Курсовая теория на тему Формирование навыков самообслуживания как средство самопознания ребенка младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения
самопознания ребёнка младшего дошкольного возраста. 5
1.1 Понятие, структура, средства,
этапы формирования самопознания ребёнка 5
1.2 Возрастные особенности детей
младшего дошкольного возраста. 10
Глава 2 Организация процесса
формирования навыков самообслуживания, как фактора развития самообслуживания. 15
2.1 Понятие и виды навыков
самообслуживания. 15
2.2 Факторы, способствующие
формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 25
Введение:
Актуальность исследования.
Дошкольный возраст считается оригинальным и самоценным временем становления. В
этом возрасте формируются основные значимые и фундаментальные людские
возможности, такие как познавательная активность, любознательность,
уверенность, фантазия, самостоятельность.
Самостоятельность
дошкольника — это всегда продукт его собственной инициативы. Она не дается от
рождения, она формируется и достигает определенного уровня развития в
результате привлечения малыша к организованной взрослым деятельности. Самостоятельность
занимает одно из ведущих мест в структуре базовых качеств личности, таких как:
произвольность, самостоятельность и ответственность, креативность,
инициативность, свобода поведения и беспечность, самосознание, самоутверждение,
самооценка.
Трудовое воспитание
маленьких граждан начинается уже с первых лет жизнь во время пребывания в
детском саду. Подготовка дошкольника к самостоятельной трудовой деятельности и
является одной из задач детского учреждения.
Самообслуживание — это
начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания
имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом.
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать
за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.)
непосредственно влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к
его независимости.
К сожалению, в последнее
время все больше родителей слишком опекают своего ребенка. Некоторые родители
зачастую делают все за детей (одевают, кормят и т. п.), считая, что их чадо все
еще маленькое или просто торопясь куда-либо. Это приводит к тому, что у ребенка
не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. В связи с
вышесказанным встает проблема развития навыков самообслуживания у детей
младшего дошкольного возраста.
Младший дошкольный
возраст — особый период в жизни ребенка. В возрасте 3-4 лет у ребенка начинает
складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается
активность, а стремление к самостоятельности становится основной
характеристикой возраста. ("Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду.")
Ребенок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но его
внимание по-прежнему остается неустойчивым, он все так же быстро отвлекается,
утомляется. Особый интерес ребенок проявляет к людям, выполняющим любую работу.
Самообслуживание является
основным в развитии ребёнка, потому что именно с младшего дошкольного возраста
начинается формирование таких черт характера: воля, уверенность в себе,
появляется желание добиваться успехов, появляется стремление к назначенной
цели, а также активность и большое упорство для её достижения.
Для того, чтобы
воспитание элементарных навыков самообслуживания осуществлялось успешно в
дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать среду,
направленную так, чтобы она не препятствовала этому процессу
Исследования, проведённые
психологами: Александром Владимировичем Запорожцем, Александром Георгиевичем
Ковалёвым, Алексеем Николаевичем Леонтьевым, Анной Александровной Люблинской,
Сергеем Леонидовичем Рубинштейном доказывают то, что именно период младшего
дошкольного возраста открывает благоприятные возможности к формированию основ
самостоятельности, а также творчества ребёнка.
Проблема формирования
элементарных навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста
связана с тем, что: низкая мотивация родителей, позиция полной опеки,
сложившийся стереотип отношений. (Родителям проще все делать самим, и они не
видят смысла в обучении навыкам самообслуживания.)
Цель исследования:
рассмотреть формирование навыков самообслуживания как средство самопознания
ребенка младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – самопознания
ребенка младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирование
навыков самообслуживания.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие,
структуру, средства, этапы формирования самопознания ребёнка.
2. Исследовать возрастные
особенности детей младшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть понятие и
виды навыков самообслуживания.
4. Изучить факторы,
способствующие формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного
возраста
Методы исследования:
теоретический анализ и обобщение научно-методической.
Практическая значимость
исследования заключается в том, что результаты исследования формирование
навыков самообслуживания как средство самопознания ребенка младшего дошкольного
возраста могут быть использованы в педагогическом процессе детского сада,
применяемые педагогами для более эффективного взаимодействия для развития
ребенка.
Структура: работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Самообслуживание является
основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться,
умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от
взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать
препятствия.
Овладение навыками
самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой,
пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую
влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его
независимости.
Формирование навыков
самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и
знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой
моторики и зрительномоторной координации, а также умения выполнять действия по
подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую
последовательность действий.
Следует предоставить
ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта
сфера деятельности – в игре. На этом этапе взросления будет полезна ролевая
игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, она и
послужит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и
апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э. Эриксон).
Формирование привычек и
навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием
взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит
от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального
отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в
определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется
формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые
обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть.
При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо,
преодолевая трудности разного характера.
Воспитание у детей
элементарных навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их
здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В
конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил
и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Таким образом, в раннем
детстве на основе овладения элементарными навыками самообслуживания у детей
складываются предпосылки для понимания правил поведения, определяющих
необходимость их выполнения. А в младшем дошкольном возрасте дети усваивают
первые этические нормы. Он «открывает», что за каждым элементарным навыком
стоит определённое правило поведения, которое продиктовано нравственными
нормами человеческого общества.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения самопознания ребёнка
младшего дошкольного возраста 1.1 Понятие, структура, средства, этапы формирования
самопознания ребёнка Личность человека
формируется путем самопознания, самоопределения, самовоспитания, самоконтроля,
самооценки. Именно эти процессы позволяют человеку приобрести таких качеств,
как ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность,
твердость взглядов и убеждений, умение управлять собственным поведением и
действиями, обдумывать свои поступки и отвечать за них.
Какой я? Каким бы я хотел
стать? Что нужно делать для того, чтобы быть таким, как я хочу? Самопознание
даст ответ на первый вопрос, самоопределение — на второй, а самовоспитание — на
третий. Самоконтроль поможет не отклоняться от выбранного пути, а самооценка
даст ответ на вопрос «достиг ли я поставленной цели?» [2,
c. 58].
Самопознание — это
средство приобретения собственного опыта, начальный этап самовоспитания
личности, изучения своих свойств, системы ценностей, жизненных намерений,
характера. Оно позволяет в полной мере использовать свои возможности в учебе,
труде, в общении с другими людьми, в занятии каким-либо делом.
Самопознание — это важная
и сложная задача для человека. Как ни странно, но оказывается, что совсем не
легко познавать самого себя, наблюдать за собой, оценивать самого себя. Это
постоянная внутренняя работа, которую мы должны осуществлять самостоятельно.
Процесс самопознания
включает в себя самонаблюдение, рефлексию, самоанализ и самооценку.
Самонаблюдение –
наблюдение за своими действиями, поступками, мыслями, чувствами. Оно является
необходимой предпосылкой контроля личности за собственным поведением и
деятельностью. При исследовании некоторых особенностей течения переживаний
специально организованное наблюдение может выступать как ценный
научно-исследовательский метод (так называемый интроспективный метод).
Использование
интроспекции требует высокой психологической культуры человека. Наблюдение — сугубо
человеческий метод познания объективной реальности. Оно требует активизации
всех психических процессов личности, особенно внимания и мышление [1, с. 165].
Способность к
самонаблюдению на определенном возрастном этапе развития человека перерастает в
способность к рефлексии.
Рефлексия (от лат.
reflexio – поворачивание назад, изгиб, отражение) – осмысление человеком
предпосылок, закономерностей и механизмов собственной деятельности, социального
и индивидуального способа существования; самоанализ.
Теоретическая рефлексия —
осознание парадигмальных основ, эталонов, стандартов и процедур
познавательного процесса и его результата – объективного знания. Содержание
рефлексии — переход неявного знания в явное, формализованное и логически
расчлененное с применением гипотез, идеализаций. Средства рефлексии – анализ
смысловых устоев определенной системы знания, изменение старых парадигм на более
совершенные. Цель рефлексии — методологическое обоснование теоретической системы.
Результат рефлексии — обогащение ее объекта путем обнаружения концептуальных
структур более высокого порядка обобщения. Индивидуальная рефлексия – это не
только интроспекция собственной психики, но и осмысление своей жизненной
программы, принципов мироотношения, целей, ценностей, требований, установок,
стремлений. Непосредственная психическая активность — познание, переживание,
общение – неотделима от ее рефлексивного осознания как средства психического самоконтроля
и самосовершенствования. Результат индивидуальной рефлексии — образ " я "
— лишь тогда адекватно отражает реальное