Курсовая теория Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая теория на тему Формирование и развитие эмоционально-волевой регуляции у ребенка младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. 4

1.1 Особенности развития психических познавательных процессов ребенка в младшем школьном возрасте. Волевая регуляция познавательной активности ребенка 4

1.2 Особенности развития личности ребенка младшего школьного возраста 12

Глава 2. Характеристика эмоционально-волевого развития ребенка в младшем школьном возрасте 19

2.1 Общее понятие об эмоционально-волевой регуляции поведения человека 19

2.2. Социально психологические детерминанты развития эмоционально-волевой регуляции младшего школьника 24

2.3 Основные направления психологической работы по формированию эмоционально-волевой регуляции у младших школьников 29

Заключение 32

Выводы 34

Список литературы 35

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Начальное образование можно назвать фундаментом дальнейшего профессионального образования. На этом этапе начинают формироваться базовые основания личности человека, которые влияют сначала на успешность обучения в начальной школе, а потом во многом определяют будущую жизнь человека.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст является важным периодом развития личности. В это время протекает освоение учебной деятельности, формирование произвольности психических функций, возникновение рефлексии и самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие достижения взаимосвязаны с изменениями потребностно-мотивационной сферы и развитием психических процессов, что в свою очередь оказывает влияние на изменения эмоциональной сферы ребенка.

Исследования множества ученых доказывает, что начало обучения в школе способствует существенным изменениям в эмоциональной жизни ребенка. Так, у младших школьников постепенно начинает развиваться умение владеть своими эмоциями, хотя они еще не умеют сдерживать их проявление. При этом необходимо учитывать, что такие эмоциональные проявления как одиночество и тревожность становятся важными проблемами психолого-педагогической науки, требуя коррекции и преодоления с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.

Изучением особенностей эмоционально-волевой регуляции младших школьников занимались многие психологи и педагоги, среди которых такие авторы как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, А.В. Запорожец и др. Проблема эмоциональных нарушений исследуется с разных позиций у Л.И. Божович, В.В. Лебединского, В.С. Мухиной, О.С. Никольской.

Опираясь на исследование указанных авторов, отметим, что, проблема изучения эмоционально-волевой регуляции у детей младшего школьного возраста достаточно актуальна.

Целью работы выступает теоретическое изучение особенностей формирования и развития эмоционально-волевой регуляции в младшем дошкольном возрасте.

Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:

1. Выделить особенности развития психических познавательных процессов ребенка в младшем школьном возрасте и волевой регуляции познавательной активности ребенка.

2. Изучить особенности развития личности ребенка младшего школьного возраста.

3. Определить общее понятие об эмоционально-волевой регуляции поведения человека.

4. Охарактеризовать социально-психологические детерминанты развития эмоционально-волевой регуляции младшего школьника.

5. Описать основные направления психологической работы по формированию эмоционально-волевой регуляции у младших школьников.

Объектом исследования выступает проблема эмоционально-волевого развития в психологии.

Предметом исследования является эмоционально-волевая регуляция в младшем школьном возрасте.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве. Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

Эмоции являются особым классом психических процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающиеся в форме непосредственного переживания значимых для индивида явлений и ситуации в его жизнедеятельности. Эмоции представляют собой главный механизм внутренней регуляции психической деятельности и поведения личности, который направлен на удовлетворение актуальных потребностей.

Следует сказать, что эмоции являются формой поведенческой адаптации, актуализирующие наследственный опыт. Другими словами, ориентируясь на опыт, человек совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции играют значительную роль для приобретения индивидуального опыта. Так, они осуществляют функцию положительного и отрицательного подкрепления, способствую получению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.

Все это говорит о том, что формирование эмоций человека становится важным условием его личностного развития. Это подтверждается тем, что став предметов устойчивых эмоциональных отношений, какие-либо идеалы, нормы и обязанности поведения переходят в реальные мотивы деятельности. При этом отметим, что разнообразие эмоций человека можно объяснить сложностью отношений между предметами его потребностей и контрактными условиями деятельности, которая направлена на достижение целей.

Волевая регуляция включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия. Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте

1.1 Особенности развития психических познавательных процессов ребенка в младшем школьном возрасте. Волевая регуляция познавательной активности ребенка

Познавательное развитие ребенка в первую очередь зависит от его знаний и представлений о мире, которые в свою очередь обеспечивают эффективность умственного развития. Для ребенка раннего возраста самым важным становится постижение предметного содержания мира. В это время дети активно накапливают сенсорный опыт. Посредством органов чувств и собственных манипуляций усваиваются внешние характеристики предметов и т.п. Для дальнейшего умственного воспитания и обучения ребенка важно учитывать особенности развития познавательных процессов в раннем возрасте, среди которых мышление, память, воображение, внимание и др. [4].

О.Я. Светлова говорит о том, что формирование познавательной сферы детей начинается с первых дней его жизни. В первую очередь, ребенок включается в домашнюю ситуацию, дающую ему многие разные ощущения, когда его кормят, прикасаются к нему, он видит людей и предметы, слышит различные бытовые и природные шумы и голоса [21].

Следует заметить, что познание является сложным образованием, состоящим как минимум из двух компонентов, которые неразрывно связаны между собой. Первый компонент содержит в себе информацию, которая состоит из отдельных фактов и сведений, каких-либо событий внешнего мира и мыслительных процессов, необходимых для получения и переработки поступающей информации. Иначе, первый компонент имеет следующие аспекты:

1. Интерес ребенка, все, что он выбирает из окружающей действительности для познания.

2. Сам способ получения ребенком информации, т.е. способы и средства познания мира.

3. Способы переработки ребенком информации, отличающейся на разных периодах (систематизация, сбор, забывание, упорядочение и т.п.) [2].

Собственно информация (сведения, факты, события жизни) не является самоцелью или знанием ради знания. Она выступает как средство, при помощи которого ребенок развивает необходимые для познавательного развития процессы, навыки и умения, а также способы познания.

Что касается второго компонента познания, то он представляет отношение человека к информации. С.Л. Рубинштейн [25] указывал, что взаимосвязь и неразрывность компонентов познания очевидна. Любой человек, занимаясь тем или иным делом, читая книгу или смотря телевизор, слушая научный доклад или просто идя по улице, получает и соприкасается с информацией в том или ином ее виде. Получив какую-либо информацию, у человека, независимо от его воли, складывается определенное отношение к тем сведениям, событиями или фактам, которые он постиг. Так, книга могла понравиться или нет, просмотренная передача вызывает чувство восхищения или разочарования и т.п. Другими словами, информация, доходя до человека, становится его достоянием и оставляет в душе тот или иной чувственный эмоциональный след, который и называется «отношением» [25].

Однако важным моментом является то, что у взрослого и ребенка отношение к постигаемому происходит по-разному. Так, у взрослого человека информация является первичной, а отношение к ней уже вторичное. Взрослые могут выказывать, определять свое отношение к чему-то только посредством наличия об этом знаний и представлений, собственного опыта. У маленьких детей можно наблюдать совершенно другую картину. Для них отношение выступает на первый план, а информация является вторичной. Иными словами, дети всегда готовы познавать то, к чему имеют позитивное отношение, и не хотят слушать такую информацию, к которой относятся плохо, отрицательно [14].

Данные факты приводят к тому, что система начального образования имеет очень важную задачу, которая заключается в познавательной деятельности ребенка этого возрастного периода. Предъявление новых требований, отвечающих современному развитию общества, к воспитанию подрастающего поколения, обуславливается важностью и необходимостью компетентного ориентирования в возрастающем объеме знаний. Так, на первый план выступают задачи, которые отвечают развитию способностей к активной познавательной деятельности младших школьников и проявлению их активного познавательного интереса.

Умственное развитие представляет собой совокупность количественных и качественных изменений, которые происходят в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта детей. Другими словами, умственное развитие ребенка напрямую зависит от комплекса социальных и биологических факторов, где важную направляющую, обогащающую и систематизирующую роль, выполняет умственное воспитание и обучение [8].

Р.С. Немов [22] говорит о том, что развитие личности происходит посредством присвоения ребенку многовекового опыта человечества, который запечатлен в материальной культуре и духовных ценностях, представленный в знаниях, навыках и умениях, в ходе которого у ребенка происходит развитие самосознания. Основной функцией умственного воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является формирование познавательной деятельности и познавательного интереса. Другими словами, такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Умственное воспитание представляет планомерное целенаправленное воздействие взрослого на умственное развитие ребенка с целью сообщения знаний, которые необходимы для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирования на этой основе познавательных процессов, а также умений применять полученные знания в той или иной деятельности [19].

 

Содержание:

 

Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
эмоционально-волевого развития младшего школьника. 4
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей
младшего школьного возраста. 4
1.2. Эмоционально-волевое развитие в младшем школьном
возрасте. 9
Глава 2.
Методы и способы формирования и развития эмоционально-волевой регуляции
младших школьников. 16
2.1.
Формирование волевых процессов в начальной школе. 16
2.2.
Рекомендации родителям по формированию эффективной эмоционально-волевой
регуляции. 18
Заключение. 21
Список литературы.. 23

  

Введение:

 

Введение

Актуальность
исследования. Начальное образование можно назвать
фундаментом дальнейшего профессионального образования. На этом этапе начинают
формироваться базовые основания личности человека, которые влияют сначала на
успешность обучения в начальной школе, а потом во многом определяют будущую
жизнь человека.

В возрастной и
педагогической психологии младший школьный возраст является важным периодом
развития личности. В это время протекает освоение учебной деятельности,
формирование произвольности психических функций, возникновение рефлексии и
самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие
достижения взаимосвязаны с изменениями потребностно-мотивационной сферы и
развитием психических процессов, что в свою очередь оказывает влияние на
изменения эмоциональной сферы ребенка.

Исследования множества
ученых доказывает, что начало обучения в школе способствует существенным
изменениям в эмоциональной жизни ребенка. Так, у младших школьников постепенно
начинает развиваться умение владеть своими эмоциями, хотя они еще не умеют
сдерживать их проявление. При этом необходимо учитывать, что такие
эмоциональные проявления как одиночество и тревожность становятся важными
проблемами психолого-педагогической науки, требуя коррекции и преодоления с
целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.

Изучением особенностей
эмоционально-волевой регуляции младших школьников занимались многие психологи и
педагоги, среди которых такие авторы как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.М.
Прихожан, А.В. Запорожец и др. Проблема эмоциональных нарушений исследуется с
разных позиций у Л.И. Божович, В.В. Лебединского, В.С. Мухиной, О.С.
Никольской.

Опираясь на исследование
указанных авторов, отметим, что, проблема изучения эмоционально-волевой регуляции
у детей младшего школьного возраста достаточно актуальна.

Целью
работы выступает теоретическое изучение особенностей
формирования и развития эмоционально-волевой регуляции в младшем дошкольном
возрасте.

Поставленная цель
предполагает необходимость решить следующие  задачи исследования:

1. Изучить
психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраст.

2. Описать основы
эмоционально-волевого развития в младшем школьном возрасте.

3. Определить
формирование волевых процессов в начальной школе.

4. Представить
рекомендации родителям по формированию эффективной эмоционально-волевой
регуляции.

Объектом
исследования выступает проблема эмоционально-волевого
развития в психологии.

Предметом
исследования является эмоционально-волевая регуляции в
младшем школьном возрасте.

Структура работы состоит
из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Таким образом, в ходе
исследования было определено, что эмоция – это
реакция всей личности (включая организм) на те ситуации, к которым она не может
адаптироваться, и она имеет преимущественно функциональное значение. Так,
эмоция вызывает нарушение памяти, навыков и вообще замену трудных действий
более легкими. Эмоция соответствует такому снижению уровня адаптации, которое
наступает, когда мотивация является слишком сильной по сравнению с реальными
возможностями субъекта. Эмоция – это страх, гнев, горе, иногда радость,
особенно чрезмерная радость. Существует оптимум мотивации, за пределами
которого возникает эмоциональное поведение. С усилением мотивации повышается
качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика,
исполнение ухудшается. Эмоция возникает часто потому, что субъект не может или
не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию. Конфликты являются главной
причиной эмоций тогда, когда субъект не может легко найти решение. Эмоции
способны мобилизовать человека, компенсировать недостаточность информации,
недостаточность возможностей человека по решению проблемы.

С приходом в школу
ребенок психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его
людьми. У младшего школьника ведущей деятельностью становится учебная:
появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые требования. В младшем
школьном возрасте изменяется содержание общения, выделяется как особое деловое
общение со взрослыми.

Эмоциональные отношения с
ребенком сменяются на отношения, центрированные на учебной деятельности, на
школьных проблемах. Все это очень часто приводит к возникновению у младшего
школьника чувства одиночества, отчужденности себя от близких. Такие изменения в
детско-родительских отношениях могут неблагоприятно сказаться на развитии
личности ребенка, успешности его деятельности, его эмоциональном благополучии.

В данный период времени
важное место в развитии ребенка является приобретение навыков социального взаимодействия
с группой сверстников и умение заводить друзей. Развитие общения со
сверстниками определяет новую стадию эмоционального развития младшего
школьника, которая характеризуется появлением у него способности к
эмоциональной децентрации.

Система
психологического сопровождения весьма продуктивна в младшем школьном возрасте,
так как именно в самом начале школьного обучения психолог имеет возможность
выстроить «сопровождение» педагогического процесса, нацеленного в большей мере
на профилактику, на развитие позитивного, благоприятного изначально. Однако,
без представления целостной картины личностных новообразований в младшем
школьном возрасте, без понимания закономерностей их возникновения невозможно
создать достаточные и необходимые условия их развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей
младшего школьного возраста

Младшим школьным
возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период,
соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать
относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития.

В данном возрасте
происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент
развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит
постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими
словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения,
по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы
и импульсивны [5].

По мнению одного из
исследователей Л.С. Выготского, младший школьный возраст является особым
периодом жизни, когда ребенок впервые начинает заниматься социально значимой и
общественно оцениваемой учебной деятельностью.

Отметим, что в 6-7-летнем
возрасте у ребенка происходит первая крупная перемена, которая характеризуется
решительными изменениями деятельности ребенка, его общения и отношений с
другими людьми в связи с переходов в школьный возраст. В этот период времени
происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, и сами
отношения с окружающими становятся новыми [11].

Ведущей деятельностью
младших школьников становится обучение, в результате которого происходит
возникновение новых психических образований. При этом новый вид деятельности
характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью.

Следует так же указать,
что наличествуют изменения и в биологическом отношении. Так, у младших
школьников замедляется рост и заметно увеличивается вес, скелет при этом
подвергается окостенению. Протекает интенсивное развитие мышечной системы. С
развитием мелких мышц кисти проявляется способность выполнять тонкие движения,
посредством чего ребенок может овладеть навыками быстрого письма. Значительно
возрастает сила мышц, а все ткани детского организма находятся в состоянии
роста [7].

Отметим, что можно
наблюдать дисгармонию в физическом и нервно-психическом развитии ребенка,
сказывающуюся на временном ослаблении нервной системы. Для данного возрастного
периода характерна повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная
потребность в движении [28].

Поступление в начальную
школу имеет важное значение для ребенка, поскольку приносит изменения во всем
укладе его жизни. С началом обучения также связано изменение социального
положения детей как в семье, так и в коллективе сверстников. Процесс обучения
приобретает основную и ведущую форму деятельности в жизни младшего школьника,
притом, что у детей появляется важная обязанность, которая заключается в
приобретении знаний в процессе учебы. Такая обязанность ставит перед ребенком
важную задачу, которая выдвигает в свою очередь требования, заключающиеся в наличие
организованности, дисциплины и волевых усилий.

Одной из важных
особенностей, характерной для данного периода, выступает то, что правильное
отношение к обучению у детей младшего школьного возраста формируется не сразу,
поскольку оно опирается на наличие сформированных волевых усилий детей, включая
мобилизацию внимания и интеллектуальной активности, при наличии некоторого рода
самоограничений. Поэтому если ребенок не привык себя ограничивать и проявлять
волевые усилия, у него может появляться разочарование и тем самым
сформироваться отрицательное отношение к учебе [27].

Изначально в процессе
обучения у младших школьников происходит формирование интереса к самому
процессу учебной деятельности, но ребенок не осознает еще ее значение. Что же
касается формирования интереса к содержанию учебной деятельности и появление
желания приобретать знания, то оно связано с появлением интереса к полученным
результатам собственного труда в процессе обучения. Отметим, что такая основа
выступает как благоприятная почва для эффективного формирования у детей
целенаправленного мотива получать знания [33].

Следует заметить, что
формирование интереса к содержанию учебной деятельности и получения знаний
напрямую зависит от того, как младшие школьники переживают чувство
удовлетворенности от своей деятельности и полученных результатов. В связи с
этим одобрение и похвала педагога позволяет подкрепить чувство удовлетворения
от своих достижений, способствуя тем самым формирования чувства гордости и
подъем сил, вызывая желание продолжать процесс обучения.

В начальной школе учебная
деятельность позволяет стимулировать развитие психических процессов обучающихся
в процессе познания окружающего мира, его ощущения и восприятия. Для детей
младшего школьного возраста характерно наличие свежести в восприятии,
созерцательная любознательность. Однако при этом, в этом возрасте восприятие
отличается малой дифференцированностью, при которой могут совершаться
неточности или ошибки при определении сходных объектов [35].

Процесс обучения в
начальной школе позволяет перестраиваться восприятию ребенка. Постепенно оно
становится на более высокий уровень и получает целенаправленность и
управляемость в процессе деятельности. Вместе с тем, восприятие ребенка
младшего школьного возраста постепенно приобретает углубленность и анализ,
переходя в организованное наблюдение.

Следует отметить
несколько возрастных особенностей, которые характерны для процесса развития
внимания в младшем школьном возрасте. Так, внимание младших школьников
отличается слабостью произвольного внимания. Такая особенность считается самой
основной в этот возрастной период. Это связно с тем, что волевое регулирование
внимания, а также управление им в младшем школьном возрасте ограничено, а
произвольное внимание требует от ребенка наличие близкой мотивации.

Еще одной особенностью
внимания младших школьников является то, что непроизвольное внимание выступает
как основное для обучающихся, притом, что новое, интересное и яркое само по
себе является привлекательным для школьников, не требуя дополнительной
мотивации или применения усилий со стороны [28].

Что касается памяти в
младшем школьном возрасте, то ее развитие связано с процессом учебной
деятельности. В период обучения в начальной школе протекает усиление роли
словесно-логического и смыслового запоминания, развивается возможность
сознательно управлять памятью и регулировать ее проявление.

Важным моментом является
то, что наглядно-образная память больше развита, чем словесно-логическая память
в младшем школьном возрасте. Так, ребенок лучше запоминает конкретные сведения
и события, лица и предметы. Также выделяется механическое запоминание, когда
ребенок запоминает тот или иной материал, но при этом не осознает смысловые
связи внутри него [33].

Категория воображения в
младшем школьном возрасте также совершенствуется в процессе учебной
деятельности. При этом более всего протекает совершенствование воссоздающего
воображения, которое основано на раннее воспринятом материале. Его развитие
связано с постепенным совершенствованием правильного отражения действительности.
Так же в период обучения в начальной школе протекает развитие творческого
воображения, связанного с созданием новых образов, при преобразовании и
переработке впечатлений из прошлого опыта ребенка [25].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы