Курсовая теория на тему Формирование личностных результатов на уроках технологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения предмета технологии 4
1.1Предмет технологии в развитых странах мира 4
1.2Сущность предмета технологии 9
Глава 2. Формирование личностных результатов на уроках технологии 15
2.1 Понятие личностных результатов и процесс их формирования 15
2.2 Процесс формирования личностных учебных действий обучающихся на уроках технологии 17
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Введение:
Актуальность темы. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обозначило переход к принципиально новой идеологии образования, одним из ключевых понятий которой является понятие «универсальные учебные действия». Универсальные учебные действия в своей структуре содержат личностные УУД, выходящие далеко за пределы учебной деятельности и влияющие на личностную сферу человека, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, позволяющие наполнить учение смыслом и субъективно воспринимать содержание учебного процесса. Личностные УУД включают процессы самоопределения, смысло-образования и нравственно-этическую ориентацию. В настоящее время основными качествами личности становятся самостоятельность, ответственность, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе восприятия чувств других людей, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, формирование моральных норм и самооценки, умение реализоваться в разных сферах, готовность учить и обучаться. В силу интегративного характера, предмет «Технология» имеет большие развивающие возможности. Уроки технологии дают возможность действовать и совершать поступки в совместной продуктивной деятельности, вступать в коммуникативную деятельность, включаться в разные формы совместного труда. Все это требует от обучающихся различных личностных проявлений.
Этот предмет дает возможность для формирования важнейших составляющих учебной деятельности– планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.
Цель исследования: теоретическое обоснование условий развития личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии.
Объект исследования: процесс формирования личностных универсальных учебных действий учащихся.
Предмет исследования: педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий школьников на уроках технологии.
Задачи исследования:
1.изучить предмет технологии в развитых странах мира;
2.проанализировать сущность предмета технологии;
3. раскрыть содержание понятия «личностные универсальные учебные действия»;
4. рассмотреть особенности развития личностных универсальных учебных действий школьников;
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Школьный предмет «Технология» должен быть универсальным. В нем должны интегрироваться научные знания из других предметов. Задекларированный инновационный подход к обучению учащихся делает его одним из наиболее весомых предметов, которые направленные на социализацию учащейся молодежи. Инновационная цель нового технологического образования в общеобразовательной школе должно опираться на концептуальные положения.
Технологическая грамотность включает знания, умения, а также способности применять все это в разных ситуациях и выделяет 5 сфер: сущность технологии (уровень понимание), технология и общество (на уровне понимания), проектирование, умения для жизни в технологическом мире, рукотворный мир.
Учебный предмет «Технологии» имеет целью формирование элементов (1-4классы) и основ (5-9 классы) ключевых и общетехнических компетенций каждого ученика общеобразовательной школы, которые обеспечат активную трудовую деятельность в условиях современного информационного общества, рыночных отношений, высокотехнологичного и научно емкого производства.
Современный компетентностный подход в синтезе с личностно сориентированным и деятельным предусматривает наличие за результатом обучения не только пропедевтических профессиональных знаний, умений, навыков, но и общетехнических компетенций.
Современное содержание (теория и практика) учебного предмета «Технологии» должно способствовать обеспечению условий для получения знаний, умений и навыков необходимых для различных видов труда и развития способностей, которые предоставят учащимся возможность реализовать планы профессиональной карьеры. Предмет «Технология» способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения предмета технологии
1.1Предмет технологии в развитых странах мира
В 90-х годах ХХ века в Германии появился комплекс особых методов преподавания технологических дисциплин. Так было сделано с ранее существующим в сфере ремесленничества и художественных промыслов «Werkaufgabe» (уроки проектирования и изготовления). Этот метод охватывает весь процесс планирования, проектирования и изготовления предмета труда. Его практическая реализация выявила, что за 90 минут, которые выделялись для этого на неделю ученикам недостаточно, чтобы завершить все рабочие операции. В связи с этим были предложены новые методы, которые применяются непосредственно в самом обучении: упражнения на проектирование; упражнения с изготовления; технологический эксперимент; технологический анализ; технологическое обследование; технологическое оценивание[3,c.122].
Рассмотрим новый метод более детально. Во время выполнения упражнений по проектированию учеников учат решать технологические задачи с помощью изобретательства, планирования, проектирования и технического творчества. Применяя упражнения на изготовление предметов труда, учеников учат самостоятельно планировать и организовывать весь производственный процесс. На уроках, где используют технологический эксперимент, ученикам предоставляют такие знания, которые помогут им в будущем использовать их в процессе своего обучения. Упражнения, где присутствует технологический анализ, обучают учеников рассматривать технический объект или технические факты с точки зрения их компонентов или факторов. Технологическое обследование, как метод внедрен в виде экскурсий для изучения техники и технологий за пределами школы. Технологическое оценивание применяется после каждого упражнения при изготовлении предметов труда с целью обучения учащихся критически оценивать результат своего труда.
Интересной, на наш взгляд, является и сама структура технологического образования Германии. В соответствии с ней учащиеся получают структурные знания, которые охватывают элементы и системы технологии, базовые функции технологических систем и их закономерности. Следующим этапом становится сфера деятельности (личностная, общественная, профессиональная), где рассматриваются производство, транспорт и перевозки, обеспечения и удаления отходов, конструкторское и строительное среда, информация и коммуникация и т. д.
Предыдущие два блока обеспечиваются методическим уровнем, который рассматривает способы мышления и деятельности в технологической отрасли. Это: представление проблемы, обобщение, оптимизация; изготовления и использования; оценка.
Все блоки структуры технологического образования Германии связаны между собой. Кроме того, каждый блок напрямую связан с блоком уровня оценивания условий и влияния технологии: технологическое, экологическое, личностно-общественное, экономическое [2; 3; 5; 8].
Предмет “Технология” в США потерпел кардинальных изменений в 1985 году, когда Международная ассоциация технологического образования (МАТО) разработала программу «Технологическое образование: перспективы реализации», цель которой – помочь специалистам в сфере образования перейти от содержания трудового обучения, ориентировал педагогов готовить из учеников рабочих для промышленности, к подготовке учащейся молодежи жить в технологическом обществе. За основу были взяты следующие задачи технологического образования в общеобразовательной школе: знать и оценивать значение технологии; безопасно и эффективно использовать средства труда, материалы, осуществлять технологические процессы; выявлять и развивать личные способности; применять научные методы решения проблем; использовать знания из других предметов; применять творческие способности; учитывать в своей деятельности возможные изменения окружающей среды; быть умным потребителем; быть готовым к осознанному выбору профессии.
Через пять лет МАТО конкретизирует задачи технологического образования уже в такой форме: использовать технологию для решения проблем и удовлетворения человеческих потребностей; выявлять проблемы и возможности, связанные с технологиями; выявлять, подбирать, использовать ресурсы для создания нужных технологий; выявлять, отбирать, эффективно использовать нужные технологические знания, ресурсы, процессы для удовлетворения потребностей людей; оценивать технологические проекты с точки зрения их положительных и отрицательных, запланированных и незапланированных, быстрых и отсроченных результатов[5,c.90].
Анализируя разработанную учеными систему образования в США, можно заметить, что она составлена таким образом, что в ее задание входит дать образование, по возможности, не только способным, но и всем детям. Однако, критически анализируя результаты такого образования, сами американские ученые отмечают, что им нужно совершенствовать преподавание таких дисциплин, как математика, естественные науки и технологии. Кроме того, нужно обеспечить интеграцию математики, естественных наук и технологии таким образом, чтобы произошло сбалансирования соотношений всех разделов усовершенствованного содержания.