Курсовая теория на тему Формирование и развитие эмоционально-волевой регуляции у ребенка младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
эмоционально-волевого развития младшего школьника. 4
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей
младшего школьного возраста. 4
1.2. Эмоционально-волевое развитие в младшем школьном
возрасте. 9
Глава 2.
Методы и способы формирования и развития эмоционально-волевой регуляции
младших школьников. 16
2.1.
Формирование волевых процессов в начальной школе. 16
2.2.
Рекомендации родителям по формированию эффективной эмоционально-волевой
регуляции. 18
Заключение. 21
Список литературы.. 23
Введение:
Введение
Актуальность
исследования. Начальное образование можно назвать
фундаментом дальнейшего профессионального образования. На этом этапе начинают
формироваться базовые основания личности человека, которые влияют сначала на
успешность обучения в начальной школе, а потом во многом определяют будущую
жизнь человека.
В возрастной и
педагогической психологии младший школьный возраст является важным периодом
развития личности. В это время протекает освоение учебной деятельности,
формирование произвольности психических функций, возникновение рефлексии и
самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие
достижения взаимосвязаны с изменениями потребностно-мотивационной сферы и
развитием психических процессов, что в свою очередь оказывает влияние на
изменения эмоциональной сферы ребенка.
Исследования множества
ученых доказывает, что начало обучения в школе способствует существенным
изменениям в эмоциональной жизни ребенка. Так, у младших школьников постепенно
начинает развиваться умение владеть своими эмоциями, хотя они еще не умеют
сдерживать их проявление. При этом необходимо учитывать, что такие
эмоциональные проявления как одиночество и тревожность становятся важными
проблемами психолого-педагогической науки, требуя коррекции и преодоления с
целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
Изучением особенностей
эмоционально-волевой регуляции младших школьников занимались многие психологи и
педагоги, среди которых такие авторы как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.М.
Прихожан, А.В. Запорожец и др. Проблема эмоциональных нарушений исследуется с
разных позиций у Л.И. Божович, В.В. Лебединского, В.С. Мухиной, О.С.
Никольской.
Опираясь на исследование
указанных авторов, отметим, что, проблема изучения эмоционально-волевой регуляции
у детей младшего школьного возраста достаточно актуальна.
Целью
работы выступает теоретическое изучение особенностей
формирования и развития эмоционально-волевой регуляции в младшем дошкольном
возрасте.
Поставленная цель
предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить
психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраст.
2. Описать основы
эмоционально-волевого развития в младшем школьном возрасте.
3. Определить
формирование волевых процессов в начальной школе.
4. Представить
рекомендации родителям по формированию эффективной эмоционально-волевой
регуляции.
Объектом
исследования выступает проблема эмоционально-волевого
развития в психологии.
Предметом
исследования является эмоционально-волевая регуляции в
младшем школьном возрасте.
Структура работы состоит
из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Заключение
Таким образом, в ходе
исследования было определено, что эмоция – это
реакция всей личности (включая организм) на те ситуации, к которым она не может
адаптироваться, и она имеет преимущественно функциональное значение. Так,
эмоция вызывает нарушение памяти, навыков и вообще замену трудных действий
более легкими. Эмоция соответствует такому снижению уровня адаптации, которое
наступает, когда мотивация является слишком сильной по сравнению с реальными
возможностями субъекта. Эмоция – это страх, гнев, горе, иногда радость,
особенно чрезмерная радость. Существует оптимум мотивации, за пределами
которого возникает эмоциональное поведение. С усилением мотивации повышается
качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика,
исполнение ухудшается. Эмоция возникает часто потому, что субъект не может или
не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию. Конфликты являются главной
причиной эмоций тогда, когда субъект не может легко найти решение. Эмоции
способны мобилизовать человека, компенсировать недостаточность информации,
недостаточность возможностей человека по решению проблемы.
С приходом в школу
ребенок психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его
людьми. У младшего школьника ведущей деятельностью становится учебная:
появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые требования. В младшем
школьном возрасте изменяется содержание общения, выделяется как особое деловое
общение со взрослыми.
Эмоциональные отношения с
ребенком сменяются на отношения, центрированные на учебной деятельности, на
школьных проблемах. Все это очень часто приводит к возникновению у младшего
школьника чувства одиночества, отчужденности себя от близких. Такие изменения в
детско-родительских отношениях могут неблагоприятно сказаться на развитии
личности ребенка, успешности его деятельности, его эмоциональном благополучии.
В данный период времени
важное место в развитии ребенка является приобретение навыков социального взаимодействия
с группой сверстников и умение заводить друзей. Развитие общения со
сверстниками определяет новую стадию эмоционального развития младшего
школьника, которая характеризуется появлением у него способности к
эмоциональной децентрации.
Система
психологического сопровождения весьма продуктивна в младшем школьном возрасте,
так как именно в самом начале школьного обучения психолог имеет возможность
выстроить «сопровождение» педагогического процесса, нацеленного в большей мере
на профилактику, на развитие позитивного, благоприятного изначально. Однако,
без представления целостной картины личностных новообразований в младшем
школьном возрасте, без понимания закономерностей их возникновения невозможно
создать достаточные и необходимые условия их развития.
Фрагмент текста работы:
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей
младшего школьного возраста
Младшим школьным
возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период,
соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать
относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития.
В данном возрасте
происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент
развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит
постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими
словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения,
по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы
и импульсивны [5].
По мнению одного из
исследователей Л.С. Выготского, младший школьный возраст является особым
периодом жизни, когда ребенок впервые начинает заниматься социально значимой и
общественно оцениваемой учебной деятельностью.
Отметим, что в 6-7-летнем
возрасте у ребенка происходит первая крупная перемена, которая характеризуется
решительными изменениями деятельности ребенка, его общения и отношений с
другими людьми в связи с переходов в школьный возраст. В этот период времени
происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, и сами
отношения с окружающими становятся новыми [11].
Ведущей деятельностью
младших школьников становится обучение, в результате которого происходит
возникновение новых психических образований. При этом новый вид деятельности
характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью.
Следует так же указать,
что наличествуют изменения и в биологическом отношении. Так, у младших
школьников замедляется рост и заметно увеличивается вес, скелет при этом
подвергается окостенению. Протекает интенсивное развитие мышечной системы. С
развитием мелких мышц кисти проявляется способность выполнять тонкие движения,
посредством чего ребенок может овладеть навыками быстрого письма. Значительно
возрастает сила мышц, а все ткани детского организма находятся в состоянии
роста [7].
Отметим, что можно
наблюдать дисгармонию в физическом и нервно-психическом развитии ребенка,
сказывающуюся на временном ослаблении нервной системы. Для данного возрастного
периода характерна повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная
потребность в движении [28].
Поступление в начальную
школу имеет важное значение для ребенка, поскольку приносит изменения во всем
укладе его жизни. С началом обучения также связано изменение социального
положения детей как в семье, так и в коллективе сверстников. Процесс обучения
приобретает основную и ведущую форму деятельности в жизни младшего школьника,
притом, что у детей появляется важная обязанность, которая заключается в
приобретении знаний в процессе учебы. Такая обязанность ставит перед ребенком
важную задачу, которая выдвигает в свою очередь требования, заключающиеся в наличие
организованности, дисциплины и волевых усилий.
Одной из важных
особенностей, характерной для данного периода, выступает то, что правильное
отношение к обучению у детей младшего школьного возраста формируется не сразу,
поскольку оно опирается на наличие сформированных волевых усилий детей, включая
мобилизацию внимания и интеллектуальной активности, при наличии некоторого рода
самоограничений. Поэтому если ребенок не привык себя ограничивать и проявлять
волевые усилия, у него может появляться разочарование и тем самым
сформироваться отрицательное отношение к учебе [27].
Изначально в процессе
обучения у младших школьников происходит формирование интереса к самому
процессу учебной деятельности, но ребенок не осознает еще ее значение. Что же
касается формирования интереса к содержанию учебной деятельности и появление
желания приобретать знания, то оно связано с появлением интереса к полученным
результатам собственного труда в процессе обучения. Отметим, что такая основа
выступает как благоприятная почва для эффективного формирования у детей
целенаправленного мотива получать знания [33].
Следует заметить, что
формирование интереса к содержанию учебной деятельности и получения знаний
напрямую зависит от того, как младшие школьники переживают чувство
удовлетворенности от своей деятельности и полученных результатов. В связи с
этим одобрение и похвала педагога позволяет подкрепить чувство удовлетворения
от своих достижений, способствуя тем самым формирования чувства гордости и
подъем сил, вызывая желание продолжать процесс обучения.
В начальной школе учебная
деятельность позволяет стимулировать развитие психических процессов обучающихся
в процессе познания окружающего мира, его ощущения и восприятия. Для детей
младшего школьного возраста характерно наличие свежести в восприятии,
созерцательная любознательность. Однако при этом, в этом возрасте восприятие
отличается малой дифференцированностью, при которой могут совершаться
неточности или ошибки при определении сходных объектов [35].
Процесс обучения в
начальной школе позволяет перестраиваться восприятию ребенка. Постепенно оно
становится на более высокий уровень и получает целенаправленность и
управляемость в процессе деятельности. Вместе с тем, восприятие ребенка
младшего школьного возраста постепенно приобретает углубленность и анализ,
переходя в организованное наблюдение.
Следует отметить
несколько возрастных особенностей, которые характерны для процесса развития
внимания в младшем школьном возрасте. Так, внимание младших школьников
отличается слабостью произвольного внимания. Такая особенность считается самой
основной в этот возрастной период. Это связно с тем, что волевое регулирование
внимания, а также управление им в младшем школьном возрасте ограничено, а
произвольное внимание требует от ребенка наличие близкой мотивации.
Еще одной особенностью
внимания младших школьников является то, что непроизвольное внимание выступает
как основное для обучающихся, притом, что новое, интересное и яркое само по
себе является привлекательным для школьников, не требуя дополнительной
мотивации или применения усилий со стороны [28].
Что касается памяти в
младшем школьном возрасте, то ее развитие связано с процессом учебной
деятельности. В период обучения в начальной школе протекает усиление роли
словесно-логического и смыслового запоминания, развивается возможность
сознательно управлять памятью и регулировать ее проявление.
Важным моментом является
то, что наглядно-образная память больше развита, чем словесно-логическая память
в младшем школьном возрасте. Так, ребенок лучше запоминает конкретные сведения
и события, лица и предметы. Также выделяется механическое запоминание, когда
ребенок запоминает тот или иной материал, но при этом не осознает смысловые
связи внутри него [33].
Категория воображения в
младшем школьном возрасте также совершенствуется в процессе учебной
деятельности. При этом более всего протекает совершенствование воссоздающего
воображения, которое основано на раннее воспринятом материале. Его развитие
связано с постепенным совершенствованием правильного отражения действительности.
Так же в период обучения в начальной школе протекает развитие творческого
воображения, связанного с созданием новых образов, при преобразовании и
переработке впечатлений из прошлого опыта ребенка [25].