Курсовая теория на тему Формирование грамматических навыков речи в обучении иностранным языкам в СОШ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие «грамматические навыки» и основные виды грамматических навыков 5
1.2. Особенности формирования грамматических навыков на средней и старшей ступени изучения иностранного языка 8
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 14
2.1. Основные подходы формирования грамматических навыков на уроках иностранного языка 14
2.2. Методы и средства формирования грамматических навыков на уроках иностранного языка 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Введение:
Первоочередной задачей на уроках иностранного языка становится формирование грамматического навыка, который является одним из важнейших факторов использования иностранного языка как коммуникативного средства. Грамматический навык становится основой для формирования продуктивных навыков говорения, письма, аудирования, чтения. Если грамматический навык не достаточно сформирован, то возникают барьеры для формирования языковой, речевой и социокультурной компетенцией.
Грамматика позволяет осознавать и усваивать речевые конструкции гораздо быстрее чем это происходит естественным путем. Английская грамматика — это набор связей, с помощью которых можно быстрее и успешнее осознавать и усваивать новый практический материал. Но если из процесса обучения удалить усвоение практического материала оставив лишь познание связей, то формирование грамматического навыка не будет эффективным.
Большое значения проблеме овладения грамматической стороной иноязычного общения уделяли следующие исследователи: И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Е. И. Пассов, А. Н. Щукин, Л.В. Щерба, С. Ф. Шатилов и др.
Однако, в связи с развитием методики преподавания иностранным языкам, появлением новых средств и методов обучения, проблема выбора наиболее эффективных в формировании грамматического навыка до сих пор актуальна и требует дальнейшего исследования.
В этой связи считаем, что представленное исследование обладает актуальностью и практической значимостью.
Объектом данной работ выступили грамматические навыки при изучении иностранного языка.
Предмет исследования — особенности формирования грамматических навыков на среднем и старших этапах изучения иностранному языку.
Цель работы — проанализировать особенности формирования грамматических навыков на среднем и старших этапах изучения иностранному языку.
Задачи исследования:
1. изучить понятие «грамматические навыки» и их виды в методике преподавания иностранного языка,
2. определить особенности формирования грамматических навыков в методике преподавания иностранного языка,
3. привести примеры формирования грамматических навыков на среднем и старших этапах изучения иностранному языку.
Основными методами стали: анализ, обобщение и систематизация научной литературы по формированию грамматических навыков на среднем и старших этапах изучения иностранному языку.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что выводы и практические аспекты могут быть использованы при разработке методики формирования грамматических навыков на среднем и старших этапах изучения иностранному языку.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Итак, была рассмотрена одна из болезненных тем преподавания иностранного языка. Грамматика, наряду со словарным и звуковым составом, представляет собой основу речи. Ей принадлежит организующая роль. Анализ результатов обучения грамматике приводит к убеждению, что нужно значительным образом поменять отношение и методы в преподавании грамматики. Возникает одна из наиболее серьезных проблем при обучении грамматическим навыкам английского языка: отсутствие интереса обучаемых к «сухой» и достаточно сложной теории. Однако, преподаватель способен в корне изменить подобное отношение к грамматике, обратившись к опыту своих коллег, известных методистов Е. И. Пассова, Г. В. Роговой, М. А. Колпакчи и других — и использовать на практике их традиционные и нетрадиционные методы обучения грамматике.
Процесс формирования грамматического навыка начинается с восприятия новой структуры, продолжается ее тренировка в репродуцировании и завершается продуцированием, то есть употреблением в коротких высказываниях монологического или диалогического характера.
В процессе формирования грамматического навыка выделить три этапа. На первом этапе школьники воспринимают новое грамматическое явление в контексте, сосредоточивая внимание на его формальных признаках; на втором этапе – упражняются в распознавании и дифференцировании новых грамматических сигналов, соотнося их с определенным значением, или в прогнозировании синтаксических структур в отдельных специально отобранных контекстах; на третьем этапе эти же операции выполняются в таких контекстах, где новые грамматические структуры употребляются в окружении ранее усвоенных.
Сформированные грамматические навыки – одна из предпосылок функционирования умения понимать мысли других людей в устной и письменной формах.
Значение использования различных методов преподавания грамматики чрезвычайно велико. Широкий выбор методов развивает преподавателя, дает ему возможность постоянно профессионально совершенствоваться и с максимальной пользой использовать свой интеллект и способности в области преподавания.
Методы преподавания каждого из вышеупомянутых авторов имеют свои достоинства и недостатки. Комбинируя данные методы, преподаватель может использовать на занятиях все самое ценное и важное, содержащееся в них, и построить введение грамматического материала на занятии таким образом, чтобы грамматическая тема была краткой, понятной, правдивой, не отягощенной исключениями.
Фрагмент текста работы:
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.1. Понятие «грамматические навыки» и основные виды грамматических навыков
Научить грамматике иностранного языка — значит сформировать определенные для иностранного языка навыки для получения грамматических знаний «в рабочем состоянии», то есть для их постоянного применения.
Грамматика имеет ведущее практическое значение, так как способствует формированию умений, как устной, так и письменной речи. Невозможно отделять грамматику от речи, без грамматики нельзя овладеть никакой речевой форме. При выборе приемов обучения грамматике очень важно обращать внимание именно на характер грамматического явления. Для примера — объясняя сложные конструкции необходимо четко понимать коммуникативное значение этого грамматического явления. Именно поэтому отбор грамматического материала заключается в создании такого грамматического навыка, который будет достаточным для выполнения коммуникативных функций и сформирует основные грамматические навыки.
В педагогике и методике преподавания понятие «навыки» стали широко применяться только в начале ХХ века. Например, С.И. Архангельский, к навыкам причислял сенсорные навыки и моторные навыки при использовании различных автоматизированных и информационных систем. Начинают появляться такие понятия, как навыки мышления, интеллектуальные навыки. Только в 90-е годы ХХ века, в рамках гуманистического подхода появилась научная парадигма «знания, навыки, умения» [20].
Многими классиками, навыки стали рассматриваться в образовательном процессе.
И.П. Подласый, к навыкам относил компонент практической и исследовательской деятельности[18].
А.В. Конышева, например, относит к навыкам автоматизированные действия[8].
П.И. Подкасистый к навыкам относит действия, которые контролируются сознанием, т.е. осознанные[17].
О. Пометун говорит, что навыки это устойчивая деятельность, способы деятельности, т.е. это действия, которые доведены до автоматизма[19].
Если обобщить все определения, то можно отметить, то все авторы кавыкам придают такие характиристики, как автоматизация, осознанность, практическая деятельность.
То есть в рамках данной работы под навыками будем понимать практическую деятельность, действия которой доведены до автоматизма.
Особенности формирования грамматических навыков как одного из компонентов коммуникативной компетенции на среднем и старшем этапе обучения иностранному языку в рамках нашего исследования невозможно охватить все возможные его аспекты. Грамматический навык, по мнению И.Л. Бим, входят в структуру лингвистической компетенции – одного из важнейших компонентов коммуникативной компетенции.
В современной методологической литературе существует множество определений этого понятия.
И. Л. Бим и Н.И. Гез характеризуют понятие грамматического навыка в отрыве от иноязычной речевой деятельности, которая является фундаментальной сферой применения грамматической компетенции[2].
На наш взгляд, наиболее полное определение рассматриваемого понятия дано в работе С.Н. Солововой, который интерпретирует грамматический навык как «способность человека к целесообразному и ситуативно адекватному использованию иностранных грамматических знаний, навыков и умений с целью реализации своего речевого поведения на этом иностранном языке в процессе общения» [24].
Н.Д. Гальскова выделяет следующие виды грамматических навыков:
1) репродуктивные (навыки говорения и письма);
2) рецептивные (навыки аудирования и чтения); характеризуются такими признаками, как автоматизированость, гибкость и устойчивость и поэтапная сформированность) [5]
Так же Е.И. Пассов стал разливать такие грамматические навыки: морфологиеские грамматические навыки, синтаксические грамматические навыки. К морфологическим автор отнес формообразование и формоупотребление доведенные до автоматизма лексических едини в речи. А к синтаксическим — автоматизированные грамматические навыки по распределению слов в предложении[16].
А.В. Конышевой были выделена речевые грамматические навыки — это «автоматизированное употребление грамматических (морфологических и синтаксических) явлений в речи на основе «грамматического чувства»» [8]. Однако, Е. И. Пассов [16], отрицал существование языковых навыков и считал их лишь сознательной стороной речевого навыка.
Сформированность репродуктивного и рецептивного грамматического навыка — одна из предпосылок функционирования умения высказывания и понимания прочитанного, услышанного в устной и письменной форме. Чтобы осуществить свое коммуникативное намерение, тот, кто говорит, или тот, кто пишет, должен сначала выбрать грамматическую структуру, которая бы соответствовала данной ситуации речи. Выбранную грамматическую структуру нужно оформить в соответствии с нормами данного языка. Имеются в виду синтаксические и морфологические особенности структуры – порядок слов в предложении, форма слов.
Выбор и оформление грамматической структуры осуществляются не отдельно, не последовательно, а параллельно. Это означает, что усваивая форму, школьник должен иметь определенное коммуникативное намерение – то есть спросить, кому-то возразить, подтвердить или опровергнуть чье-то мнение, то попросить прочее – с тем, чтобы в его сознании объединялись коммуникативное намерение и форма, с помощью которой он выражается [3, c. 67].
Большое значение для грамматического навыка имеет скорость выполнения этих операций. В сложившемся виде эти операции полностью автоматизированы. Автоматизированность — одно из главнейших качеств любого навыка. Она предполагает определенную скорость выполнения операций, входящих в навыки речевого действия и ее плавность, а также ослабление напряженности. Благодаря автоматизированности произвольное внимание говорящего направлено на содержание действия, а не на способ его выполнения. Вторым важным качеством грамматического навыка является его устойчивость. Как только достигнута автоматизированность в речевых действиях с новой грамматической структурой, надо предусмотреть упражнения, где бы эта структура употреблялась наряду с другими, ранее усвоенными структурами. Именно здесь и вырабатывается устойчивость навыка, ее сопротивление негативному воздействию со стороны других структур, то есть интерференции [4, c. 7-8].
Итак, под навыком понимается практическая деятельность, действия которой доведены до автоматизма.
Под грамматическим навыком солидарны с определением С.В. Мерзлякова. Это способность целесообразно, ситуативно и адекватно использовать в письменной и устной речи грамматические знания, умения и навыки для реализации своего речевого намерения в процессе иноязычного образования.