Курсовая теория на тему Формирование мотивационной и эмоциональной готовности к профессиональной деятельности студентов дефектологов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Формирование мотивационной и эмоциональной готовности к профессиональной деятельности студентов дефектологов 4
1.1. Понятие мотивационной и эмоциональной готовности к профессиональной деятельности. 4
1.2 Личностные особенности студента дефектолога 8
1.3 Различные психологические подходы к формированию мотивационной и эмоциональной готовности 12
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Введение:
Формирование мотивационной и эмоциональной готовности к профессиональной деятельности студентов дефектологов, или студентов любой другой специальности, является такой же важной задачей для учебного заведения, как и получение определённых знаний студентами. Тема является актуальной, так как социально-экономическая и политическая ситуации являются динамичными, а вследствие и условия труда могут меняться, и важным условием для профессионала является выполнение должностных обязанностей на требуемом уровне.
Знания и готовность работников должна соответствовать требованиям работодателей в современных условиях, чтобы быть конкурентоспособным в своей профессии. Мотивация к освоению данной профессии может быть различной у каждого студента. Важным является подготовить студентов к различным ситуациям, с которыми они могут столкнуться в данной конкретной профессии.
Целью работы является изучить мотивационную и эмоциональную подготовку к профессиональной деятельности студентов-дефектологов, факторы, влияющие на неё. Профессия дефектолог является психологически и физически сложной, и студенты могут испытывать такие чувства, как страх, неуверенность, сомнения, так как работа связана с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому важна именно психологическая готовность студентов.
Для достижения цели работы, следует проанализировать, что такое понятие «готовность» в общем, что такое мотивационная и эмоциональная готовность. Рассмотреть, какими личностными особенностями должен обладать студент дефектолог, для успешной профессиональной деятельности в будущем. Какая психологическая подготовка должна сопутствовать обучению данной профессии. Рассмотреть различные подходы к формированию мотивационной и эмоциональной готовности.
Заключение:
В данной работе было рассмотрено формирование мотивационной и эмоциональной готовности к профессиональной деятельности студентов-дефектологов.
Можно сделать выводы, что профессия дефектолог является достаточно сложной, и при подготовке специалистов важно рассматривать различные личностные качества, совершенствовать их, и использовать различные аспекты при подготовке студентов: психологические, профессиональные, практические.
Дефектологи должны обладать рядом положительных личностных и психологических качеств. При своей профессиональной деятельности дефектологи сталкиваются с различными психологическими, психическими и проблемами со здоровьем у своих подопечных. Профессиональный дефектолог должен быть стрессоустойчивым, уравновешенным, терпеливым, добрым. Кроме психологических характеристик, дефектолог должен обладать рядом профессиональных качеств и знанием множества методик, которые ему необходимо применять в своей профессиональной деятельности.
Задача учебных заведений не только дать основную базу знаний, но и работать с эмоциональной и мотивационной составляющей педагогического процесса. Так как профессия дефектолога требует высокого уровня стрессоустойчивости, важно, чтобы студенты понимали, с чем им предстоит столкнуться, и выявить их мотивационные интересы. В этой профессии нет чётких и определённых постоянных правил действий, т.к. каждая конкретная ситуация является индивидуальной, и дефектолог должен подстраиваться индивидуально под конкретную ситуацию своего подопечного.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Формирование мотивационной и эмоциональной готовности к профессиональной деятельности студентов дефектологов
1.1. Понятие мотивационной и эмоциональной готовности к профессиональной деятельности.
Мотивационная и эмоциональная готовность к профессиональной деятельности является неотъемлемой частью подготовки студентов. Реализация и успех в профессии неразрывно связаны с мотивацией студента и эмоционально-психологическим настроем.
Само понятие «готовность» часто употребляется в психологической и педагогической литературе и используется при характеристике и изучении различных личностных состояний и способностей человека и характеризуется, как многоаспектное понятие.
Мотивационная и эмоциональная готовность к профессиональной деятельности может быть рассмотрена, как основная характеристика личности, которая проявилась и сформировалась в процессе обучения, и может являться как составной частью процесса обучения, так и его результатом.
При рассмотрении профессии дефектолога, важнейшими факторами готовности к профессиональной деятельности являются мотивационный и эмоциональный компонент. Студентам предстоит работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а это требует больших эмоциональных затрат. Мотивационный компонент при работе дефектологом является основополагающим, так как при работе с людьми, а тем более с людьми с ограниченными возможностями нужно желание, спокойствие, психологический комфорт. А это может обеспечить только устойчивая мотивация к профессиональной деятельности.
Существует множество точек зрения по поводу готовности к профессиональной деятельности. Профессор Э.Ф.Зеер выделяет в оценке профессиональной готовности следующие аспекты:
— мотивационный. Взятие на себя ответственности за решение задач;
— ориентационный. Чёткое понимание особенностей деятельности, её условия, требования к профессиональным навыкам и психологическим особенностям личности, понимание, с какими ситуациями предстоит столкнуться;
— операциональный. Владение необходимыми знаниями, умениями, с которыми можно столкнуться при данной профессиональной деятельности;
— волевой. Способность справляться со своими эмоциями в различных ситуациях, что приводит к чёткому выполнению своих профессиональных обязанностей;
— оценочный. Способность оценить свои возможности в конкретной ситуации чётко и быстро. Что важно при выполнении срочных задач [6].
Важным условием при оценке готовности к профессиональной деятельности в условиях современного рынка труда является рассмотрение различных психологических факторов, которые формируются и корректируются в условиях профессионального учебного заведения. К важным аспектам готовности к профессиональной деятельности можно отнести: способность и скорость адаптации к различным видам профессиональной деятельности, коммуникабельность, умение взаимодействовать в команде, соблюдение профессиональной этики, мотивация профессиональной деятельности.
Важными при мотивации являются ожидания, которые студенты возлагают на будущую профессию. При правильном эмоциональном и мотивационном подходе, будущий специалист не разочаруется в выбранной специальности, а успешно будет работать на рабочем месте и далее повышать свой профессионализм.
В условиях сегодняшней экономической ситуации важнейшим мотивационным фактором выступает финансовое вознаграждение за трудовую деятельность. Многие студенты, выбирающие будущую профессию, опираются на то, как она оплачивается. Это, по их мнению, является гарантией финансового благополучия и положения в обществе.
Актуальной является позиция О.И. Шишкиной, которая рассматривает две формы готовности к профессиональной деятельности: долговременную и ситуативную. Под долговременной подготовкой понимаются относительно постоянные характеристики личности, стрессоустойчивость, качества человека, которые обеспечивают быстрое включение его в деятельность и успешное выполнение различных профессиональных задач. Ситуативная готовность объясняется как состояние человека в период, который предшествует деятельности и определяет возможность работы и успешность её протекания в данный момент. Однако ситуативная и долговременная готовности тесно связаны. Долговременная готовность является базовой необходимостью. В то время как ситуативная готовность является вытекающей из долговременной, но с накладыванием временных обстоятельств на данный момент. То есть ситуативную готовность к профессиональной деятельности можно объяснить, как конкретизацию долговременной готовности в данных обстоятельствах [14].
Так же можно объяснить готовность, как совокупность многих личностных качеств, таких как мотивация к профессиональной деятельности, познавательные способности и возможность их применения, эмоциональные и волевые качества личности. Так, общее психофизиологическое состояние, обеспечивает реализацию возможностей личности, направленных на выполнение нужных профессиональных действий.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности проявляется в стремлении достижения профессиональных целей, путём преодоления трудностей, получения различных навыков в профессии.
Готовность к профессиональной деятельности нельзя рассматривать без характеристики сложившейся личности. Так, К. К. Платонов, динамическую