Курсовая теория на тему Формирование мотивации в изучении истории
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5
1.1.История
развития исторического образования в российском государстве 5
1.2. Научный
подход и проблема мотивации учения школьников. 10
1.3.Специфика
уроков истории в старших классах. Особенности учебной деятельности
старшеклассников. 15
Выводы по 1
главе. 18
2.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ.. 20
2.1.
Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников. 20
2.2. Анализ
опыта педагогической деятельности, направленный на актуализацию мотивов
обучения истории. 24
Выводы по 2
главе. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 34
Введение:
Курсовая работа
посвящена характеристике формирования
мотивации в изучении истории.
Актуальность выбранной
темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время происходят глубинные
преобразования разных сфер общественной жизни. Это обуславливает необходимость
в знании истории подрастающим поколением, которое будет способно не только
понять, но и оценить и преобразовать полученные знания в рамках практической
деятельности. Это обладает приоритетным значением для формирования уровня
образованности общества. В этой связи важной педагогической задачей является
формирование общечеловеческой гуманистической направленности, формирование
личности отдельно взятого ребенка.
Ввиду вышеуказанных
причин существующая система образования нуждается не только в коренном
обновлении, но и совершенствовании. По этой причине необходимы изменения в
организации учебного процесса, то есть необходимо строить уроки по истории с
целью развития степени заинтересованности изучать историю. В этой связи
педагогическая деятельность учителя обязана быть направлена на создание
условий, в рамках которых ученик будет чувствовать себя максимально комфортно,
ориентироваться на собственные возможности.
Анализ специальной
литературы позволяет сделать вывод о том, что указанная тема детально
разработана современными исследователями. В частности, нами были
проанализированы работы следующих авторов: Абышева Н.Ю., Гауч О.Н., Авдосенок
Н.М., Нижебецкая С.И., Баранова Л.В., Белякова В.Ю., Быкова Л.А., других
авторов.
Цель исследования – провести
комплексное исследование формирования мотивации в изучении истории.
Задачи исследования:
1. Проанализировать историю
развития исторического образования в российском государстве. 2.Проанализировать
научный подход к проблеме мотивации учения школьников.
3. Выявить специфику
уроков истории в старших классах, а также указать особенности учебной
деятельности старшеклассников.
4. Охарактеризовать
возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников.
5. Проанализировать опыт
педагогической деятельности направленный на актуализацию мотивов учения.
Объект исследования –
учебный процесс.
Предмет исследования –
порядок формирования мотивации в изучении истории.
В рамках первой главы
исследования проанализирован научный подход к проблеме мотивации учения
школьников; выявлена специфика уроков истории в старших классах, а также
указать особенности учебной деятельности старшеклассников.
В рамках второй главы
исследования охарактеризованы возрастные особенности учебной деятельности
старшеклассников; проанализирован опыт педагогической деятельности направленный
на актуализацию мотивов учения.
Методология исследования
представлена общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция,
абстрагирование).
Теоретическая значимость
исследования заключается в проведении комплексного исследования формирования
мотивации в изучении истории.
Структура курсовой работы
обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Анализ выбранной темы
исследования позволяет сделать следующие выводы:
1.
Характеризуя научный подход и проблему мотивации учения школьников, отметим,
что на протяжении достаточно длительного периода времени мотивация представляет
собой одну из фундаментальных проблем как российской, так и европейской
психологической науки. Научная значимость проблемы заключается в необходимости
анализа основных источников активности личности, приоритетных побудительных сил
его деятельности и поведения. Вместе с тем, указанная проблема является
основополагающей, так как ее разъяснение способствует адекватной интерпретации
личности самого себя.
Кроме того, в
процессе общения формируются вопросы о мотивах и стимулах побуждающих
поведение. В широком смысле слова под понятием «мотив» необходимо понимать то,
что стимулирует и непосредственно побуждает человека к совершению действия.
Многоплановость и сложность проблемы, связанной с мотивацией, обусловлено
множественными подходами к пониманию ее сущности, природы, а также структуры, в
том числе, к методам ее изучения и детального анализа. Исследователи
справедливо отмечают, что обучение школьника во многом зависит от того, будут
ли ему понятны и внутренне приняты им поставленные задачи учебной деятельности.
Они должны иметь для него значимость, обладать откликами в его переживаниях.
Отметим, что уровень сознательности конкретизируется тем, что является
личностно значимым для школьника, а что является для него общественно значимым.
Необходимо акцентировать
внимание на том, что приоритетным методологическим принципом является принцип
единства динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации. Действие
указанного принципа существенным образом влияет на исследования мотивационной
сферы, как в отечественной, так и в рамках зарубежной психологии.
2. Обозначая
возрастные особенности учебной деятельности, присущие старшеклассникам,
отметим, что для обучающихся в возрасте 15-16 лет присуща психологическая
специфика усвоения необходимого учебного материала. Специфика обучения и
усвоения материала заключается в плавном переходе от бурного и скачкообразного
момента интенсивного физического и психического развития школьников в рамках
подросткового возраста в более плавную, а также спокойную фазу. В период
старших классов типичные возрастные характеристики развития детей не
проявляются ярко, многие характеристики существенно затушевываются
типологическими свойствами, а также конкретными индивидуальными особенностями
личности. В этой связи в указанном возрасте действие мотивации направлено на
выполнение сразу нескольких функций:
— побуждение
необходимого поведения,
— направление
и организация необходимого поведения,
— придание
поведению необходимого личностного смысла и определенной значимости. Таким
образом, возрастные особенности указанного периода развития школьников
отличаются большой определенностью. Это в свою очередь существенно сказывается
на всех сторонах обучения, а также развитии основных направлений школьной жизни
учеников старших классов.
Поэтому
учитель, организуя свою педагогическую деятельность, обязан помнить, что
современные старшеклассники являются продуктами окружающей реальности, они
сложны, интересны и противоречивы по своей природе. В указанный период времени
приоритетной мотивационной сферой в рамках учебной деятельности является
повышение интереса к образовательной деятельности, к обучению, в целом.
3. Анализируя
опыт педагогической деятельности, который направлен на актуализацию мотивов
обучения истории, отметим, что в настоящее время урок истории является
занятием, которое учитель ведет для школьников в образовательном учреждении.
Уроки обладают одинаковой продолжительностью, они проводятся строго по
расписанию, в совокупности они обязаны в полной мере исчерпать изучение
школьной программы по дисциплине «История». Имеют место быть и иные формы
организации образовательного процесса: семинарские занятия, конференции,
учебные экскурсии, проведение дополнительных занятий, консультации и прочие
формы организации образовательного процесса. Приоритетное значение для
актуализации мотивов обучения истории имеет организация домашней работы
школьников. В целом, уровень эффективности обучения во многом зависит от
использования всех форм организации образовательного процесса.
В рамках
специальной педагогической литературы представлены и иные определения понятия
«урок истории». Так, ряд исследователей понимаю под понятием «урок истории»
элемент образовательного процесса, логически выстроенный и завершенный с
педагогической точки зрения. То есть урок истории является элементом школьного
курса истории. Все уроки истории построены и преподаются в соответствии с
проблемно-хронологическим принципом. Однако, урок по сравнению с иными формами
организации образовательного процесса обладает рядом преимуществ. Он обладает
строго организованной структурой, формирует наиболее благоприятные предпосылки
для обучения, взаимного обучения, основ коллективной деятельности, развивает
дух соревновательности, воспитывает и активно развивает современных школьников.
Вместе с тем, урок как форма организации образовательного процесса не лишена
недостатков. Основополагающим недостатком урока является его ориентация на так
называемого «среднего» ученика.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ШКОЛЬНИКОВ 1.1.История развития исторического образования в российском
государстве Характеризуя историю
развития исторического образования в российском государстве, отметим, что
данный процесс представляет собой достаточно длительный период времени, который
начинается еще с XI в[1]. Сам период длился вплоть до конца XVII в. В рамках
указанного периода наблюдалось допредметное изучение истории в российском
государстве. Это объяснялось тем, что в контексте указанного этапа наука
история функционировала не как самостоятельный учебный предмет, в том числе,
отсутствовала регулярность в ее преподавании. Планомерное изучение истории
восходит ко времени формирования древнерусского государства, а также
формирования летописания. Церкви создавались только при церквях и монастырях,
ученикам сообщались только элементарные и фрагментарные сведения, связанные с
отечественной и мировой историей.
Для организации передачи исторических знаний
использовались различные исторические произведения, содержащие историческую
информацию. В частности, использовались летописи, азбуковники, хронографы,
исторические повести, иные произведения. Только к концу XVII в. относятся
попытки формирования книги, посвященной русской истории и предназначенной для
достаточно широкого круга читателей. Отметим, что наибольшей популярностью
пользовалась книга «Синопсис», автором которой считается И. Гизель. Указанному
исследователю удалось в рамках 200 страниц в легкой литературной форме
пересказать приоритетные события, связанные с отечественной историей. В целом,
для «Синопсиса» была характерна вопросно-ответственная форма формирования
учебного материала[2].
Акцентируем внимание на том, что в связи с
доминировавшим в средневековой Европе теологическим подходом, в методике
изучения истории придавалось первостепенное внимание действию божественных сил.
Однако, по мере накопления различных исторических знаний, в том числе,
существенного усиления секуляризационных тенденций постепенно усиливалось
стремление к более прагматическому описанию исторических знаний. Полномасштабно
указанная тенденция нашла свое отражение на последующих этапах развития
образования.
С XVIII по начало ХХ в. – время, связанное с более
предметным преподавании истории в дореволюционном России. Отметим, что в рамках
первого этапа развития Российского государства (XVIII – п.п. XIX вв.)
происходит формирование истории как самостоятельной учебной дисциплины, а также
формируется и развивается светское историческое образование. В указанный период
история прочно входит в существующую систему школьного исторического
образования. Формируются основы изучения курсов как отечественной, так и
всеобщей истории, создаются учебники по истории, которые освещают историю в
точном соответствии с научными знаниями того времени.
Вместе с тем, начало светского исторического
образования было положено в рамках преобразований, реализованных императором Петром
I. Было сформировано много разных образовательных учреждений: цифирные школы,
епархиальные училища. В рамках некоторых из них история преподавалась как
самостоятельная учебная дисциплина. Преподавание осуществлялось на русском
языке. Только обучение всеобщей истории осуществлялось на иностранном языке. В
40–е гг. XVIII в. отметим, что стали формироваться первые переводные учебники
всеобщей истории. Отечественная история не являлась самостоятельной
дисциплиной, она, как показывала практика, добавлялась к тексту учебников по
всеобщей истории[3].
В период правления императрицы Екатерины II система
образовательных учреждений получила свое дальнейшее распространение. В
указанный период времени всеобщая история стала преподаваться и в малых, и в
главных народных училищах. Вместе с тем, только начиная с 1786 г. в учебный
план большинства главных народных училищ стало включаться преподавание
отечественной истории, а в 4 классе стала преподаваться вторая часть всеобщей
истории и история России в полном объеме.
Дальнейшее реформирование системы исторического
образования в Российском государстве непосредственно связано с реформой,
проводимой в 1804 г. Среднее образование стало всесословным. Были сформированы
4 типа учебных заведений:
— приходские училища,
— уездные училища,
— губернские гимназии,
— университеты. История как учебная дисциплина постепенно
включается в учебные планы гимназий. В соответствии с учебными планами того
времени история должна была преподаваться с 1 по 4 классы, в целом, на изучение
истории отводилось примерно 18 уроков в неделю. Кроме того, между учебными
планами различных образовательных учреждений соблюдался принцип
преемственности.
В 1828 г. на территории Российского государства вновь
было введено сословное образование. Дворяне в силу своего правового статуса
обучались в классических гимназиях, находящихся в полном подчинении
университетов. Однако, на преподавание истории в гимназии отводилось 2-3 часа в
неделю. Обучение истории осуществлялось с 3 по 7 классы. Вместе с тем, объем
недельной нагрузки в гимназии по истории был значительно ниже, чем у остальных
дисциплин. 1 место занимало преподавание иностранных языков, которому
отводилось примерно 13 часов в неделю[4]. Особое предпочтение в преподавание отдавалось
античной и средневековой истории. Некоторые исторические сведения обучающиеся
получали из курсов: латинский язык, древнегреческий язык. Данным предметам
отводилось приоритетное место в рамках учебных планов.
Одновременно накапливается практический опыт
формирования школьных учебников по истории. Первым учебником по всемирной
истории стал учебник Гильрама Кураса под названием «Введение в генеральную
историю», изданный им в 1747 г. Кроме того, известным ученым, энциклопедистом
М.В. Ломоносовым было издано первое пособие по отечественной истории – «Краткий
Российский летописец с родословием» (1760 г.). Имели место быть и иные учебник,
как по отечественной, так и по зарубежной истории: учебник по истории под
авторством С. Смарагдова, учебник по отечественной истории под авторством Н.
Устрялова, учебник по отечественной и всеобщей истории Н. Кайданова.
Необходимо подчеркнуть, что процедура отбора и
дальнейшая интерпретация школьного исторического содержания формировалась в
соответствии с основными принципами экземпляристского
подхода к истории. Отметим, что приоритетное внимание уделялось развитию
политической истории, то есть деятельности различных исторических личностей,
например, церковных иерархов. Таким образом, содержание учебников по истории не
сразу имело светский характер. На протяжении длительного периода времени в нем
сохранялось объяснение многих действий исторических личностей посредством
божественного провидения.
Следующий этап в развитии исторического образования
связан с концом XVIII в. Повествование учебного материала в рамках учебника
приобрело чисто повествовательный характер. Однако, в отличии от современных
учебников учебный материал мог излагаться двумя способами: либо по странам,
либо по хронологическому принципу[5]. В рамках учебного материала преобладали
конкретно-исторические сведения. То есть авторы учебников по истории избегали
выводов и обобщений. В этой связи большинство учебников по истории были
перегружены датами, историческими событиями и именами. В целом, в указанном
этапе в преподавании истории преобладал репетиционный метод обучения.
Следующий этап в развитии исторического образования в
Российском государстве был ознаменован серединой XIX и началом ХХ в. Структура
среднего исторического образования окончательно оформилась. Процесс обучения
отечественной и всеобщей истории стал более последовательным и систематичным.
Исследователи стали характеризовать историю как всесторонний и многофакторный
процесс исторического развития стран.
Принципиально новый этап в развитии исторического
образования был связан со становлением и функционированием Советского
государства в 1917 – 1980 гг. В рамках советских школ действовал принцип
светского характера исторического образования и всего образовательного
процесса. Образовательный процесс постепенно приобрел строго идеологизированный
характер. В рамках практической деятельности стал применяться формационный
подход к освещению и оцениванию необходимого исторического материала. В период
существования Советского государства были сформированы и активно использовались
на практике разные комплекты средств обучения: использование хрестоматий, книг
для чтения, принцип изобразительной наглядности. В том числе, достаточно
активно стали применяться средства ТСО, учебные фильмы. Для учителей были
разработаны различные методические рекомендации.
Однако, в 90-е гг. ХХ в. в стране стали происходить
кардинальные изменения. Они существенно повлияли не только на процесс
реформирования средней школы, но и изменили облик современного исторического
образования[6]. [1] Шостак И.Н. Формирование положительной мотивации у
студентов первых курсов на уроках истории и обществознания // Вестник
Камчатского политехнического техникума. 2019. № 2. С. 32. [2] Шляпина А.А. Формирование картографических умений на
уроках истории // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ: материалы IV Национальной научно-практической конференции.
Ответственный редактор В.И. Федорова; Красноярский государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск: 2019. С. 119. [3] Сальков А.В. Использование заданий криптологического
типа на уроках истории как основа формирования учебной мотивации обучающихся
7-8 классов // Современное педагогическое образование. 2020. № 11. С. 195. [4] Саликова Л.Е. Формирование внутренней мотивации на
уроках истории и обществознания // Деятельностное понимание культуры как вида
человеческого бытия. Материалы IX Международной научной конференции.
Ответственный редактор Е.В. Гутов. 2019. С. 196. [5] Родионова И.А., Соловьева Э.Д. Формирование
положительной мотивации обучающихся к изучению истории Отечества через
использование современных технологий на уроках по истории культуры // НАУКА И
ИННОВАЦИИ В XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ: сборник статей
XX Международной научно-практической конференции. Пенза: 2020. С. 120. [6] Пименова В.В. Практика формирования образовательной
мотивации обучающихся на уроках истории: опыт молодого специалиста // ТРАДИЦИИ
И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ: сборник статей Международной
научно-практической конференции. Уфа: 2021. С. 62.