Курсовая теория на тему Формирование исследовательских умений обучающихся в процессе обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ.. 5
1.1. Сущность
учебной деятельности. 5
1.2. Сущность
исследовательских умений. 10
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА
ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.. 17
2.1. Формирование
исследовательских умений обучающихся. 17
2.2. Средства
формирования исследовательских умений обучающихся. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
Введение:
Общественное развитие,
процессы глобализации и индивидуализации, продвижение науки и техники требуют
структурных изменений образовательного кластера, от которого зависит не только
уровень знаний, умений и навыков школьников, но и формирование критически
мыслящего, самостоятельного и уникального человека и гражданина. Концепция
модернизации образования акцентирует внимание педагогов на подготовке молодых
граждан, которые быстро выявляют проблемы, способы их решения, самостоятельно
осуществляют ответственный выбор, прогнозируют возможные последствия,
отличаются мобильностью. На формирование таких качеств личности направлена
исследовательская деятельность, требующая сформированных исследовательских
умений.
Проблема подготовки
молодого поколения, способного самостоятельно приобретать новые знания,
неординарно мыслить, использовать знания в новых, непривычных условиях была,
есть и будет всегда актуальной. О создании условий для развития личности и
творческой самореализации каждого гражданина, воспитания поколения людей,
способных эффективно работать и учиться в течение жизни отмечается в
Федеральных государственных образовательных стандартах. Сегодня же возникает
потребность не только в знающих и умелых людях, но и в такой категории людей,
которая способна видеть, формулировать и решать самостоятельно новые проблемы.
Итак, формирование
исследовательских умений учащихся является актуальной проблемой современного
обучения.
Эту проблему активно
разрабатывали в научных исследованиях такие классики, как Д.Б. Богоявленская,
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.И. Кульчицкая, Н.С. Лейтес,
В.А. Моляко, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, а
также современные исследователи Н.В. Анищенко, Т.В. Дуткевич, В.В. Кузьменко,
В.А. Киричук, А.М. Матюшкин, А.М. Поддьяков, В. Рыбак, А.И. Савенков, Н.Б.
Шумакова, А.И. Шебланова и др.
Заключение:
Понятие исследовательские
умения рассматриваем как совокупность интеллектуальных и практических действий,
определяющих готовность личности выполнять умственные и практические действия,
которые соответствуют исследовательской деятельности, с использованием знаний и
жизненного опыта, осмыслением цели, условий, средств деятельности по изучению
процессов, фактов, явлений.
В структуре каждого
исследовательского умение выделяем следующие компоненты: познавательный
(умения, которые составляют систему мыслительных операций или действий (анализ,
синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение)); деятельностный (использование
литературы, подбор приборов и материалов для эксперимента, оформление
результатов исследования в виде графиков, таблиц, диаграмм и т. д.);
саморегулятивных (умения организовать свою деятельность, определять методы,
средства, последовательность и сроки выполнения учебного исследовательского
задания, умения проверить и оценить качество его исполнения).
Формирование
исследовательских умений – непременное условие полноценного обучения. Процесс
формирования имеет межпредметный характер, в нем органично сочетаются и
взаимодействуют содержательная, мотивационная и процессуальная стороны. Наряду
с приемами, которые стимулируют детей к самостоятельному применению этих
умений, практикуются специальные задачи и методы обучения умственных действий.
Проведенное исследование
не исчерпывает всех аспектов проблемы теоретического обоснования сущности и
структуры исследовательских умений. В дальнейшем актуальным является
теоретическое обоснование функций исследовательских умений и разработка
методики их формирования в процессе кружковой работы.
Фрагмент текста работы:
В основу
психолого-педагогического анализа положен
процесс деятельности ученика. В общей теории обучения, основы которой были
заложены Я.А.
Коменским,
И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом
и расширенные К.Д.
Ушинского, П.Ф.
Каптеревым, С.Т. Шацким, Л.С. Выготским, а также в педагогической психологии
(Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И. Лингарт, И. Ломпшер, Н.Ф.
Талызина и др.) сформировалась психологическая теория учебной деятельности
личности. Теория деятельности рассматривается как система методологических и
теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом
исследования является деятельность. Данный подход рассматривается в двух
плоскостях:
– принцип единства
сознания и деятельности (Л.С. Рубинштейн);
– проблема общности
строения внешней и внутренней деятельности (А.Н. Леонтьев).
В своих трудах Л.С.
Рубинштейн рассматривает деятельность как совокупность действий, направленных
на достижение целей. Основными особенностями деятельности Л.С. Рубинштейн
считает социальность (деятельность осуществляется только субъектом). Деятельность
как взаимодействие субъекта с объектом является содержательной, предметной;
деятельность всегда творческая и самостоятельная. Деятельность определяется
своим объектом не прямо, а лишь опосредованно через ее внутренние,
специфические закономерности (через цели, мотивы и т.д.). Это частичное
проявление разработанного общего принципа детерминизма: внешние причины
действуют только через внутренние условия того, на ком или на чем эти внешние
воздействия сказываются. С этих позиций создана теория мышления как
деятельности и как процесса [Рубинштейн 2002].
Согласно теории А.Н.
Леонтьева, личность характеризуют только те психические процессы и особенности,
которые способствуют осуществлению ее деятельности. Иерархия деятельностей
образует ядро личности. Основной характеристикой личности является
самосознание, то есть осознание человеком себя в системе общественных
отношений. Каждому возрастному периоду развития личности, по теории
деятельности, соответствует определенный вид деятельности, который приобретает
ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности.
Г.И. Щукина рассматривает
деятельность как основную форму проявления активности человека, его социального
назначения. Сущность человеческой деятельности заключается в преобразовании
действительности, в активном воздействии самого человека на предметный мир.
Ученый выделяет следующие основные свойства общего феномена деятельности:
– целеполагание
(трансформация общей цели в конкретные задачи);
– преобразующий характер
(деятельность с перспективой совершенствования своего окружения, преобразования
мира);
– предметность (выражено
ее объективно материальную основу, ее связь с предметным миром);
– осознанный характер
(раскрывает ее субъект, проявляющейся в целеполагании, в прогнозировании
деятельности, в перспективных устремлениях) [Щукина 1986].
Итак, можно сделать
вывод, что отдельные свойства определяют особенность человеческой деятельности,
а их связь обусловливает единство и целостность любого вида деятельности и ее
вариативности. В деятельности происходит не только освоение предметного мира,
но и формирование отношения к нему, к своему месту в этом мире, к обществу, к
людям.
С позиции общей теории
деятельности психологами различаются понятия «учебная деятельность» и
«познавательная деятельность».
В концепции современного
образования особо отмечается проблема активизации познавательной деятельности
школьников в учебно-воспитательном процессе. Об активности как одном из
основных принципов процесса познания и необходимость развития познавательного
интереса педагогическая наука говорила уже давно (работы В.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной,
Ю.К. Бабанского и др.). Дидакты и методисты единодушны в том, что
познавательный интерес формируется в организованной учебной деятельности,
направленной на овладение знаниями и практическими навыками. Поэтому так важно
для достижения нужного уровня усвоения учащимися программного материала,
высокой их обученности систематически, целенаправленно поддерживать и развивать
познавательный интерес школьников, ставить их в ситуацию проблемного получения
знаний, практиковать нетрадиционное обучение [Чугунова 2016].
Учебная деятельность –
единство операционной, мотивационной и содержательной характеристик активности
ученика, система процессов решения различных задач [Мышление в деятельности
младших школьников 1981].
Учебная деятельность –
это деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, на
овладение новыми умениями и навыками, а также на изменение себя как субъекта
деятельности [Эльконин 1997, с. 45].
Учебная деятельность –
ведущий вид деятельности младшего школьника, содержанием которой являются
теоретические знания: единство содержательного абстрагирования, обобщения и
теоретических понятий [Давыдов 1981].
Учебная деятельность –
деятельность, которая состоит из потребностей и мотивов, целей и условий их
достижения, действий и операций с определенным предметным содержанием [Савченко
1989, с. 6].
Сегодня в психологической
и дидактической науке нет единого подхода к определению понятия «учебная
деятельность». Так, в трудах Д. Вилькеева, Б. Есипова, Н. Половниковой
акцентируется внимание на волевой и эмоциональной настроенности как важном
показателе активности школьника: готовность и стремление к активному освоению
знаний [Литвиненко 2002, с. 115]. Во многих трудах ученых учебная
деятельность рассматривается в комплексе с познавательной. Определение
познавательной деятельности рассматривается в тесной связи с понятием
«познавательный интерес». Устойчивые познавательные интересы обеспечивают
активную учебную деятельность школьников, поскольку в процессе обучения
познавательный интерес вступает в противоречие с приобретенным запасом знаний.
Это вызывает у индивида внутреннюю потребность удовлетворить интерес путем
познавательной деятельности, создать в обучении условия, которые способствовали
бы формированию у школьников познавательных интересов, служащих предпосылкой повышения
качества обучения, всестороннего развития личности [Литвиненко 2002, с. 211].