Курсовая теория на тему формирование игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения игровой
деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 6
1.1.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития. 6
1.2.
Особенности формирования игровой деятельности у дошкольников с задержкой
психического развития. 10
Глава 2. Изучение особенностей диагностики и развития
игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития. 16
2.1.
Диагностика у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
уровня сформированности игровой деятельности. 16
2.2. Методы и
способы развития игровых навыков у дошкольников с задержкой психического
развития. 20
Заключение. 27
Список
использованной литературы 30
Введение:
Актуальность.
Игра – особая форма усвоения ребенком окружающей действительности путем
моделирования и интерпретации взаимодействия между людьми, основной ведущий вид
детской деятельности, который многогранно влияет на психическое развитие
ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками, умениями, знаниями, познают
окружающий мир, различные сферы человеческой деятельности, формируют
собственное отношение к явлениям жизни и коллектива сверстников, усваивают
разнообразные способы общения. Игра служит средством развития мышления, памяти,
воображения, речи, способствует развитию эмоционально-волевой сферы.
А.А.
Катаева отмечает, что в процессе игры у детей с задержкой психического развития
формируется произвольность психических процессов, в частности произвольность
внимания и памяти. Игровая ситуация и действия в ней активизируют умственную
деятельность детей. В игре дети учатся действовать с предметами, их
заменителями, адекватно действовать в воображаемых ситуациях. Игра способствует
постепенному переходу ребенка к мышлению; в ней происходит формирование
предпосылок для перехода умственных действий на более высокий этап – этап
умственных действий с опорой на вещание. Функциональное развитие игровых
действий создает зону ближнего развития умственных действий.
Л.С.
Выготский подчеркивал, что именно игра является объединяющим фактором, из
которого происходят и определяются мотивы и содержание развития ребенка в дошкольном
возрасте, который А.Н. Леонтьев называл периодом становления личности ребенка.
Исследования
в области детской игры дают достаточно информации об интеллектуальном развитии детей,
прежде всего о развитии их речи, моторики, социального поведения. В работах
известных дефектологов данные, касающиеся специфики игры детей с задержкой
психического развития. Так Э. Сеген, К.И. Грачева, А.М. Смирнова, В.Г.
Постовский отмечают на значение самостоятельной игры для коррекции и
компенсации дефекта, а также указывают на необходимость использования игры как
развивающего фактора.
Целью курсовой
работы является раскрытие особенностей формирования игрового опыта и умения
играть у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект
исследования – процесс формирования игровой деятельности у
дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет
исследования – средства и методы формирования
игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть
психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития;
2. Изучить
особенности формирования игровой деятельности у дошкольников с задержкой
психического развития;
3. Предложить
диагностику у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
уровня сформированности игровой деятельности;
4. Проанализировать
методы и способы развития игровых навыков у дошкольников с задержкой
психического развития.
Методы
исследования: теоретический анализ
психолого-педагогической, методической и учебной литературы, обобщение научных
данных по проблеме исследования.
Теоретическая основа. Такие известные ученые как Л. Венгнр, Т.А.
Власова, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, исследовали игровую деятельность дошкольников
с задержкой психического развития, ее влияние на познавательную деятельность и
психические процессы воспитанников. Именно опираясь на их научные работы, мы в
настоящее время имеем большое количество информации о психическом развитии
детей дошкольного возраста с ЗПР и особенности их ведущей деятельности.
Становление игры детей с задержкой психического
развития подчиняется общим закономерностям, но идет значительно медленнее и
имеет ряд специфических особенностей. Если у детей, развитие которых происходит
в пределах нормы, до шести лет сюжетно-ролевая игра достигает высшего развития,
то у всех детей с ЗПР этого возраста она находится на этапах преддошкольный,
младшего дошкольного возраста.
Материалы исследования Е.С. Слепович,
полученные при изучении сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с ЗПР,
показали значительное отставание в развитии ролевой игры. Большинство
дошкольников, обследованных в ходе исследования, находились на более ранних
ступенях развития игровой деятельности.
Н.Л. Белопольская и И.Ф. Марковская в своих
исследованиях отмечают, что при явном преобладании игровых интересов над
учебными, у детей с ЗПР в играх четко выступает однообразие интересов,
отсутствие творчества и бедность воображения, недостаточная эмоциональность,
низкая активность, по сравнению с игрой детей, развитие которых происходит в
пределах нормы.
Теоретическая
значимость исследования заключается в анализе и
теоретическом обоснование наиболее эффективных методов воспитательной работы с
детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития для формирования игровой
деятельности. Предложенные методические материалы могут быть использованы
воспитателями в ДОУ во время формирования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития игровой
деятельности.
Заключение:
На
основе теоретического анализа литературы можно сделать следующие выводы:
1.
Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпа развития психики и
выражается в недостатке общего запаса знаний, ограниченности представлений,
незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься
интеллектуальной деятельностью. Понятие «задержка психического развития»
употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или
функциональной недостаточностью центральной нервной системы. У них наблюдается
полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения,
целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушения
работоспособности. Такие детей называют, как дети с недостаточными
способностями к обучению. Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической
помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, охватывают все сферы
психического развития ребенка, мешают его социальной адаптации.
2.
Игровая деятельность дошкольников с ЗПР имеет свои особенности. Анализ
литературы свидетельствует от том, что у таких детей игровая деятельность, как
правило, самостоятельно не формируется. На начальном этапе у них не возникает
замысла игры. Дети манипулируют игрушками, не проявляя к ним интереса, не умеют
воспроизводить несложную знакомую жизненную ситуацию. Важнейшей задачей
педагогов-дефектологов является обучение детей игровой деятельности. Ведь
именно в процессе игры происходит развитие эмоционально-положительного
отношения и интереса к предметам и действий с ними, формируются когнитивные
процессы и предметно-игровые действия, умение играть со сверстниками.
Интересная
и содержательная игровая деятельность детей обеспечивается при использовании
различных игр: подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций и
др. Педагогам рекомендуется планировать организацию учебного процесса так,
чтобы отведенное для игры время не заменялось другими видами деятельности.
Обучение детей с ЗПР игровым действиям происходит во время проведения специальных
занятий, организованных педагогом. И только потом изученые игровые технологиии
переносятся в свободную деятельность детей.
3.
В курсовой работе предложена диагностика сформированности игровой деятельности
детей с ЗПР. Она состоит из четырех этапов: анкетирование воспитателей; анализ
календарных планов учебно-воспитательного процесса; наблюдение за
взаимодействием детей в сказочно-игровой деятельности; диагностические методы (Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин).
4. Учитывая особенности игровой деятельности дошкольников
с ЗПР, мы пришли к выводу, что их необходимо учить умению играть: для этого в
режиме дня надо выделять время для организации игр. Ведь именно в процессе игры
происходит развитие эмоционально-положительного отношения и интереса к
предметам и действий с ними, формируются гностические процессы и
предметно-игровые действия, умение играть со сверстниками. Только специальное
обучение может привести к возникновению сюжетной игры, которая способствует
компенсации нарушения, общего и речевого развития ребенка с ЗПР.
Обучая
ребенка играть, в первую очередь осуществляется формирование элементарного
игрового опыта детей (игры с природным материалом; игры с бумагой, тканью,
бытовыми предметами; конструктивные и языковые игры). Впоследствии формируют у детей
отдельные игровые действия по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.
От предметной игры переходят к обучению сюжетной игре. На пути формирования
сюжетно-роль в игры используют подвижные игры с речевым или музыкальным
сопровождением и игры-драматизации. Так уточняются и закрепляются представления
о различных отношениях людей в процессе их трудовой деятельности. Постепенно осуществляется
переход к формированию у детей с ЗПР умений принимать на себя определенные роли и
действовать в игре. По мере усвоения отдельных видов игр следует применять их
сочетание с целью более всестороннего развития детей с ЗПР. При этом необходимо
учитывать особенности каждого ребенка, его возможности и способности.
Лишь
в процессе коррекционно-развивающей работы у дошкольников с ЗПР формируется
игровая деятельность, усваивается игровой опыт.
При
отсутствии целенаправленного коррекционного воздействия наблюдается
значительное отставание в развитии игровой деятельности детей с ЗПР по
сравнению со сверстниками с типичным развитием.
Теоретические
положения не исчерпывают проблему формирования игровой деятельности у
дошкольников с задержкой психического развития во всей ее сложности и
многомерности. Перспективу дальнейшего исследования мы видим в изучении
проблемы развития игровых действий у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР,
которые готовятся к обучению в школе.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы изучения игровой
деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 1.1.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития Задержка
психического развития (ЗПР) это одна из наиболее частых форм нарушений
психического онтогенеза. Характерным признаком ЗПР является не соответствующий
возрасту ребенка фонд знаний и представлений об окружающей действительность,
низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной
деятельности и поведения, недостаточная сформированность функций произвольного
внимания и памяти, что в свою очередь влияет на развитие речи и общения.
Сегодня
большое количество ученых педагогов и психологов исследуют познавательные,
личностные, эмоционально-волевые особенности детей с ЗПР Л.Е. Андрусишина, Д.
Бех, В.И. Бондарь, Т.П. Висковатова, М.В. Дмитриева, Т.Ф. Марчук, И.М.
Омельченко, Ю.В. Рибцун, Т.В. Сак, В.В. Ульянков. Ученые отмечают, что
педагогическое и психологическое сопровождение таких детей должно начинаться как
можно раньше, чтобы активизировать внутренние компенсаторные возможности для
преодоления проблем в развитии и воспитании достойной личности [6, c. 96].
В
отечественной педагогической практике понятие задержки психического развития
детей появилось сравнительно недавно. Выделение отдельной категории детей с
этой недостатком было обусловлено, прежде всего, необходимостью отделить их от
умственно отсталых обучающихся, как известно, в специальной вспомогательной
школе. В отличие от умственно отсталых, дети с задержкой психического развития
имеют качественно иные нарушения интеллектуальной деятельности. Сейчас
признают, что это очень неоднородная группа как за проявлениями нарушений, так
и за их выраженностью.