Методика обучения истории Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формирование гражданской идентичности на уроках истории в 9-11 классе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования гражданской
активности у школьников. 5

1.1. Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и
психологии. 5

1.2. Воспитание гражданской активности у современного
школьника. 14

Глава 2. Особенности формирования гражданской идентичности
на уроках истории в 9-11 классе. 18

2.1. Особенности проблемы формирования гражданской
идентичности подрастающего поколения. 18

2.2.  Формирование
гражданской идентичности на уроках истории 
9-11 классах  24

Заключение. 30

Список используемой литературы.. 33

  

Введение:

 

Актуальность работы. Обязанностью
педагога является воспитать гражданина, который должен обладать совокупностью
знаний, умений и навыков для реализации высокой профессиональной деятельности,
обеспечения механизма самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной
деятельности, что позволит ему наилучшим образом выполнять гражданские
обязанности и права, иметь гражданскую позицию и участвовать в общественной жизни
страны

Социальный
заказ на формирование компетентного гражданина является объективной
необходимостью. С изменением цели образования обновляется и содержание, где
знания, навыки и ценности увеличивают компонент компетентности, основанный на
гражданской компетентности учащихся, их социальной активности, моральной
гражданской позиции и готовности эффективно выполнять гражданские
обязательства.

Проблема
гражданского образования в Российской Федерации находится на новом этапе
становления, включающего теоретическое подтверждение концептуальных основ,
формулировку значения гражданского образования, гарантию масштабного участия
членов школьного общества в управлении школой, организацию социальной практики
обучающихся.

Также
необходимо знать, что российское гражданское образование имеет длительную
историю как особый показатель факта появления государственности в IX в.
Трудности гражданского образования захватывают одну из значимых зон в единой
теме педагогических исследований Ф. Б. Горелика, В. И. Кожокаря, A. B. Мудрика,
В. М. Обухова, В. А. Сластенина, В. А. Сухомлинского и др. Различные аспекты
гражданского образования изучали Л. И. Аманбаева, A. M. Бабаев, С. Н. Беккер,
С. И. Беленцов, Е. Р. Евдокимова, К. И. Маслов, С. В. Никитина, Т. Н.
Османкина, Ю. Е. Подлесная, O. A. Рожнов, Т. В. Саенко, Т. Ю. Сайпулаева, П. П.
Симоненко, Т. П. Скребцова, B. C. Собкин, М. В. Суворова, И. В. Суколенов, Г.
Т. Суколенова, Т. А. Сухарева, С. А. Щербачева, М. С. Якушкина и др. Данные
исследования привнесли значительный вклад в теорию и практику гражданского
образования учащихся.

Цель исследования – изучить
особенности формирования гражданской идентичности на уроках истории в 9-11
классе

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть сущность гражданской
позиции в педагогике и психологии;

2.
проанализировать особенности воспитания
гражданской активности у современного школьника;

3.
проанализировать проблемы формирования гражданской идентичности подрастающего
поколения;

4.
проанализировать особенности формирования гражданской идентичности на уроках
истории  9-11 классах.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, можно сделать вывод, что в «Концепции модернизации российского
образования на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства
РФ от 29 декабря 2010 г. № 1756-Р, в качестве приоритетных направлений
образования в 110 частности указаны: усиление воспитательного потенциала
образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования,
использование всего образовательного арсенала для достижения основных
учебно-воспитательных целей. В
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России», являющейся составной частью федерального государственного
образовательного стандарта общего образования второго поколения,
гражданственность провозглашена как базовая национальная ценность.

Формирование
нравственных качеств личности через гражданское воспитание достаточно широко
используется в практике воспитательной работы в российских школах.

Формирование
активной гражданской позиции является одной из основных задач в современной
школьной образовательной программе. Данной проблеме уделено большое внимание,
что нашло свое отражение в Федеральном государственном общеобразовательном
стандарте среднего общего образования, в постановлениях Министерства
образования, правительства Российской Федерации и в других нормативно-правовых
актах.

Вопрос
гражданской идентичности связан прежде всего с тем, что современная молодежь
отходит от понятий гражданственности, нравственного воспитания, забывает
историю своего Отечества, малой родины и других качеств, которые необходимы
гражданину Российской Федерации.

Гражданская
позиция включает в себя такие черты как патриотическое воспитание,
толерантность к народностям нашей страны, гражданская идентичность,
веротерпимость, любовь, забота и уважение к Родине, семье, правовое воспитание
учащихся, уважение прав и свобод человека.

Все
вышеперечисленные качества формируются на уроках истории и обществознания, где
учитель играет далеко не последнюю роль, используя различные приемы и методы в
преподавании: деловую игру, викторину, проектную работу, исследовательскую деятельность,
написание эссе и т.д.

Основными
направлениями воспитания и социализации российских школ являются:


воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и
компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;


формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни;


воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание).

 Все направления воспитания и социализации
важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе
отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Волонтерская
деятельность дает возможность приобрести социальный опыт, получить рекомендации
для дальнейшего продвижения и карьерного роста. Некоторые волонтеры со временем
начинают реализовывать свои авторские общественные проекты.

Следует
отметить, что юношеский возраст в силу присущих ему специфических ценностных
ориентации, идеалов, интересов является одним из наиболее благоприятных этапов
становления личности для формирования гражданской позиции учащегося.

Итак,
гражданская позиция – это система позитивных ценностных установок личности на
государство, право, гражданское общество, на самого себя как активного
гражданина, осуществляющего социально значимую деятельность, ориентированную на
общественное благо.

Объяснение
гражданской позиции как совокупности качеств личности сближает термины
«гражданская позиция» и «гражданственность», характеризующиеся как
«интегральное качество человека как сознательного и активного гражданина,
формирующееся и выражающееся в таких проявлениях, как высоконравственный
гражданский долг, основанный на знании гражданских прав и обязанностей,
готовность трудиться на общую пользу, решимость и умение отстаивать
общественные интересы, непримиримость к антигосударственным проявлениям, умение
сочетать личные интересы с общественными», что практически устраняет различия
между ними.

Формирование
гражданской позиции личности, по нашему мнению, закладывается не только
субъективными усилиями педагогов, но прежде всего объективным состоянием
общества, социально-политической обстановкой.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования
гражданской активности у школьников 1.1. Понятие и сущность гражданской позиции в
педагогике и психологии Современные
тенденции в социокультурной сфере обостряют проблему формирования
общечеловеческих ценностных ориентаций учащихся молодых людей, таким образом,
актуализируют в педагогической науке и практике задачи поиска иного содержания
и эффективных форм воспитания современных молодых людей, в частности воспитания
гражданской позиции, проявляющейся в общении, социальной активности,
профессиональной деятельности.

Толковый
словарь русского языка С. И. Ожегова и И. Д. Шведовой определяет понятие
«позиция» двумя точками зрения: принцип, который положен в основу поведения,
действий личности, и положение, место, занимаемое личностью[1].

Современные
ученые в сфере педагогики выделяют следующие виды позиций: социальная позиция, жизненная
позиция, внутренняя позиция.

В
научных исследованиях психологов понятие «позиция» изучается как позиция
личности. Ананьев Б. Г. рассматривал позицию личности в обществе  как социальные роли, которые выполняются
человеком в зависимости от его положения и политической обстановки[2].

Ученый
полагает, такие отношения либо роли, которые выполняются личностью в
определенных жизненных ситуациях, являются образцовым поведением, ожидаемым от
любого отдельного человека, который занимает эту позицию. Положение и отношение
также исследуются Ананьевым Б. Г. как «позиция личности», которая характеризует
деятельностную, субъективную сторону личности в социальной структуре, т. е.
позиция – это деятельностное выражение социального статуса, осмысление прав и
обязанностей, раскрывающее положение человека в классе, обществе, группе[3].

Божович,
Л. И. исследуя «позицию» как деятельностный компонент формирования личности,
выделяет определения «внутренняя позиция» и «внешняя позиция» личности.
«Внутренняя позиция» формируется на основе предшествующего опыта человека, его возможностей
и способностей, возникающих потребностей и относится к положению, которое
личность занимает в обществе в текущий момент и которое она хотела бы занимать
в дальнейшем. Данная «позиция» влияет на отношения к окружающему миру, иным
людям, самому себе[4].
Поэтому, «внутренняя позиция» способствует формированию у подрастающего
поколения новых личностных качеств.

Рубинштейн
С. Л., анализируя отношения личности как позицию, указывал на связь психики
человека и его деятельности, обозначение их целостности и единства. Благодаря
разуму человек приобретает умения определить свою позицию в отношении
общественной жизни[5].
Другу позицию выдвигал Леонтьев А. Н.. Он предполагал, что позиция не итог, а фактор
и основа формирования человека и его психики. Потому, осмыслив собственную
позицию, индивид повышает собственный уровень развития, становится на более
высокую ступень. Так, Леонтьев А. Н. пояснял устройство развития индивида как
субъекта социальных отношений[6].

Шамич
А. Ф. считает, что гражданская позиция личности формируется под воздействием
комплекса объективных и субъективных факторов. Под объективными факторами
подразумеваются социально-политические условия, к примеру, уровень политической
обстановки в государстве, уровень экономического положения в стране, степень
демократизации отношений в обществе, формирование и развитие социальных
институтов гражданского общества, нравственно-психологической среды в
гражданском обществе. Шамич выделяет, что субъективными факторами выступают
интересы личности, ее способности и потребности, ценностные ориентации, духовное
богатство, сущность внутреннего мира, уровень формирования мировоззрения, самосознания,
побуждение к деятельности и мотивы поведения личности, которые характеризуют
общее состояние стремления к социально значимой деятельности[7].

Абзалов
А. Ф. в своей научной работе указывает на то, что позиция, с точки зрения
осмысленной решимости человека действовать, выражается в взаимосвязи таких
компонентов, как эмоциональные, интеллектуальные, деятельностные по отношению к
определенному объекту действительности. Эта готовность затем влияет на
поведение личности в определенных социальных ситуациях, а поведение, в свою
очередь, определяет процесс развития социального опыта, при котором
первостепенную роль играет комплекс имеющихся навыков, знаний и умений. Потому,
исследователь рассматривает позицию как оценку политической, экономической и
социальной обстановки, в аспектах личностной и государственной безопасности[8].

В
свою очередь Еселева Л. А. выделяет 3 компонента, присущие для формирования
гражданской позиции: ценностный (позиция человека по отношению к окружающей
действительности), поведенческий (стремление человека проявлять поведенческие
установки), деятельностный (готовность человека действовать в общественных
интересах)[9].

Гаврилюк
В. В. полагает, в структуре гражданской позиции личности выделяются 3
компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий. Так,
познавательный компонент содержит совокупность стержневых ценностных
ориентаций, подразумевающих осознанное отношение личности к социальной
реальности. Они оказывают влияние на определение смысла жизни личности, что для
нее особенно значимо, ценно.

Познавательный
компонент классифицируется наполненностью социальными, этическими,
политическими, правовыми, общественными знаниями, полнотой их осознанности,
отражающими субъективное отношение личности к усваиваемым требованиям
государства и общества.

Мотивационно-ориентировочный
компонент гражданской позиции характеризует позицию личности к собственной
персоне, социуму, окружающим людям, событиям, которые происходят в мире,
посредством системы морально-нравственных правил, которые реализуются в виде
определенных требований, стандартов, социальных норм, установок, и системой
нормативных правовых актов и законодательства государства.

Морально-нравственная
особенность законодательства, как считает автор, заключается в том, что они
предписывают, как необходимо делать в нравственном аспекте, т. е.
добросовестно, усердно, честно, скрупулезно, старательно, ответственно, но не
что надо делать.

Поведенческий
компонент подразумевает реальное поведение личности, возможность придерживаться
определенных правил, соблюдать необходимые социально-нравственные обязанности.
Значительность и преобладание поведенческого компонента гражданской позиции
человека обусловлены тем, что развитие и овладение социальными ценностями
вытекают из собственных действий личности в области самоактуализации, когда их
важность и значимость доказываются действительными жизненными процессами.

Гаврилюк
В. В. подчеркивает, что потребность в общественном признании и ощущении
собственной значимости испытывает любой индивид, в результате этого каждый
человек занят поисками способов и средств для самоактуализации[10].

Таким
образом, проанализировав литературу по данной проблематике, можно выделить
следующие критерии сформированности гражданской позиции:
мотивационно-ценностный (характеризуется показателями: гуманистической направленностью
отношений личности к обществу, труду, людям и самому себе, гражданскими
ценностными ориентациями, обеспечивающими усвоение ею норм социального
поведения, осознанием личностной значимости); когнитивный (характеризуется
показателями: знаниями о гражданственности, гражданской позиции, гражданскими
правами и обязанностями; умением анализировать социальные ситуации и проблемы,
умением высказывать собственную точку зрения); деятельностный (представлен
показателями: умением личности выполнять свои гражданские права и обязанности,
соблюдать социальные и правовые нормы, осуществлять социально значимую
деятельность на общественное благо).

В
характеристике гражданской позиции личности данные критерии взаимосвязаны,
снижение влияния на какой-то из этих компонентов обязательно скажется на
других, потому, и на уровне сформированности гражданской позиции личности в
целом.

Маслов
И. в своей научной работе при анализе теоретических подходов отмечает следующие
направления в определении «гражданской позиции»: Отечество, гражданский долг, государство,
гражданская ответственность (В. И. Кожокарь, А. Ф. Никитин, Л. П. Разбегаева,
Н. Г. Суворова и др.); ценностные отношения к социальной действительности (Г.
Я. Гревцева, Р. Г. Гурова, В. Крысяк, Б. Т. Лихачева и другие); активный выбор
личности своей социальной роли (Г. М. Коджаспирова, Н. И. Элиасберг и др.).

На
сегодняшний день современная наука дает большое количество определений понятию
«гражданская позиция». Так, во Всеобщей декларации прав человека приводится определение
данному понятию: «Гражданская позиция – ответственное выполнение гражданского
долга», а «гражданский долг – это требования, предъявляемые к личности в виде
обязанностей перед коллективом, классами и обществом в целом»[11]. А. Ф. Абзалов[12] трактует определение
термина «гражданская позиция» как гражданское мировоззрение индивида, в котором
взгляды, убеждения, рассуждения, понимание взаимосвязаны с нравственными
качествами, которые, в свою очередь, проявляются в действиях, активности
личности, деятельности, направленных на создание образцовых взглядов и
достижение целей.

Т.
И. Кобелева определяет гражданскую позицию как интегративную систему подхода
человека к своей личности как к гражданину, обществу, гражданскому праву,
выражающую направление на социально-общественную пользу и проявляющуюся в
действиях[13].

Г.
Я. Гревцева классифицирует гражданскую позицию по трем аспектам:
мировоззренческом – знания, убеждения, ценностные ориентации; оценочном –
моральнонравственное, политическое, правовое самосознание; культурном –
поведение, отношения, ценности[14]. Кроме того, по мнению
ученого, объяснение гражданской позиции как совокупности качеств личности
сближает термины «гражданская позиция» и «гражданственность», характеризующиеся
как «интегральное качество человека как сознательного и активного гражданина,
формирующееся и выражающееся в таких проявлениях, как высоконравственный
гражданский долг, основанный на знании гражданских прав и обязанностей,
готовность трудиться на общую пользу, решимость и умение отстаивать общественные
интересы, непримиримость к антигосударственным проявлениям, умение сочетать
личные интересы с общественными», что практически устраняет различия между
ними.

По
мнению А. М. Князева, гражданственность – это сложная, многогранная категория,
в которой переплетается очень многое. Данный термин включает в себя: социальную
активность и деятельность, направленные на пользу общества и государства;
проявление интереса к жизни общества, своей стране и ее истории; соблюдение
установленных норм поведения и обязанностей; выполнение долга перед
государством и гражданами; готовность и возможность выполнять гражданские
обязанности; наличие уровня культуры и знаний личности в условиях государства и
общества, системы гражданских отношений.

В
истории государства непосредственно взаимосвязаны такие термины, как
«патриотизм», «гражданство», «гражданственность», «гражданин». В научной
литературе не разделяют эти термины, в результате образуются объективные
сложности в осознании общественных событий, разработке научных обоснований,
построении научных выводов[15]. Стоит отметить, по
нашему мнению, гражданственность – это личностное качество, которое формируется
постепенно и начинается именно с гражданской позиции. Два этих понятия тесно
связаны между собой, но это не одно и то же.

Проведенный
анализ научных работ показал, что, несмотря на многообразие существующих в
литературе определений понятию «гражданская позиция», можно выделить два
подхода к его толкованию. Такие ученые, как А. С. Гаязов, С. В. Митросенко, Т.
Н. Османкина, Э. П. Стрельникова, И. Л. Судакова, Г. Т. Суколенова, А. Ф.
Шамич, раскрывают сущность гражданской позиции и определяют ее как
интегративное качество личности[16]. По мнению других ученых,
таких как Н. Ф. Крицкая, В. Крысяк, А. М. Шаленов, гражданская позиция личности
– это моральные, нравственные, деятельностные, общественные отношения[17].

На
основании изученной литературы выделены следующие позиции, связанные с
содержанием понятия «личность» и имеющие прямое отношение к проблеме ее
формирования.

Концептуальная
идея – определяется первооснова человека (В. Н. Мясищев, А. Г. Козалев, Э. В.
Ильенков)[18].

В
работах Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, А. В. Петровского[19] рассматривается сущность
индивида как системное качество человека. В научных работах А. Н. Леонтьева, Б.
Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна личность выступает в роли деятельностного
человека, иными словами, в деятельности проявляются условия формирования и
развития субъекта[20][21].

 А. Г. Асмолов, К. Ю. Бабанский, Г. А.
Берулава, Е. С. Вагайцева, Г. Ф. Гаврилычева, А. Я. Данилюк, А. С. Запесоцкий,
Т. Б. Игонина, З. Я. Капустина, А. М. Князев, В. В. Курков, К. Ю. Милованов, Т.
А. Мирошина, О. В. Поздеева, Н. А. Савотина, Д. И. Фельдштейн, Г. Н. Филонов
теоретически обосновали внешние и внутренние факторы формирования гражданской
позиции.

Формирование
гражданской позиции личности связано прежде всего с объективным  состоянием  общества, социально-политической обстановкой[22][23].

 По мнению ученых А. Ф. Абзалова, Т. Н.
Балобановой, А. К. Быкова, Н. Н. Волобоевой, О. С. Газмана, И. Л. Гуляевой, Т.
И. Кобелевой, Л. И. Котруца, В. Н. Кузнецова, А. А. Леонтьева, Т. А. Мирошиной,
В. Н. Мясищева, Э. П. Стрельниковой, Н. Е. Щурковой[24][25][26][27], по своему содержанию
формирование гражданской позиции включает формирование чувства любви к Родине,
потребности в труде на благо общества, понимания своих гражданских
обязанностей, ответственное исполнение своего гражданского долга и осознание
того, что от твоих поступков и деятельности зависит не только собственная
судьба, но и окружающих людей и страны в целом.

Таким
образом, после изучения научной литературы по данной проблеме исследования,
выявив наиболее значимые для человека объекты отношений (государство, право,
общество, гражданин), а также учитывая социально-политические условия,
сформулировано определение понятию «гражданская позиция». Гражданская позиция –
это система позитивных ценностных установок личности на государство, право,
гражданское общество, на самого себя как активного гражданина, осуществляющего
социально значимую деятельность, ориентированную на общественное благо. [1] Ожегов С. И.,
Шведова И. Д. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических
выражений. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 2006.
– 939 с. [2] Ананьев Б. Г.
Психология и проблемы человекознания. Москва: — 3-е
изд., доп
Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 384 с. [3] Ананьев Б. Г. Психология и
проблемы человекознания. Москва: — 3-е изд., доп Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 2006. –
384 с. [4] Божович Л. И.
Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. – 400 с. – С.
134. [5] Рубинштейн С. Л.
Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. – 713 с. – С. 284. [6] Леонтьев А. Н.
Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М.: Смысл, Академия, 2005. –
352 с. – С. 189. [7] Шамич А. Ф.
Воспитание гражданской позиции студентов: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург,
2002. – 187 с. – С. 84. [8] Абзалов А. Ф.
Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в
процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: дис…. канд.
пед. наук. Екатеринбург, 2006. – 151 с. – С. 12. [9] Еселева Л. А.
Социально-культурные методы формирования гражданской позиции учащихся
Санкт-Петербурга (на примере молодежи Невского района): автореф. … канд. пед.
наук. СПб., 2008. – 19 с. – С. 9. [10] Николаева А. А.
Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности
современной российской студенческой молодежи: дис. … канд. социол. наук. Орел,
2010. – 224 с.- С. 112. [11] Всеобщая
декларация прав человека – рекомендованный для всех стран – членов ООН
документ, принятый на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН резолюцией 217 А
(III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года. [12] Абзалов А. Ф.
Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в
процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: дис…. канд.
пед. наук. Екатеринбург, 2006. 151 с. [13] Кобелева Т. И.
Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами
социального проектирования: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 186 с. [14] Гревцева Г. Я.,
Скребцова Т. П. Гражданское воспитание детей и подростков в учреждениях
социальной сферы. Челябинск: Цицеро, 2011. 260 с. [15] Князев А. М.
Гражданственность личности. М.: Акад. ФПС России, 2003. – 100 с. – С. 14. [16] Шамич А. Ф.
Воспитание гражданской позиции студентов: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург,
2002. – 187 с. [17] Крицкая Н. Ф.
Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе
изучения общественных дисциплин: дис…. канд. пед. наук. Киров, 2005. – 214 с. [18] Мясищев В. Н.
Психология отношений. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 400 с. [19] Ананьев Б. Г.
Психология и проблемы человекознания. Москва: Ин-т практической психологии;
Воронеж: МОДЭК, 1996. – 384 с. [20] Леонтьев А. Н.
Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М.: Смысл, Академия, 2005. –
352 с. [21] Рубинштейн С. Л.
Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. – 713 с. [22] Князев А. М.
Гражданственность личности. М.: Акад. ФПС России, 2003. – 100 с. [23] Мирошина Т. А.
Формирование гражданской позиции студентов вуза: дис. … канд. пед наук.
Кемерово, 2009. – 255 с. [24] Абзалов А. Ф.
Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в
процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: дис…. канд.
пед. наук. Екатеринбург, 2006. – 151 с. [25] Кобелева Т. И.
Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами
социального проектирования: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. – 186 с. [26] Стрельникова Э.
П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе
школы: дис. … канд. пед. наук. Липецк, 2001. – 267 с. [27] Леонтьев А. Н.
Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М.: Смысл, Академия, 2005. –
352 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы