребенок общается уже не только с родными,
но и с другими людьми, для которых должна быть ясна его речь. Таким образом,
сложные процессы развития речевого аппарата ребенка приводят и к его изменениям
в психических процессах, совершенствуя теперь еще и аспекты мышления [2, c.40].
Компоненты речи — это ключевые факторы, которые особо важны для ребенка при
переходе на школьное обучение. При исследовании, которое проводит педагог или
психолог, выявляется степень овладения родным языком.

В следствии таких исследований
специалистом также заключаются данные и об общем психическом развитии ребенка.
Содержание способностей речи, элементы для изучения речи — все это является
основой для понимания речевой готовности ребенка к обучению.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические
основы формирования выразительного чтения в младшем школьном возрасте

1.1 Формирование
выразительного чтения младших школьников как психолого-педагогическая проблема Выразительное чтение –
это искусство воссоздания в живом слове мыслей и чувств, которыми наполнено
художественное произведение, выражения отношения исполнителя к произведению.

Выразительное чтение в
начальной школе считается интенсивной формой обучения литературе, плодотворным
средством эстетического воспитания, воспитания нравственных чувств, духовного
обогащения и развития младших школьников.

По словам О.В. Кубасовой,
«выразительное чтение – это умение использовать основные средства
выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и
смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой,
убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории,
сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и
которое он пытается раскрыть посредством своего чтения» .

По мнению Т.В. Рыжковой,
выразительное (художественное) чтение – это вид художественной деятельности.
Как у любой деятельности, у выразительного чтения есть свои цели, мотивы,
потребности, средства, свой предмет, свои поступки (действия, операции), свой
результат. Результат деятельности – восприятие произведения слушателями и их
эстетические реакции на произведение и на исполнение; повышение уровня культуры
и уровня эстетического и духовного развития слушателей.

Учёный-педагог М.А.
Рыбникова считает, что «выразительное чтение – это «первая и основная форма
конкретного, наглядного обучения литературе…».

Выразительное чтение –
одна из возможностей проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать
внутренний мир героев произведения.

 Впервые указанная проблема была освещена еще
великими древними мыслителями. Такие авторы как Аристотель и Демосфен в своих
работах отразили мысли о некоторых качествах речи. Демосфен выделяет наиболее
важные, по его мнению, качества грамотной и красивой речи, к которым относятся
«ясность, логичность, а также выразительность». По его словам, «самым важным
аспектом в искусстве речи является произнесение» [2, c.68].

Теория ораторского
искусства является основополагающей работой в области построения правильной
речи человека. Таким образом, римские мыслители также были заинтересованы в
развитии вопроса о грамотной и выразительной речи [1, c.14].

Например, Цицерон
полагал, что основой качественной речи является ее красота и содержание:
«Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет
удовольствие, и производит на них сильное впечатление». В отечественной
литературе также отражены мысли об ораторском искусстве и развитии речи в
целом. Считается, что основоположником русского красноречия является М.В.
Ломоносов, который отразил в своем труде «Краткое руководство к красноречию»
ключевые проблемы, связанные с выразительной стороной речи. Помимо этого,
Ломоносов в своем труде указывать и такие немаловажные аспекты, как
рекомендации непосредственно к обучению красноречию. Стоит выделить среди них
подражание авторам хороших речей или текстов, а также природные данные и
конечно самостоятельные упражнения по развитию речи [3, c.77].

И.С. Рижский, а также А.С. Никольский и многие другие
отечественные филологи полагали, что «использование в речи человека
выразительных средств подчеркивает важность его гражданского и общественного
становления как личность». Успех такого говорящего выражается в овладении им
устной речи, а также умением находить правильные средства языка для выражения
своих мыслей [4, c. 23]. А.Ф. Мерзляков говорил, что «выразительная
сторона речи должна отвечать ее содержанию» [4

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы