Курсовая теория на тему Формирование личностной готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава 1 Теоретические и методические
основы формирования личностной готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет. 5
1.1 Особенности развития личности
ребёнка 6-7 лет. 5
1.2 Проблема готовности детей
дошкольного возраста к школьному обучению в трудах отечественных и зарубежных
исследователей. 12
1.3 Формирование личностной
готовности детей 6- 7 лет к школьному обучению 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 34
Введение:
Вопросы
личностно-психического развития и диагностики у детей дошкольного возраста
являются одной из самых актуальных проблем психологии развития, как в
отечественной, так и в зарубежной науке. Актуальность вопросов социальной
готовности ребенка к школьному обучению определяется тем важным моментом,
который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального
статуса. Поступление в школу — это переломный момент в жизни каждого ребенка и
данному аспекту должно уделяться особое внимание.
Проблема готовности детей
к обучению в школе в последнее время стала предметом острых дискуссий. Для
этого существуют веские объективные и субъективные причины. Одной из главных
причин является общепринятый термин «готовность ребенка к школьному обучению»,
который недостаточно точно передает суть того сложного психологического и
социального явления, которое он обозначает.
Широта интерпретации
этого термина наталкивает на мысль, что вроде бы может существовать
определенный набор социально-психологических факторов, которые сами по себе,
вне конкретной школьной системы, независимо от социальных условий и ряда других
внешних обстоятельств, а только за счет личностных характеристик ребенка
определяют его готовность / неготовность к школьному обучению. Однако это
далеко не так. Каждое человеческое существо с момента своего рождения готово к
обучению, оно находится в состоянии приобретения новых знаний, то есть учится.
Школа, в свою очередь, это всего лишь учебно-воспитательное заведение для
обучения, образования и воспитания, то есть место, где обучение осуществляется
в определенных формах и с программами, регламентированными общественными
потребностями.
Следовательно, речь идет
не о готовности ребенка к обучению вообще, а только к обучению в определенных,
четко очерченных нормативными документами условиях. Любое изменение форм
организации обучения в школе автоматически сказывается (положительно или отрицательно)
на готовности отдельных групп детей к обучению. Конечно, общество старается
обеспечить такие условия для обучения подрастающего поколения, чтобы как можно
большее количество детей имело возможность полноценно учиться. И даже и тогда,
когда будут созданы оптимальные условия для общественного обучения и воспитания
детей, всегда будет оставаться определенная группа, что окажется недостаточно
подготовленной к этим условиям.
Высокие требования жизни
к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные
психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в
соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников
к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение
целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В
то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в
школе.
В итоге многочисленных
исследований (Л.А. Венгер, Ю.Н. Жихарева, М.В. Зверева) установлены
закономерности развития различных психологических процессов, особенности
формирования эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка дошкольного
возраста.
Готовность ребенка к
обучению в школе в равной мере зависит от физиологического, социального и
психического развития ребенка. При этом необходимо понимать, что это не разные
виды готовности к школе, а это целостное образование, которое отражает
индивидуальный уровень развития ребенка к началу обучения в школе (О.Б. Конева,
В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева).
Изучением проблемы
психологической готовности ребенка к школе в отечественной психологии
занимались такие ученые как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, И.В.
Дубровина, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин и др. В зарубежной психологии по исследованию
психологической готовности к школьному обучению можно отметить таких ученых как
А. Анастази, Г. Гетпер, А. Керн, З. Фрейд и др.
Актуальность проблемы и
ее не полная разработанность и повлекли за собой выбор темы курсовой работы.
Объектом исследования
является готовность ребенка к школьному обучению, а предметом исследования —
условия обеспечения взаимодействия семьи и школы в процессе подготовки ребенка
к обучению.
Цель исследования:
теоретически рассмотреть формирование личностной готовности детей 6-7 лет к
школьному обучению.
В соответствии с
поставленной целью работы определены задачи исследования:
— раскрыть особенности
развития личности ребёнка 6-7 лет;
— рассмотреть
исследование проблемы готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению
в трудах отечественных и зарубежных исследователей;
— изучить формирование
личностной готовности детей 6- 7 лет к школьному обучению.
Методологическими
основами исследования выступили положения философии, психологии и педагогики об
активности субъекта в познании; влияния социума, обучения и воспитания на
развитие личности, уникальности дошкольного детства; взаимосвязи теории и
практики; принципа системности и комплексности
Заключение:
Итак, на основании
анализа теоретических исследований, можно утверждать, что Я-концепция – это
важная психологическая категория, которая тесно связана с самосознанием
личности и занимает центральное место в психологической регуляции деятельности
и поведения. Я-концепция является интегративной совокупности всех представлений
человека о себе, что функционирует в неразрывном единстве когнитивной,
эмоциональной и поведенческой составляющих.
Таким образом,
педагогическая готовность дошкольников к обучению в начальной школе является
важной психолого-педагогической проблемой. Ее решение связано с четким
определением целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных
учреждениях. В то же время от ее решения зависит системный подход к решению
проблемы, применением комплекса физиологических, психологических, социальных и
внутрисемейных факторов.
Под готовностью к
школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического и
социального развития ребенка для освоения школьной учебной программы. Это один
из важнейших итогов психического развития личности в период дошкольного
детства. Основной целью определения педагогической готовности к школьному
обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Педагогическая подготовка
детей к школе связана с решением комплекса дидактических задач: формирование у
детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для
обучения в школе; учет в процессе подготовки новообразований и изменений в
психике ребенка; выявление влияния генезиса отдельных компонентов учебной
деятельности на процесс адаптации к условиям школьного обучения; изучение
уровня произвольности в поведении и деятельности ребенка как предпосылки
педагогической готовности к обучению в школе.
Создание благоприятной
среды в школе и влияние на домашнюю атмосферу ребенка являются самыми главными
задачами учителя в первые месяцы пребывания ребенка в школе. Для этого нужно
обеспечить выполнение следующих направлений работы: выявление школьного статуса
ребенка; педагогическую диагностику образовательного потенциала ребенка;
изучение и анализ семейного статуса ребенка; работа с детьми, которые нуждаются
в специальной помощи; педагогическое консультирование и
психолого-педагогический всеобуч родителей.
Решения проблемы
подготовки ребенка к обучению в школе требует обеспечения преемственности в
работе детского сада и школы. Для этого в подготовке детей к школе в процессе
дошкольного образования выделяют анатомо-физиологический,
психолого-педагогический, педагогически-организационный аспекты, направленные
на обеспечения физического и физиологической, педагогической и социальной
подготовки ребенка к школьному обучению. Обучать и воспитывать ребенка нужно
совместными усилиями, что актуализирует необходимость налаживания тесного
сотрудничества также и между родителями, воспитателем и учителем начальных
классов. При этом отвечать требованиям школы означает не просто удовлетворить
конкретные требования относительно знаний и умений детей, а прежде всего,
обеспечить тот уровень преемственности в работе семьи и школы, который
основывается на единстве задач воспитания во всех его звеньях.
Следовательно, если
ребенок пришел в 1 класс подготовленным, то учеба будет даваться ему довольно
легко. Но это не означает, что родители могут считать свою задачу выполненной и
полностью передоверить воспитание учителю. Усилия семьи и школы должны
дополнять друг друга, способствуя формированию гармонично развитой личности.
Личностная готовность включает
формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции —
положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная
готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности,
учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень
развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок,
которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни —
портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что
предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо
произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что
становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов.
Таким образом, ребенок
должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также
предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К
началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая
эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание
учебной деятельности. И так, в ходе данной
работы были решены следующие задачи:
— раскрыто особенности
развития личности ребёнка 6-7 лет;
— рассмотрено
исследование проблемы готовности детей дошкольного возраста к школьному
обучению в трудах отечественных и зарубежных исследователей;
— изучено формирование
личностной готовности детей 6- 7 лет к школьному обучению.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические и методические основы формирования
личностной готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет 1.1 Особенности развития личности ребёнка 6-7 лет Социальная ситуация
развития ребенка в дошкольном возрасте определяется интенсификацией общения
ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение со взрослыми разворачивается на
основе значительной самостоятельности дошкольника, расширения его знаний о
действительности. Благодаря использованию ведущего средства общения — языка и
вопросов — дети обогащают свое понимание мира. Дошкольники задают тысячи
вопросов. Такое сотрудничество ребенка со взрослым называется когнитивным
общением. В дошкольном возрасте возникает и сопутствующая форма общения –
личностная, которая характеризуется тем, что ребенок пытается обсуждать с
взрослыми поведение и поступки других людей. Отношения дошкольника со взрослым
приобретают познавательный и следственный смысл — малыш в играх копирует
деятельность значимого взрослого и задает ему много вопросов. Однако подражание
взрослому ребенку постепенно становится осознанным и избирательным.
Противоречие социальной
ситуации ребенка-дошкольника заключается в разрыве между его стремлением быть
взрослым и невозможность реализовать это стремление непосредственно.
Единственное, что может разрешить это противоречие ролевая игра. Именно потому,
что ролевая игра дает ребенку возможность взаимодействовать с таких сторон
жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она является ведущей
деятельностью дошкольника. Основным мотивом игровой деятельности является наилучшее
исполнение роли, действовать «как взрослый». Этот мотив подчиняет прямые
отношения ребенка и является ведущим. С этой точки зрения дошкольный возраст —
это период интенсивного усвоения человеческих отношений, норм и правил
поведения, существующих во взрослом мире.