Курсовая теория на тему Формирование коммуникативных ууд у младших школьников с низкой социальной активностью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Проблема формирования коммуникативных УУД у младших школьников с низкой социальной активностью 5
1.1. Понимание социальной активности 5
1.2. Коммуникативные УУД и социальная активность 14
1.3. Особенности развития коммуникативных УУД 19
Вывод по главе 22
Заключение 24
Список литературы 26
Введение:
Актуальность рассматриваемого определяется особенностями развития современного общества, связанным с достаточно глубокими социально-экономическими изменениями и ставит перед системой образования качественно новые задачи в плане реализации личностно-ориентированного обучения, дифференциации воспитательно-образовательного процесса, ориентированных на формирование конкурентоспособной личности.
Для обеспечения решения данных задач требуется формирование оптимальных условий для развития младших школьников с точки зрения установления ими адекватных отношений с действительностью в ходе саморазвития. Обучение в начальной школе – это первая ступень в формировании качеств активной, самостоятельной и инициативной личности. И хотя в младшем школьном возрасте не представляется возможным достичь развития человека как полноценного субъекта общественной деятельности, однако возможно сформировать предпосылки для данного процесса.
Отметим, что образование процесс целенаправленного формирования личности, реализуется в достаточном широком социальном фоне и требует социальной ориентированности младшего школьника на различные социально-активные аспекты деятельности. Социальность образования является показателем, который определяет интересы, желания, формулирование задач, целей обучения и прочее.
Формирование коммуникативных УУД у младших школьников низкой социальной активности является важным направлением в области воспитания социально – ориентированной личности. Социальность образования направлено на изучение и освоение специфики функционирования современного общества и формирование социальной позиции учащегося. Образование является взаимнаправленным процессом формирования социальной и личной ориентированности, что отражается в существующих реалиях, рисках и перспективах развития образовательного процесса.
Государственный заказ в области формирования коммуникативных УУД у младших школьников низкой социальной активности определяется в таких документах как ФГОС, ООО, в которых обозначаются ключевые требования к школьнику. Основное ожидание – это увеличение уровня социальной активности учащихся, которые проявляют инициативу в ходе социального взаимодействия, ответственность, а также гражданскую и нравственную ориентированность. В этом плане социальная функция образования заключается в осуществлении социального взаимодействия и укрепления солидарности общества по ключевым ориентирам, таким как формирование доступного образовательного пространства, осуществление обеспечения социальной ориентированности в обществе. Тем самым, современная образовательная школа выступает в качестве интегративного поля исследовательских проектов в области реализации социальной функции образования и обеспечения формирования у учащихся опыта взаимодействия личности и общества.
Объект исследования: формирование коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте
Предмет исследования: коммуникативные УУД младших школьников с низкой социальной активностью
Цель исследования: изучить особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников с низкой социальной активностью
Основные задачи исследования:
— охарактеризовать понятие социальной активности;
— определить характеристики коммуникативных УУД и социальной активности;
— охарактеризовать ключевые особенности развития коммуникативных УУД.
Заключение:
Коммуникативные УУД как компонент коммуникативной личности связана с применением новых способов построения коммуникации, основанной на активной позиции в диалоговом взаимодействии, совместном профессиональном опыте и в процессе принятия соответствующих решений в профессиональной сфере. Ключевыми методами развития коммуникативной компетентности являются способы совместного взаимодействия с участниками диалога в рамках решения профессиональных задач. Подобная практика определяет возможность погружения в реальную атмосферу межсубъектного взаимодействия, поведения, диалога, а также освоения профессионального опыта. Подобные методы могут быть использованы в ходе реализации общих целей и ценностей в рамках позиционно-профессиональной общности в сфере спорта. Иными словами, развитие коммуникативной компетентности связано с системой профессиональных связей, отношений, которые делают возможным построение деятельностного общения и соответственно формирования нового профессионального опыта. Новый профессиональный опыт фактически открывает возможности для профессионального конструктивного диалога.
Коммуникативные УУД является фактически интегральным понятием, отражая сущностное, смысловое, диалектическое единство сторон сложного и многоаспектного процесса коммуникации. Коммуникативная компетентность включает в себя организационные и коммуникативные возможности, культуру невербального и вербального взаимодействия, а также способность к рефлексии и эмпатии, к контролю и оценке личности самой себя.
Развитие коммуникативной компетентности связано с развитие скорости восприятия, пластичности и неординарности мышления, интеллектуальной и информационной культуры личности. Коммуникативная компетентность, это, прежде всего, ключевые компетенции в общении.
Возраст младшего школьника – это наиболее ответственный этап детства, где важны адаптивные возможности в рамках осуществляемой учебной деятельности. Педагог – это лицо, значимое для школьника и вдохновляющее его на социально значимые проекты, которые требуют освоения соответствующих норм взаимодействия с родителями, учащимися, учителями, а также представителями других организаций. Именно педагог в образовательном учреждении транслирует процесс реализации социально активной деятельности, формируя у детей данную потребность в младшем школьном возрасте.
Отметим, что недостаточный уровень развития навыков проявления социальной активности, а также конструктивного общения в процессе социального взаимодействия определяют развитие негативных качеств личности, таких как агрессивность, упрямство, страх, завышенный уровень самооценки, перевозбужденность. Это в дальнейшем приводит к неудачам и формированию нежелания социального взаимодействия. В свою очередь подобные тенденции не могут позитивно сказаться и на учебной деятельности. Учащийся с низкой социальной активностью и уровнем развития коммуникативных УУД быстро теряет интерес не только к изучаемым предметам, но также и к активной социальной работе и сотрудничеству со сверстниками, с учителями, с родителями в зависимости от условий образовательной среды.
Тем самым, развитие коммуникативных УУД напрямую связано с расширением практики социального взаимодействия и росте уровня социальной активности как личностного качества, которое проявляется в деятельном отношении и освоении мира. Значимые качества социально-ориентированной личности школьника – общительность, предметность, осмысленность, избирательность коммуникации с учетом своих способностей и потребностей.
Фрагмент текста работы:
1. Проблема формирования коммуникативных УУД у младших школьников с низкой социальной активностью
1.1. Понимание социальной активности
Развитие социальной активности в онтогенезе это важнейшая задача современного образовательно-воспитательного процесса. Ключевая цель формирования социальной активности школьников определяется формированием гражданина, личности, которая способна полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезной обществу.
Социальная активность – это активная жизненная позиция человека, которая выражается в его идейной принципиальности, последовательности в процессе отстаивания собственных взглядов, единстве слова и дела. Кроме того, под социальной активностью, как отмечает Божко А.В., принято понимать общественно-политическую активность, представляющую собой достаточно сложное морально-волевое качество, в котором сочетается интерес к общественной работе, ответственность при исполнении поручений, исполнительность и инициативность, а также требовательность к себе и товарищам, готовность оказания помощи другим при исполнении различных общественных поручений и наличие организаторских умений .
Процесс развития социальной активности – это процесс целенаправленного влияния на школьника, в результате которого происходит усвоение учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей. Осуществляется формирование устойчивой системы отношений к определенным сторонам жизни. Это проявляется в соответствующем поведении и поступках. Подобное определение социальной активности представляется наиболее полным и соответствует требованиям сегодняшнего времени.
Важнейшее качество личности – это жизненная позиция, что отражается в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире. Жизненная позиция является внутренней установкой, ориентацией на конкретную линию поведения, что вытекает из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражает субъективное отношение личности к обществу. Жизненная позиция имеет практическую ориентацию, отражаясь в реальном поведении учащегося. Активная жизненная позиция предполагает неравнодушное отношение к происходящему в действительности, постоянному стремлению ее изменить. При наличии пассивной позиции учащийся воспринимает уже готовые взгляды, ценности, образцы поведения. Им не анализируются происходящие события, а выбирается линия поведения по принципу «наименьшего сопротивления» следования по привычной дороге жизни. В этом плане, как отмечает Петрунина М.А., такая жизненная позиция связана с отказом от инициативы в силу определенных условий, которые направлены на изменение окружающей среды .
Не каждая активность человека связана с его активной позицией. Социальная активность учащегося предполагает критическое отношение к действительности, определяя постоянную потребность самостоятельного осмысления происходящего в стране и мире. Кроме того, это выражается в постоянном стремлении сделать жизнь лучше. Пассивная жизненная позиция проявляется фактически в бездеятельности. Однако подобную позицию может занимать и добросовестный ученик, который получает отличные оценки, директор школы. Суть подобной позиции заключается в страхе нового, ориентации на определенные стереотипы мышления. Пассивная жизненная позиция сопровождается может также и положительным отношением к инновациям, однако ощущается страх за риски и несение дополнительной ответственности.
Социальная активная позиция связана непосредственно с активностью личности учащегося, что выражается в принципиальности, последовательности в отстаивании собственных взглядов. Ее наличие, как отмечает Мануйлова М.Л., предполагает определенное самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений. Идет сознательное подчинение более важным и значимым целям .
Осуществление формирования социальной активности проводится в ходе включения личности в деятельность, в рамках которой производится освоение общественного опыта в различных его проявлениях. Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащегося.
Для формирования социальной активности младшего школьника требуются знания, представления о том или ином явлении. К примеру, воспитывая у учащихся социальную активную позицию относительно труда, педагогом осуществляется расширение знаний учащихся о трудовой деятельности, ее роли в жизни общества, значимости. На базе данных знаний у школьника формируются представления о необходимости принятия участия в трудовой деятельности, складывается определенное отношение к трубу. Это определяет в сою очередь развитие социальных чувств. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому оказывают влияние на прочность формируемого качества. Именно знания и чувства определяют потребность в их практическом применении непосредственно в поступках и поведении. В этом плане, как справедлив замечает Шарлай В.В., учащиеся впоследствии будут стремится к трудовой деятельности во благо людей. Результаты трудовой деятельности являются основанием для того, чтобы стать примером и убеждением других людей .
Важное условие формирования социальной активности младшего школьника – это осуществление развития самостоятельности, непосредственное стимулирование активности учащихся. Активность является деятельным состоянием объекта. В силу этого, деятельность предполагает проявление активности личности. Это может проявляться в общественной работе школьника. В том случае, если работа исполняется по внешнему принуждению, то данная сила не моет быть охарактеризована как активность личности.
Движущая сила формирования социальной активности – это интерес. Интерес окрашен положительными эмоциями и проходит стадию мотивации, что придает деятельности достаточно увлекательный характер. Стимулирующая значимость интереса заключатся в том, что достигнутые результаты вызывают чувство радости, эмоциональный подъем и удовлетворение, побуждая к новой активности. Осуществление формирования интереса к реализации общественной деятельности является довольно сложной задачей. Зачастую, для формирования интереса недостаточно только одной цели. Наиболее действенным инструментом, как отмечает Шарлай В.В., является построение дерева целей, образуя тем самым достаточно масштабную деятельность. Ближайшие цели вытекают из средних, а средние формируют более крупные, тем самым каждая цель стимулирует активность .
Наиболее благоприятным условием формирования социальной активности младшего школьника является атмосфера эмоционального подъема. В данных условиях можно говорить о высокой организации деятельности в ходе непосредственного взаимодействия с различными людьми. Необходимое условие эффективного взаимодействия – вовлеченность в коллектив. Чем более широкой и богатой будет коммуникация учащихся в коллективе, тем больше возможностей для развития необходимых социальных качеств. В детском коллективе в ходе совместной деятельности происходит обмен информацией, реализация согласования единых целей, взаимный контроль, развитие способности понимания состояния и мотивов поступков других участников процесса и соответственно реакции не них. В ходе коллективного взаимодействия осуществляется формирование социальной чуткости, эмпатии, которые помогают школьнику психологически корректно выстраивать собственное взаимодействие с другими людьми. Взаимодействие со сверстниками, как отмечает Яшкова А.Н., открывает перед школьником новые возможности в освоении опыта лидерства и подчинения, развития организаторских способностей .
В реальном процессе воспитания необходимо принимать во внимание неравномерность развития различных компонентов социальной активности, чтобы оказывать влияние на те стороны, которые более всего слабо развиты или вовсе не развиты у учащихся. Учителю требуется изучать особенности учащихся, организуя общественную работу в классе таким образом, чтобы в ней принимали участие все школьники.
Отметим, что младшие школьники обычно проявляют интерес к общественной работе, однако они не располагают достаточным опытом, им не хватает настойчивости и упорства. А первые неудачи приводят учащихся к разочарованиям и формируют в конечном итоге отрицательное отношение к работе. Это определяет формирование таких качеств как пассивность, равнодушие к жизни, школы, а затем общества в целом. В силу этого требуется оказание поддержки со стороны учителя в ходе развития общественной активности учащихся, осуществление распределения различных поручений с учетом интересов, в процессе формирования ответственного отношения к порученному делу.
Социальная активная позиция – это успешное развитие демократического стиля педагогического общения. Это обязательная заинтересованность педагога в увеличении роли учащихся во взаимодействии, стремление педагога привлекать каждого педагога к решению общих проблем, когда формируются наиболее благоприятные условия для самореализации личности. Если в начальной школе учитель проявляет заботу о развитии самостоятельности учащихся, уважает их мнение и считается с ним, то в этом случае можно говорить о формировании коллектива учащихся, который отличается высоким уровнем организованности и активности. У подобных учащихся формируется достаточно активная социальная позиция, которая впоследствии совершенствуется. Особое значение в ходе формирования социальной активности младших школьников занимает ученическое самоуправление.
Важное условие формирование социальной активности младших школьников – это работа педагога в области обучения учащихся организаторским умениям. Ребенок как субъект воспитания представляет собой постепенно формирующийся гражданскую личность, осмысливающую идеи, формирующую собственные мотивы и стимулы поведения. По мере взросления ребенок совершает все более осознанный и сознательный выбор поступков. Происходит постепенное формирование личностных качеств, потребностей, интересов, активной жизненной позиции, которые помогают реализовывать собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий. Как отмечает Щербакова Е.В., появляется возможность ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования, осуществлять воспитание, содействовать становлению собственной личности .
Для ребенка как субъекта воспитательного процесса характерны определенные особенности возрастного личностного поведения. Для ребенка младшего возраста характерно освоение мира на базе предметно-деятельностного и эмоционально-чувственного подхода. Самоутверждение младшего школьника происходит постепенно за счет все более осознанного вхождения в процессе общественных отношений, реализации творческой, социальной, интеллектуальной и эмоциональной активности.
Развитие социальной активности предполагает особое внимание уделять таким качествам как сосредоточенность, концентрация на мыслительных процессах, интерес к совершаемой деятельности, личностная инициатива. Активность предполагает также наличие таких моментов как избирательность подхода к объектам, постановка после выбора в последующей деятельности, ориентированной на решение проблемы. Осуществление развития активности учащегося происходит путем сопровождения процесса развития личности от репродуктивно-подражательного уровня через поисково-исполнительный к творческому. Значительно изменение в активности, как отмечает Юсупова Р.М., отражается на результатах деятельности. Непосредственное развитие личности отражается в состоянии социальной активности .
Каждый ребенок находится в определенном возрасте в принятом обществе положении. Он попадает в определенному систему ценностей и объективных условий, которые определяют характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать данным условиям для учащегося жизненно необходимо, так как только в этом случае он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и ощущать эмоциональное благополучие.
Социально ориентированные воспитательные мероприятия направлены на формирование необходимых условий для определения жизненной позиции учащихся, когда они привлечены к преобразующей практической деятельности. Стоит учитывать, что это должны быть не игровые, а ответственные мероприятия.
Коммуникация — это более широкая концепция, которая, в свою очередь, включает, помимо коммуникационных, перцептивные и интерактивные компоненты. Если общение связано с односторонней передачей информации, общение всегда является обменом взаимных сообщений, передача которых представляет собой двусторонний процесс, включая обратную связь. Эта особенность также определяет следующее важное различие. Как отмечает Воскобойникова Г.А, при одностороннем сообщении информация имеет тенденцию к уменьшению объема, тогда как во время общения информация распространяется между партнерами — активными субъектами, поскольку информация не уменьшается, а увеличивается, расширяется и обогащается в процессе обращения .
Таким образом, как справедливо замечает Иванова Н.С., коммуникация представляет собой сложный многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, создаваемый потребностями совместной деятельности, и включает обмен информацией, разработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека .
Говоря об коммуникативной компетентности, следует отметить, что это явление в психологии и других науках в последнее время получило достаточно широкое внимание. Определен список личных качеств, необходимых для успешного общения. Среди прочего, такие качества, как уровень развития когнитивных интересов, направленных на другого человека, способность выбирать наиболее подходящий способ поведения в ситуации общения, способность контролировать эмоциональные проявления, обладая широким спектром коммуникативных методов и способов влияние на собеседника и т. д. часто упоминаются. его сущность и является основой коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетентность — это система внутренних личностных ресурсов, необходимых человеку для осуществления эффективных коммуникативных действий. По мнению Воскобойниковой Г.А., эти ресурсы включают в себя познавательные способности человека в восприятии, оценке и интерпретации ситуации, планирование коммуникативных действий при общении с людьми, правила регулирования коммуникативного поведения и средства его исправления .
Зачастую коммуникативную компетентность связывают с способностью человека успешно функционировать в обществе. Автор определяет эту концепцию посредством «уровня обучения взаимодействию с другими, что требуется для успешного функционирования человека в данном обществе в рамках способностей и социального статуса».
Теоретический анализ проблемы показывает сложность такого интегративного явления, которое является коммуникативной компетенцией. Подводя итоги мнению исследователей по этому вопросу, следует отметить, что коммуникативная компетентность представляет собой набор коммуникативных стратегий и инструментов, используемых в конкретной ситуации межличностного общения для реализации его основных функций (передача информации, восприятие и оценка, организация взаимодействие и влияние). Источниками коммуникативной компетентности человека являются его жизненный опыт и способности, психологические и профессиональные знания, общая эрудиция и социальный интеллект, преобладающая среда общения и научные методы обучения коммуникации. Специфика понимания сущности коммуникативной компетентности различными авторами зависит от признания (или учета) приоритета определенных функций и задач коммуникации, ограничения круга ситуаций коммуникации, которые должны рассматриваться в рамках одной ситуации, вида деятельности или более широкий социальный контекст индивидуального взаимодействия в обществе.
Таким образом, в качестве ключевых условий формирования социальной активности младших школьников можно отметить совместную деятельность коллектива класса, для которой характерны общая цель, демократический стиль руководства и в коллективе, осуществление развития гуманистических между учащимися, а также обучение младших школьников организаторским умениям.