Курсовая теория на тему Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативной функции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня 6
1.1. Психолингвистические и психологические основы исследования коммуникативной функции речи 6
1.2 Научные основы становления коммуникативной функции речи в онтогенезе 12
1.3 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 17
1.4. Особенности коммуникативной функции речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня 25
2. Возможности экспериментального исследования коммуникативной функции речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня 32
2.1. Анализ методик изучения коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 32
2.2. Теоретический анализ методик изучения коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 37
Заключение 43
Библиографический список 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена увеличением количества детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает коммуникативное развитие личности. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
В связи с усилением внимания государства и общественности к проблеме формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим не развитием речи Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Образовательный стандарт обеспечивает всестороннее развитие личности, формирование мотивации и способностей детей в различных видах деятельности [7].
Для формирования коммуникативной компетенции в стандарте разработаны следующие направления: социально — коммуникативное и речевое развитие. Социально — коммуникативное развитие предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в социуме; формирование грамотного взаимодействия с окружающими людьми, развитие эмоциональной составляющей, наличие знаний по сохранению жизни в окружающем мире.
Речевое развитие предполагает обогащение словарного запаса; развитие связной речи, фонематического слуха; грамотное использование норм и правил при построении диалога, монолога.
Содержание воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания. Важно отметить, что воспитательный процесс направлен на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности старших дошкольников, что позволяет им стать равными партнерами в процессе общения во всех сферах жизнедеятельности.
Объект исследования – процесс изучения и формирования коммуникативной функции речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
Предмет исследования — коммуникативная функция речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
Цель работы: – проанализировать возможности изучения и формирования коммуникативной функции речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
В соответствии с целью работы, его объектом, предметом работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить проблемы формирования коммуникативной функции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
2. Изучить психолингвистические и психологические основы исследования коммуникативной функции речи.
3. Описать научные основы становления коммуникативной функции речи в онтогенезе.
4. Проанализировать методики изучения и формирования коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
В исследовании были использованы различные методы
Заключение:
Под коммуникативной компетенцией необходимо понимать коммуникативные умения устанавливать и поддерживать нужную взаимосвязь с другими людьми. В составе этой компетенции объединяется комплекс знаний и умений, которые обеспечивают плодотворное развитие коммуникативного процесса.
Большое значение для развития коммуникативных навыков у детей имеет их взаимодействие со сверстниками, совместная деятельность ребенка и ровесника. Речевые проблемы в развитии дошкольников негативно влияют на уровень сформированности коммуникативных навыков.
Речевая деятельность – это совокупность речевых действий, которая имеет мотив, цель, средства, способы выполнения, установки и результаты деятельности. В структуре речевой деятельности выделяют этапы, фазы и уровни
Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме речевого развития у детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня, показали, что эта проблема развития речи, ее звуковая сторона, словарный состав, грамматический строй у детей, имеющих различные нарушения речи, привлекает внимание многих специалистов.
В процессе коррекционной и педагогической работы пополняется активный словарный запас, развиваются творческие способности, приобретаются знания и навыки для построения взаимодействия с окружающими.
Поэтому дети с общим недоразвитием речи в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, так как нарушения речевой функции приводят к нарушению процесса общения, что, в свою очередь, ведет к недоразвитию коммуникативной функции в целом.
В современной психологии существует ряд средств и методов, с помощью которых возможно развитие коммуникативных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи 3-4 уровня. Среди средств выделяют игровую и сценическую деятельности, продуктивные виды деятельности, игрушку.
Среди методов можно выделить коллективный разбор конфликтов, обсуждение речевых коммуникативных ситуаций, мини сказок или пьес, работа с родителями, активность самих детей в процессе общения.
Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Именно игровая деятельность способствует совершенствованию речевых образцов, пополнению активного словарного запаса и развитию коммуникативных навыков.
Необходимо отметить, что недостатки звукового произношения, нечеткое восприятие звукового образа слова, полное или частичное отсутствие грамматических форм в предложениях, темп речи, все это влияет на игровую деятельность детей с общим недоразвитием речи, порождает у них особенности поведения и общения в игровых коммуникативных ситуациях.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативной функции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
1.1. Психолингвистические и психологические основы исследования коммуникативной функции речи
Речь одна из наиболее сложных высших психических функций человека, имеющая многоуровневую, многослойную составляющую. По словам выдающегося психолога Л.С. Выготского: «Речь является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и средством организации, регуляции психических процессов человека». Деятельность общения осуществляется на основе ряда функций (номинации, обобщения, познания), которые реализуются речью.
Центральной функцией речи является коммуникативная, которая реализуется посредством выражения мысли (сообщения) и воздействия на себя и на других людей. Воздействие – это генетически первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит, прежде всего, для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, сознание и чувства других людей посредством речи.
«В чем заключается социальный смысл речи? В том, что она обеспечивает любую другую деятельность человека, планируя, регулируя, контролируя ее и т. д.», – указывает А. А. Леонтьев.
Коммуникация (лат. commutatio – изменение, перемена) – парадигматическая соотнесенность (корреляция) определенной единицы выражения с определенной единицей содержания.
Коммуникативная функция речи – функция общения, заключающаяся в передаче некоторого «интеллектуального», «логического содержания».
В различных источниках научной лингвистической литературы коммуникация обозревается как «специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно — трудовой деятельности» [2].