Методика обучения иностранному языку Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формирование коммуникативных учебных действий учащихся с помощью метода драматизации на уроках английского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.1. Нормативные документы.. 7

1.2. Учебные
действия. 10

1.3 Коммуникативные
действия. 20

2.1. Методы
обучения английскому языку на уроках. 23

2.2. Метод
драматизации. 26

Заключение. 33

Библиографический список: 36

Приложение  38

  

Введение:

 

Иностранные языки
интенсивно изучаются детьми, начиная с первого класса школы или даже детского
сада. Проблеме раннего обучения в настоящее время уделяется много внимания.
Большинство обучающихся не склонно посвящать себя непрерывному процессу
обучения, ориентируясь только на свое желание познать практически непознаваемый
мир. Основным фактором, определяющим качество и темп обучения, является
мотивация – неявно выраженное звено процесса обучения.

Это звено соединяет
элементы, определяющие дееспособность и мощность личностного интеллектуального
базиса формирования знаний, умений, навыков. Мотив в переводе с латинского
обозначает проводить движение, толкать. Поэтому, верно сказал
В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются
в прах, если у ученика нет желания учиться».

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню интеллекта и
научных знаний. Между тем, гораздо меньшее значение придается эмоциональной,
чувственной сфере ребенка. Поэтому, на сегодняшнем этапе развития методика
иностранного языка все более ориентируется на побуждение мотивации учащихся,
развитие творческой речи, на обучение адекватному выражению сложнейших мыслей
применительно к условиям и участникам общения, а не просто речевое реагирование
и речевое приспособление к коммуникативной ситуации. Обучение должно быть
организовано так, чтобы ребенок добывал знания, а не получал их для запоминания
в готовом виде, чтобы он овладевал навыками и умениями в результате своего
труда.

Одним из
возможных путей преодоления этих недостатков может стать развитие
коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку на основе
драматизации, создания соответствующих условий и разработки различных методов с
учетом деятельностно-ролевой основы, системности в обучении иностранным языкам.
Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса.
Речевая направленность учебного процесса будет возможной лишь при наличии
речемыслительной активности учащихся, которая главным образом характеризует деятельность
младшего школьника.

 Данный прием можно
использовать как средство мотивации и повышения интереса к изучению
иностранного языка. Так как, младший школьник должен воспринимать
учителя не только как носителя знаний по предмету, но и как яркую и интересную
личность, умеющую установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что
способствует плодотворному и эффективному сотрудничеству.

Совместная
деятельность учителя с учащимися всегда связана с общением, и опыт общения, его
нравственные эталоны являются частью духовной культуры общества. Приобщение
человека к этому опыту, обучение его данному виду деятельности в процессе
обучения, воспитания и развития школьника, выдвигается как первоочередная
задача.

Таким
образом, актуальность исследованияобусловлена:

— неразработанностью методики драматизации, как средства
развития коммуникативности, творческих способностей младших школьников;

— отсутствием в методической литературе специальных
исследований по обучению иностранному языку младших школьников на основе
театрального искусства;

— значимостью разработки новых образовательных и
воспитательных технологий, направленных на развитие личности учащихся и
знакомству их с духовной культурой страны изучаемого и родного языков.

Проблема
исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы
педагогические, психологические, методические, эстетические условия,
обеспечивающие эффективность драматизации в процессе обучения иностранному
языку младших школьников, в условиях ограниченного количества учебных часов,
выделенных на иностранный язык в начальной школе.

Исходя из
актуальности проблемы исследования и ее недостаточной разработанности,
теоретической и практической значимости, была определена тема исследования,
сформулированы ее цель, задачи, обоснованы объект и предмет исследования.

Объект исследования – процесс развития коммуникативных
навыков у младших школьников при обучении английскому языку.

Предмет исследования – драматизация на уроках
английского языка у младших школьников.

Цель исследования – исследовать
драматизацию как средства развития коммуникативных навыков у младших школьников
при обучении английскому языку.

Задачи исследования:

1.
Исследовать методику драматизации в обучении иностранному языку младших
школьников;

2.
Организовать исследовательскую деятельность по изучению формирования
коммуникативных навыков посредством драматизации;

3.
Определить влияние драматизации на развитие коммуникативных навыков у младших
школьников;

Цели и
задачи обусловили выбор следующих методов
исследования: анализ научной, учебно-методической литературы, художественных
произведений (сказок), наблюдение за практикой обучения иностранному языку
младших школьников.

Теоретическо-методологическую
основу исследования составили: теория коммуникативных умений Л.А. Петровской,
Г.М. Андреевой, В.А. Тищенко, Ю.М. Жукова, К.В. Егорова; проблема формирования
коммуникативных умений Е.А. Архиповой, А.Г. Антоновой, О.А. Веселковой, Ю.В.
Касаткиной; характеристика коммуникативных умений Л.В. Кузнецовой; общие
научные труды по коммуникации О.Ю. Афанасьева, Е.Ю. Никитина; теория УУД А.Г.
Асмолова,О.А. Карабановой; диагностика уровня коммуникации у младших школьников
К.В. Егоровой, Е.В. Гавриленко, Е.А. Зырянова, О.Г. Мишанова. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что
драматизация, как средство развития коммуникативности младших школьников
средствами иностранного языка будет протекать более эффективно, если содержание
обучения будет предполагать чтение художественных произведений и использование
их как средства обучения чтению, устной речи, направленных на коммуникативное,
творческое, нравственное развитие учащихся.

Практическая значимость результатов
исследования состоит в том, что метод драматизации при позволяет осуществлять
обучение учащихся на основе развития связной речи.

Данная
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На сегодняшнем этапе развития
методика иностранного языка все более ориентируется на развитие творческой речи
учащихся, на обучение адекватному выражению сложнейших мыслей применительно к
условиям и участникам общения, а не просто речевое реагирование и речевое
приспособление к коммуникативной ситуации. Обучение должно быть организовано
так, чтобы ребенок добывал знания, а не получал их для запоминания в готовом
виде, чтобы он овладевал навыками и умениями в результате своего труда. Одним
из таких приемов, отвечающим многим из этих требований, является прием
драматизации.

Прием драматизации позволяет
овладевать основами всех видов речевой деятельности, так как создает базу для
обучения аудированию, чтению, говорению и письму; он предоставляет условия для
становления творческой, эмоционально-волевой, интеллектуально развитой
личности; способствует положительному влиянию на формирование психических
процессов детей среднего школьного возраста. Данный прием можно использовать
как средство мотивации и повышения интереса к изучению иностранного языка.
Таким образом, можно сделать вывод, что драматизация способствует достижению
следующих целей:

1. Образовательная: углубление
знаний по предмету, расширение лексического запаса, получение дополнительной
лингвострановедческой информации об англоговорящих странах, комплексное
применение навыков употребления изучаемых в средней и средней школе времен
английского языка в монологической и диалогической речи учащихся, постановка
произношения и отработка фонетических трудностей при драматизации произведений
и многие другие цели, ведущие к основной задаче, — используя полученные знания,
применять их при общении на иностранном языке, возможность «выхода в речь».

2. Развивающая: развитие навыков
устной речи, формирование личности, способной к межкультурному общению через
коммуникативные умения; развитие мышления, памяти, внимания, актерского
мастерства; развитие интеллектуальной, эмоциональной и речевой активности
детей, которые в совокупности обеспечивают благоприятные условия для овладения
языком.

 3. Воспитательная: воспитание умения работать
в команде дружного коллектива, ознакомление с культурой и обычаями англоязычных
стран (воспитание социокультурной компетенции); всестороннее развитие личности
ребенка средствами иностранного языка. Драматизация во внеурочной деятельности
выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению
иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык»,
преодолеть речевой барьер.

Во-первых, драматизация, как никакой
другой приём, может помочь учителю преодолеть сопротивление ребёнка изучению
иностранного языка, делая процесс изучения английского языка увлекательным,
приносящим удовольствие; ставя перед учеником реалистичные цели, успешно
достигая которых, он будет хотеть двигаться дальше; связывая опыт ребёнка по
изучению языка с его жизненным опытом.

Во-вторых, драматизация способна
вызвать у учеников большее желание изучать язык и совершенствоваться в нём, так
как большая часть ответственности перекладывается с педагога на обучающегося, и
ребёнок понимает, что он не вправе подвести своих друзей, а поэтому более
серьёзно подходит к работе с текстом постановки: участвуя в драматизации,
ученик часто попадает в ситуацию «творческого напряжения», требующую принятия
незамедлительного решения. Если, например, ребёнок забыл текст, то чаще всего
он активизирует все свои силы и начинает говорить спонтанно, так как хорошо
представляет предмет разговора, понимает ситуацию общения, имеет наработанную
лексику.

Педагоги, использующие драму, как
методический приём, отмечают у своих учеников повышение уровня мотивации к
изучению иностранного языка на разных этапах, повышение самооценки детей,
способности к эмпатии, снятие скованности и стеснения, избавление от страха
допустить ошибку. Благодаря драматизации развивается эмоциональная сфера
ребёнка. Всё это способствует также созданию психологического климата,
благоприятного для изучения иностранного языка.

Таким образом, процесс обучения
иностранному языку средствами драматизации способствует социальному,
эмоциональному, интеллектуальному и лингвистическому становлению личности
ученика. Использование драматизации также мотивирует учителя на то, чтобы
максимально считаться с интересами и потребностями учеников. Драматизация, как
никакой другой приём, позволяет учителю наиболее полно осуществлять
личностно-ориентированный подход. Каждый ученик может развиваться в языке в
соответствии со своими способностями.

 Итак, драматизации способствует более высокое
организации познавательной деятельности на уроках английского языка; ученики
наиболее восприимчивы к деятельной форме урока; учебная программа, учебник и
школьная практика позволяют учителю работать творчески и использовать, в
частности, приемы драматизации на уроках английского языка; учебно-методическая
литература – одно из основных средств разработки драматизаций. Таким образом,
драматизация есть не что иное, как средство организации познавательной
деятельности учащихся.

 Таким образом, можно с уверенностью
констатировать, что на занятиях по английскому языку необходимо применение
театральных игр с целью повышения эффективности иноязычного общения, расширения
словарного запаса и развития внимания учащихся. Также важно отметить, что в настоящее
время существует огромное количество возможностей и средств обучения, которыми
современные учителя должны непременно пользоваться и делать свои уроки более
интересными и продуктивными.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1.
Нормативные документы 1. Говоря о нормативно-правовой базе учителя
иностранного (английского) языка, следует отметить, что она делится на
федеральные и межшкольные документы. Федеральные документы включают:

2. Закон РФ «Об образовании».

3. Федеральный перечень учебников,
рекомендованных Минобрнауки России для использования в образовательном процессе
в образовательных учреждениях.

4. Федеральный
государственный образовательный стандарт.

5. Примерная основная
образовательная программа учебного заведения.

6. Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Документы в начальной
школе включают:

1. Учебный план на основе
основной учебной программы.

2.
Календарно-тематическое планирование.

3. Рабочая программа.

Хочу обратиться к федеральным
документам, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса.

Главный федеральный
документ — Закон РФ об образовании.

В этом Законе образование
означает целенаправленный процесс воспитания и образования в интересах
человека, общества и государства, сопровождаемый декларацией о том, что
гражданин (студент) получил образование (образовательную квалификацию),
установленное государством.

Прием гражданина
(обучающегося) образования означает достижение и подтверждение определенной
образовательной квалификации, что подтверждается соответствующим документом.

Обучение в Российской
Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и нормами международного права.

Федеральный
государственный образовательный стандарт (далее — стандарт) — это совокупность
требований, которые являются обязательными при реализации основной
образовательной программы образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию. Стандарт является основой для объективной оценки
уровня образования студентов. Он был разработан с учетом региональных,
национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Этот
стандарт основан на системно-деятельностном подходе [3,c.41-47]. Согласно ФГОС
образовательные результаты делятся на 3 группы: личностные, метапредметные и
предметные.

Примерная основная
образовательная программа разработана в соответствии с требованиями
образовательного стандарта федерального государства, определяет цель,
намерения, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного
процесса. Я хотел бы сосредоточить свое внимание на содержательной части,
особенно на демонстрационной программе на иностранном языке (например, на
английском) в начальной школе.

Данная программа создана
на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования. Он был разработан с целью конкретизации содержания
образовательного стандарта с учетом междисциплинарного и междисциплинарного
контекстов, логики учебного процесса и возрастных характеристик младших
школьников.

Примерная программа
предусматривает условное распределение уроков на большие части курса, а также
определяет содержание речи, в которой целесообразно проводить обучение.

Согласно базисному плану
образовательных учреждений РФ всего на изучение иностранного языка в начальной
школе выделяется 204 ч. Во 2, 3 и 4 классах (2 часа в неделю).

Содержание предмета
повествования и письма включает в себя следующее: Знакомство. Я и моя семья.
Мир моих увлечений. Я и мои друзья. Моя школа. Мир вокруг меня. Страна / страна
изучаемого языка и родная страна[10, C.234]

Коммуникативные навыки по
типу речевой деятельности:

• речь: диалог, монолог;

• слушаю;

• чтение;

• письмо.

Языковые знания и навыки:

• графика, каллиграфия,
орфография;

• фонетическая сторона
речи;

• лексическая сторона
речи (500 лексических единиц);

• грамматический аспект
речи.

Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является
методологической основой разработки и реализации образовательного стандарта
общего образования страны федеративного уровня [17, C.100].

Концепция определяет:

1. сущность современного
национального образовательного идеала;

2. цели и задачи
духовно-нравственного развития и воспитания детей, и молодежи;

3. система базовых национальных
ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация
многонационального населения Российской Федерации;

4. Основные
социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и
воспитания студентов.

Воспитание человека,
формирование качеств духовно развитой личности, любовь к родине, потребность
творить и совершенствоваться — важнейшие условия успешного развития России. 1.2. Учебные действия

Согласно нормативам,
одной из важнейших задач современной системы образования является «формирование
универсальных образовательных мероприятий, дающих школьникам возможность
учиться, развиваться и совершенствоваться». Что такое универсальные
образовательные мероприятия?

В более широком смысле
«универсальные образовательные действия» — это саморазвитие и
самосовершенствование через сознательное и активное приобретение нового
социального опыта [12, C.71]. В более узком (психологическом смысле)
«универсальные образовательные мероприятия» представляют собой совокупность
действий учащихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную
компетентность, толерантность, способность самостоятельно приобретать новые
знания и навыки, включая организацию этого процесса.

Одной из особенностей UUD
является их универсальность, которая проявляется в том, что

— носят суб-субъектный,
метасубъектный характер;

— обеспечить целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития
личности;

— обеспечить
непрерывность всех этапов образовательного процесса;

— являются основой
организации и регулирования любой студенческой деятельности, независимо от ее
целенаправленного содержания;

— для обеспечения степени
усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей
учащегося.

Разработчики стандартов
признают, что термины «общие навыки обучения», «общие познавательные действия»,
«общие методы действия» и «транссубъектные действия» имеют близкое значение к
термину «универсальные обучающие действия». Создание общеобразовательных
мероприятий в прогрессивной педагогике всегда считалось надежным способом
радикального повышения качества образования.

Домашняя дидактика (Ю.К.
Бабанский, В.М. Коротов, Т.А. Ладыженская, Н.А. Лошкаревай, В.Ф. Паламарчук,
Н.Ф. Талызина, А.В. Усова, Л.М. Фридман) стремилась определить содержание
общеобразовательных умений в конце ХХ века; искали общую основу для своей
классификации и проводили иную группировку; изложить конкретные характеристики
определенных групп навыков; выявлена ​​динамика развития каждой группы навыков;
выявлена ​​роль конкретных предметов в повышении общеобразовательных навыков
[16, с. 130]. Однако следует отметить

разработаны классификации
общеобразовательных умений 70-80-х гг.

сосредоточены в основном
на учебной программе того времени. Эти классификации характеризуются
отсутствием законной основы для классификации общих навыков обучения,
отсутствием специфики и оперативной эффективности презентации каждого навыка;
нечеткие требования к уровню их сформированности.

В рамках основных видов
универсальной образовательной деятельности в основном выделяют четыре блока:

1) личные;

2) регуляторные (в том
числе меры саморегулирования);

3) познавательная;

 4) коммуникативная.

Персональные
универсальные образовательные мероприятия дают учащимся ценностно-смысловую
ориентацию (способность соотносить действия и события с принятыми этическими
принципами, знание моральных норм и способность подчеркивать моральный аспект
поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Относительно образовательной деятельности следует выделить три типа действий:

• личное, жизненное
самоопределение;

• деятельность, которая
имеет смысл, что означает, что учащиеся устанавливают связь между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом обучения и тем,
что эта деятельность поддерживает, для того, что она делается. Студент должен
задать себе вопрос «в чем смысл, важность обучения для меня» и уметь найти на
него ответ;

• морально-этическая
оценка усваиваемого контента на основе социальных и личных ценностей, обеспечивающая
личный нравственный выбор.

 Универсальные учебные действия гарантируют,
что учащиеся организовывают свою учебную деятельность. Это включает:


постановка целей как формулировка учебной задачи на основе соотношения того,
что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;


планирование — определение последовательности подзадач с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;


прогнозирование — прогнозирование результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;


контроль в виде сравнения способа действия и его результата с данным стандартом
с целью выявления отклонений и отличий от стандарта;


исправление — внесение необходимых дополнений и корректировок в план и способ
действий в случае противоречия между стандартом, фактическим действием и его
продуктом;


оценка — подчеркивание и понимание того, что учащиеся уже освоили и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;


саморегуляция как способность мобилизовать силы и энергию, силу воли (выбор в
ситуации мотивационного конфликта) и преодоление препятствий [7, С.52-54].

Когнитивные
универсальные обучающие действия включают в себя: общие обучающие действия,
логические обучающие действия, а также выражение и решение проблемы.

К
общеучебным универсальным действиям относятся:


самостоятельный выбор и постановка познавательных целей;


поиск и отбор необходимой информации; применение методов получения информации,
в том числе с помощью компьютерных средств;


структурирование знаний;


умышленное и произвольное построение речи в устной и письменной форме;


выбор наиболее эффективных способов решения проблем в зависимости от конкретных
условий;


отражение методов и условий деятельности, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;


определение основной и вторичной информации; свободная ориентация и восприятие
текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового
стиля;


понимание и адекватная оценка языка СМИ;


постановка и постановка задачи, самостоятельное построение алгоритмов действий
при решении задач творческого и исследовательского характера [12, с. 52-59].

Особую группу общеучебных
универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование —
преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логическими универсальными
действиями являются:

• анализ объектов с
целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез —
составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и
критериев для сравнения, классификации объектов;

• подведение под
понятие, выведение следствий;

• установление
причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение
логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;

• выдвижение гипотез
и их обоснование [5, C.49-51].

Коммуникативные
универсальные учебные действия обеспечивают
социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или
деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным
действиям относятся:

• планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций
участников, способов взаимодействия;

• постановка
вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение
конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных
способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление
поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи
в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
современных средств коммуникации [3, C.
41-47].

Однако не все
исследователи признают такую классификацию УУД корректной. В качестве
альтернативы предлагается классификация общеучебных умений, разработанная Д.В.
Татьянченко и С.Г. Воровщиковым. В этой классификации общеучебные умения
распределены следующим образом: учебно-управленческие, учебно-информационные,
учебно-логические умения.

Учебно-управленческие
умения — это общеучебные умения, которые обеспечивают
планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной
деятельности учащимися. Динамика учебно-управленческих умений отражает развитие
самостоятельности учащихся в процессе учения, т. е. переход учащихся от системы
внешнего управления к самоуправлению [2, C. 156]. При этом функция учителя по
передаче знаний уменьшается, а доля самостоятельности учеников соответственно
растёт. Идеальный результат обучения — когда ученик может самостоятельно
ставить учебные задачи, находить способы их решения, организовывать себя на их
осуществление, контролировать и оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности.

Учебно-информационные
умения. В качестве основания для группировки
учебно-информационных умений рассматриваются ведущие источники информации. На
основании этого в классификации представлены три группы учебно-информационных
умений: «умения работать с письменными текстами», «умения работать с
устными текстами», «умения работать с реальными объектами как источниками
информации».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы