Курсовая теория на тему Формирование этического поведения младших школьников посредством учебно- методического материала
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Особенности формирования этического поведения в младшем школьном возрасте. 6
1.1. Понятие «этическое поведение». 6
1.2. Психолого-педагогический аспект развития учащихся младших
классов 6
1.3. Формирование этического поведения младших школьников. 20
1.4. Формы и методы формирования этического поведения. 24
Заключение. 28
Список использованной литературы.. 29
Введение:
Во все времена люди высоко ценили духовное и нравственное
воспитание. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном
обществе, заставляют задуматься о будущем России, о ее молодости. В настоящее время
моральные устои были разрушены, молодое поколение можно обвинить в недостатке духовности,
недостатке веры и агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших
школьников связана как минимум с четырьмя положениями: Во-первых, нашему обществу
нужна подготовка широко образованных, высоко моральных людей, которые обладают не
только знаниями, но и отличными личностными качествами. Во-вторых, в современном
мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных
источников сильного влияния на него, как положительного, так и отрицательного, которые
(источники) ежедневно падают на хрупкий интеллект и чувства ребенка, на все еще
возникающие сфера морали. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокий
уровень духовного и морального воспитания школьника, поскольку воспитание — это
личностная черта, которая определяет отношение человека к другим людям в повседневном
поведении на основе уважения и доброй воли к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал:
«Влияние нравственности является главной задачей образования» [19, с.67].
В общеобразовательной школе поручено подготовить ответственного
гражданина, который способен самостоятельно оценивать происходящее и строить свою
деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой проблемы
связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности ученика.
В новом Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования процесс
образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний,
умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности
учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных,
социальных, семейных и других ценностей.
Решение основных
задач обучения должно обеспечить формирование личного отношения к окружающим, овладение
этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Проблема духовно-нравственного
воспитания школьников сегодня острее, чем когда-либо в нашем обществе. Для этого
есть много причин, и одна из них — абсолютная дейлогизация общества, ликвидация
института образования. Отказ от идеологии прошлого привел к разрушению «связи времен»,
чувства причастности к истории своей родины.
Средства массовой информации, распространяемые по всей
стране, ведут деструктивную антидуховную пропаганду, снижают моральные критерии
и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Все больше и больше людей понимают, что для духовного возрождения
общества недостаточно только знаний, обеспечиваемых традиционным образованием. Нравственные
побуждения не могут быть рационально получены посредством чисто научного образования;
никакая сумма наук сама по себе не может заменить любовь, веру, сострадание.
Задачей нашего исследования является создание педагогических
условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности,
а также определение места духовно-нравственной культуры в структуре содержания образования.
Чтобы решить эту проблему, учителю необходимо не только
знание предметов начальной школы и методики их преподавания, но и умение направлять
свою деятельность на нравственное воспитание школьников.
Цель исследования:
изучение методов формирования этического поведения младших школьников.
Предметом исследования
является формирования этического поведения младших школьников.
Объектом исследования
является младшие школьники.
В соответствии с
проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы ставим следующие задачи:
1. Проанализировать
состояние проблемы этического воспитания в научной литературе.
2. Изучить методы
изучения этического воспитания учащихся в образовательной деятельности.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической
и методической литературы по проблеме
Заключение:
Воздействие на человека с целью формирования
его духовно-нравственных качеств — тема, которую ученые изучают уже несколько тысяч
лет. За это время понятие морали и нравственного поведения человека уже более или
менее сформировалось. Остался вопрос, как сформировать моральное поведение человека.
Ценность и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется
не только ее преемственностью с другими связями в образовании, но и уникальной ценностью
этого этапа формирования и развития личности ребенка. Психологи установили, что
именно младший школьный возраст характеризуется повышенной подверженностью усвоению
моральных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить моральные основы личностного
развития.
Педагогический смысл работы по нравственному
формированию личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ему перейти
от элементарных поведенческих навыков к более высокому уровню, где требуются независимое
принятие решений и моральный выбор.
Успех этого вида деятельности в формировании
нравственных качеств ученика зависит от грамотности учителя, разнообразия применяемых
им методов и эмоциональной реакции детей.
Последнее включает в себя:
1. Развитие понимания жизненной важности морали;
2. Установка на развитие нравственного самосознания
(совести);
3. Разработка стимулов для дальнейшего нравственного
развития;
4. Развитие моральной стойкости.
Помимо педагогического воздействия на формирование нравственных
качеств личности, на него влияют многие факторы: социальная среда, различные виды
деятельности, ведущие типы общения, гендерные и ролевые различия детей, причем каждый
возраст способствует формированию моральное сознание личности; социальная ситуация
в нашей стране накладывает свой отпечаток на формирование личности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности формирования этического поведения в младшем школьном возрасте
1.1. Понятие «этическое
поведение»
Этическое поведение-это группа поведений, соответствующих
нормам морали, сознания, порядка, поведения человека, поведения, сформированного
в обществе, или поведения, против которого оно направлено.
Высшим уровнем нравственного воспитания человека
является его способность позиционировать себя в соответствии с нравственными нормами.
Нравственно образованный человек — это человек, который приобрел нравственные знания.
Нравственно образованный человек выработал
устойчивую моральную мотивацию, побуждающую его вести себя в обществе адекватно.
Простое запоминание моральных принципов не решает проблемы превращения их в действия.
"Можно знать все требования морали, но нельзя им соответствовать". Знание
правильного этического кодекса часто не оказывает должного влияния на поведение
ученика, его поведение. Иногда слова и поступки противоречивы, и возникает разрыв
между сознанием и поведением [14].
Итак, ученик знает, что обязанностью является
хорошо учиться, без этого невозможно стать хорошим и полезным специалистом, но на
деле же он учится плохо, не готовит уроки и т.д. воспитание подрастающего поколения
в соответствии с моральными качествами, раскрывающем отношения человека к обществу,
к труду, к себе – процесс сложный, требующий глубокого знания личности воспитуемого,
педагогических и психологических основ нравственного воспитания. Нравственное воспитание
включает в себя взаимосвязанные аспекты; формирование нравственного сознания, воспитание
нравственных чувств, навыков, привычек и нравственного поведения. Соотношение этих
двух сторон определяется особенностями каждой возрастной группы, а начальная и старшая
школа не могут быть одинаковыми. Для нравственного развития личности необходима
специальная работа, направленная на овладение нравственным кодексом поведения.