Курсовая теория на тему Формирование фонетических навыков у первоклассников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Формирование фонетических умений в начальной школе как психолого-педагогическая проблема 5
1.2. Особенности развития фонетических навыков у детей младшего школьного возраста 12
1.3. Методические аспекты формирования фонетических умений у детей младшего школьного возраста 19
1.4. Изучение фонетики в курсе начальной школы на основе анализа учебно-методических комплектов по русскому языку 24
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 31
2.1. Педагогические условия для формирования фонетических навыков у детей младшего школьного возраста 31
2.2. Способы определения уровня владения фонетическими умениями у первоклассников 38
2.3. Упражнения, направленные на формирование у первоклассников фонетических умений 41
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Введение:
Успешное воспитание детей зависит от готовности их психофизиоло-гического и речевого развития и находится в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний в области фонетики и графики.
Существенное значение в воспитании детей на начальном этапе уде-ляется развитому речевому слуху.
Если у ребенка плохо развит речевой слух, конечно, он будет испы-тывать трудности в общении. Именно поэтому в педагогическом процессе обучения первоклассников отводится значительное место изучению фоне-тики и графики.
Фонетические навыки — умение воспринимать слышимый образец звука, связанный со значением и адекватно воспроизводить.
Индикатором генерируемого фонетического умения является дове-дение этой способности до совершенства. Это означает, что восприятие слышимого звукового диапазона и воспроизведение осуществляются ав-томатизированно, безошибочно, быстро и стабильно.
Роль фонетического усвоения знаний для формирования устной и письменной речи младших школьников:
1. На основе фонетических знаний первоклассники осваивают про-цесс чтения и письма в период грамотности.
2. Фонетические знания — это основа правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выбор ударного слога, соблюде-ние правил правописания).
3. Фонетические знания во взаимодействии с морфологическим и словообразованием обеспечивают основу для формирования ряда орфо-графических навыков, в частности, для проверки правописания безудар-ных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов.
4. Фонетические знания необходимы для осознанной интонации предложений соответствия логическим акцентам.
5. Знание звукового строения слов важно для осознания его лексиче-ского значения и сознательного использования его в своей речи.
Актуальность выбранной нами темы заключается в необходимости и важности формирования фонетической компетенции, а именно правильных слухо-фонетических и ритмико-интонационных навыков у учеников перво-го класса.
Объектом исследования является процесс формирования фонетиче-ской компетентности речи у учащихся первого класса.
Предметом исследования является комплекс упражнений для обуче-ния фонетике.
Целью нашей работы было изучение психологических, дидактиче-ских и методических предпосылок формирования фонетической компе-тентности у учеников первого класса.
Задачи работы:
1. Изучить формирование фонетических умений в начальной школе как психолого-педагогическую проблему
2. Рассмотреть методические аспекты формирования фонетических умений у детей младшего школьного возраста
3. Изучить фонетику в курсе начальной школы на основе анализа учебно-методических комплектов по русскому языку
4. Проанализировать способы определения уровня владения фонети-ческими умениями у первоклассников
5. Разработать упражнения, направленные на формирование у пер-воклассников фонетических умений
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, спис-ка использованной литературы и приложения
Заключение:
Изучив и систематизировав теоретический материал, можно сделать следующие выводы:
Фонетическая система русского языка, явление сложное и много-гранное. Его основой является классификация звуков речи.
Основными понятиями и навыками в области фонетики учащиеся уже обладают в букварный период. Они получают информацию о звуках и буквах, гласных и согласных и их различиях: слог, ударение в слове, ударные и безударные гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые, пар-ные и непарные согласные делают анализ звуковой речи.
В первом классе учащиеся изучают звуки речевых гласных (ударе-ние, безударность), согласных (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение, изучают алфавит.
Работа над фонетическими репрезентациями помогает при изучении правил правописания, таких как «сочетание жи, ши, ча ща, чу щу», «ис-пользование с как признака мягкости предшествующей согласной», «раз-деление», «использование б в середине слова», «двойные согласные», «ударение», «безударные гласные в разных морфемах: корень, суффикс, окончание».
На протяжении всего курса фонетики знакомство с наиболее важны-ми нормами литературного произношения: произношением гласных в первом претоническом слоге, произношением некоторых звуковых соче-таний (например, твердого и мягкого согласного, сочетания в некоторых словах, произношение слов), стандартный акцент в словах с колеблющим-ся ударением. Фонетический анализ дает детям необходимые условия про-изношения: способность воспринимать звуковую структуру слов, выделять нужный звук, не путать звук и букву, правильно определять положение ударения.
Фрагмент текста работы:
Учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей учащихся в воспитательной работе чрезвычайно важен при выборе таких методов и средств, которые соответствовали бы характеристикам, потреб-ностям и возможностям учащихся определенного возраста. Возрастная и педагогическая психология относятся к группе детей младшего школьного возраста в возрасте от 6 до 10 лет, обучающихся в 1-4 классах начальной школы.
Возрастные характеристики определяются не только физиологиче-скими особенностями организма, но и изменением положения ребенка в семье и в школе, изменением форм обучения и воспитания, новыми фор-мами деятельности. В это время «наступает функциональное улучшение головного мозга — развивается аналитическая и систематическая функция коры головного мозга, постепенно меняются соотношения процессов воз-буждения и торможения: процесс торможения усиливается, хотя по-прежнему преобладают процессы возбуждения и младшие школьники очень возбудимы. [29]
Физиологический рост и психические изменения. С момента поступ-ления в школу ребенок полностью меняет весь образ жизни. У ребенка младшего школьного возраста сохраняется потребность в игре, но основ-ной формой деятельности является обучение — приобретение новых знаний и навыков. На основе учебной деятельности у детей младшего школьного возраста возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются со-ответствующие навыки (рефлексия, анализ, психическое планирование), а также потребности и мотивы обучения. Кроме того, сохраняется потреб-ность в движении, поэтому на начальном этапе обучения учитель должен быть включен в процесс родному языку в различных игровых ситуациях, что дает учащимся возможность перемещаться по классу для организации активных игр во время перемены. Детям в начальной школе достаточно сложно понять важность и сложность образовательного процесса, который постепенно становится менее похожим на игру и требует больше волевых усилий, труда, интеллектуальной активности и самоограничения. Очень важно, чтобы учитель с самого начала обучения внушал ребенку идею, что обучение — это работа, а работа интересная и важная, благодаря кото-рой вы можете узнать много нового и полезного. Ожидание нового, инте-рес к нему — основа учебной мотивации детей младшего школьного возрас-та. Именно на основе, как эмоционального опыта, так и познавательных потребностей, основанных на внутренней мотивации учебной деятельно-сти, познавательный интерес младшего школьника «встречается» с удовле-творением потребностей контент-обучения.» [22]
По этой причине при изучении родного языка следует выбирать ин-тересный, информативный материал, который будет соответствовать воз-растным особенностям учащихся младшего возраста. Кроме того, ребенок нуждается в постоянном поощрении за проделанную работу, потому что чувство удовлетворения от своих достижений очень важно для ребенка этого возраста. В противном случае мотивация и естественный интерес к изучению родного языка могут быть потеряны. Чтобы этого не произо-шло, необходимо включить в процесс обучения фонетической стороне языка дополнительные моральные стимулы. В случае детей, зачисленных в начальную школу, такими стимулами могут быть, например, одобрение, похвала, установление ребенка в качестве примера для других детей. Важ-но, внимательно наблюдая за поведением ребенка, вовремя увидеть, что он лучше всего реагирует, и чтобы все чаще обращаться к формам морально-го поощрения, связанным на ранних этапах обучения в школе, желательно устранить или свести к минимуму любое наказание за плохую учебу. В то же время учитель должен дать понимание учащимся, что им нужно учить-ся не для оценок, а ради достижения успешных результатов и знаний, то есть формирования у учащихся учебно-познавательных мотивов учебной деятельности.