Курсовая теория Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая теория на тему Формирование коммуникативных способностей у старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевые игры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Роли игры в обучении и воспитании старших дошкольников 5
1.1. Игра как средство воспитания старших дошкольников 5
1.2. Виды и формы игры в старшем дошкольном возрасте 9
Глава 2. Коммуникативные навыки и их развитие посредством сюжетно-ролевой игры 16
2.1. Особенности развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста 16
2.2. Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

 

  

Введение:

 

В современном обществе человек, имея социально-общественное начало, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь коммуникативные навыки – это одно из важнейших условий развития ребенка, его индивидуализации и социализации, формирования личности.
Сформированные коммуникативные навыки – один из основных по-казателей готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с трудностями в общении, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжела-тельных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совмест-ной деятельности (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейших проблем современного общества. Актуальность заявленной нами темы на социально-педагогическом уровне подтверждается социальным заказом общества. В современном обществе востребованы коммуникабельные, приспосабливающиеся к жизненным условиям, умеющие сотрудничать, владеющие основами культуры обще-ния и взаимодействия члены общества.
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) (в соответствии с ФГОС ДО) является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, кото-рое направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрос-лыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллек-та, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовно-сти к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважитель-ного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО.
Цель исследования: разработать и апробировать комплекс сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков детей старше-го дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования коммуника-тивных навыков средствами сюжетно-ролевых игр.
Предметом данного исследования является сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
-изучить методические и научные труды по данной проблеме совре-менных ученых в области педагогики и психологии;
-определить особенности развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста;
-проанализировать роль сюжетно-ролевых игр в формировании коммуникативных навыков.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при выполнении следующих условий:
-воспитатель активно использует разнообразные сюжетно- ролевые игры в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
-воспитатель создает условия для реализации детьми коммуникатив-ных навыков в различных ситуациях: общение со сверстниками и взрос-лыми, а также игровая деятельность.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», со-ставляет основное содержание жизни, выступает ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, вообра-жение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольно-го возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечён-ность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», со-ставляет основное содержание жизни, выступает ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, гово-рит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его пси-хические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоци-ональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство вос-питания.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще все-го ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре озна-чает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным че-ловеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, ре-чи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобра-зительные – «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придаётся воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т.д.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые от-ношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.п.). Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации яв-ляется то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми.
Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленно-стью ребёнка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельно-стью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно – ролевой игре: в ней ребёнок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является од-ной из её важнейших особенностей. Игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не смогут играть в оди-ночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное усло-вие для развития сюжетно-ролевых игр.
Если организовывать плановое систематическое руководство игрой, то можно качественно улучшить показатели комфортности, воспитанности, облученности, коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

. Роли игры в обучении и воспитании старших дошкольников
1.1. Игра как средство воспитания старших дошкольников
Игра — самый доступный для детей вид деятельности, способ обра-ботки впечатлений, полученных от внешнего мира. Мышление и вообра-жение ребенка, его эмоциональность, активность и развивающаяся потреб-ность в общении четко проявляются в игре.
Играющие дети учатся применять свои знания и навыки на практике, использовать их в разных условиях. Игра представляет собой самостоя-тельное занятие, в котором дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия по достижению, общий опыт.
Игровой опыт оставляет глубокий след в сознании ребенка и способ-ствует формированию хороших чувств, благородных устремлений и навыков коллективной жизни.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятель-ность, которая помогает повысить его жизнеспособность, удовлетворяет его интересы, социальные потребности.
Игра также имеет большое образовательное значение, она тесно свя-зана с обучением во время прямой образовательной деятельности, с наблюдениями за повседневной жизнью.
Играя, дети изучают цвета, формы, свойства материала, простран-ственные отношения, числовые отношения, растения, животных. Во время игры ребенок учится преодолевать трудности, ищет выход. Как А.В. Лу-начарский сказал: «Это неправда, что игра несерьезна.
Для ребенка каждая игра серьезна, потому что когда он играет, он живет. Некоторые игры развивают мышление и кругозор детей, другие — ловкость, силу, а другие — дизайнерские навыки.
Существуют игры сфокусированного обучения, развития, игры, ко-торые напрямую влияют на психологические качества личности ребенка. В них дети учатся решать игровые задачи самостоятельно, чтобы найти лучший способ реализовать свои планы. Используйте свои знания, выра-зите это словами. Интересная игра повышает умственную активность ре-бенка, и он может решить более сложную задачу, чем в непосредственно организованных образовательных мероприятиях.
Зачастую игра является поводом для обмена новыми знаниями, расширения кругозора. С развитием интереса к взрослой работе, к обще-ственной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются пер-вые мечты о будущей профессии, желание подражать своим любимым персонажам.
Все делает игры важным средством осознания ориентации ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
В детских играх используются не только игрушки, детское вообра-жение поможет превратить стулья в паровоз или автобус.
Игра закрепляет полезные привычки и навыки у детей, дарит ребен-ку радость. Это будет либо радость творчества, либо радость победы, ли-бо эстетическая радость — радость качества. В игре ребенок чувствует себя в какой-то степени независимым. Вот почему он предъявляет высокие тре-бования к себе.
В современной дошкольной педагогике одной из самых острых яв-ляется проблема игры. Ценность игры для развития ребенка признается практически всеми экспертами. Большинство педагогов, педиатров и нейрофизиологов из разных стран приводят все новые доказательства то-го, что игра играет фундаментальную, жизненно важную роль в развитии ребенка.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра в то же время является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит, когда он включен в организованный и управляемый педаго-гический процесс. Развитие и формирование игры в значительной степени происходит именно при использовании ее в качестве средства обучения.
Руководствуясь требованиями «Программы воспитания в детском саду», учитель выбирает и планирует содержание программы, которое должны усвоить дети в играх, четко определяет дидактические и игровые задачи, действия и правила, ожидаемый ре
зультат. Он как бы разрабатывает весь ход игры, не разрушая ее оригинальность и любительский характер.
Включая игру в педагогический процесс, учитель учит детей играть и создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру».
Такая игра характеризуется следующими качествами: учебно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражен-ных идей; целесообразность, активность, организация и творческий харак-тер игровых действий; подчинение правилам и умение руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех игроков; целевое использование игрушек и игровых материалов; дружелюбие отношений и радостное настроение детей.
Ведя игру, педагог воздействует на все аспекты личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует его для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Во время игры знания и идеи детей уточняются и углубляются. Что-бы выполнить ту или иную роль в игре, ребенок должен воплотить свою идею в игровых действиях.
Иногда знаний и представлений о работе людей, о конкретных дей-ствиях, отношениях недостаточно, и возникает необходимость их пополне-ния. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Учитель отвечает на них, слушает разговоры во время игры, помогает игрокам установить взаимопонимание, согласие.
Поэтому игра не только объединяет знания и идеи, которые уже есть у детей, но и является своеобразной формой активной познавательной дея-тельности, в ходе которой они осваивают новые знания под руководством учителя. Учитель использует содержание игр, чтобы сформировать у детей позитивное отношение к социалистической реальности, любви к Родине, своему народу, обучает их правилам социального поведения, проверяет, как их учат, и подкрепляет их.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы