Курсовая теория на тему Формирование экологических представлений дошкольников в экологических играх
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений дошкольников 7
1.1. Особенности формирования экологических представлений дошкольников 7
1.2. Анализ программы «От рождения до школы» в контексте формирования экологических представлений дошкольников 11
1.3. Методы формирования экологических представлений дошкольников 17
Глава 2. Особенности дидактической игры как метода экологического воспитания дошкольников 23
2.1. Дидактическая игра как метод экологического воспитания дошкольников 23
2.2. Виды дидактических игр по формированию экологических представлений дошкольников 31
Заключение 35
Список литературы 40
Приложение 1 43
Введение:
На сегодняшний день существует реальная потребность воспитания экологически образованной, гуманной личности, которая не только владеет экологическими знаниями, но и уважает ценность другого человека, личности, способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости, любви и сострадания. Всё это требует внесения корректив в понимание процесса, источников, факторов экологического развития личности ребенка в условиях взаимодействия с естественной природой.
Экологическое образование становится важной частью дошкольной педагогики. В последнее время существует множество исследований по данной проблеме. Среди них особый интерес представляют труды В. Зебзеева, Г. Иванова, С.Н. Николаева и др., рассматривающих разные аспекты экологического воспитания и образования дошкольников в процессе учебно-воспитательной работы и при организации общественно-полезной деятельности по охране природы.
Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников. А формирование экологического воспитания является одной из важных задач дошкольных учреждений.
Дошкольное детство – период интенсивного становления всех аспектов психической деятельности ребенка, в том числе познавательной деятельности. Задачи, которые решаются в этом возрасте, достаточно обширны: закладывается основа для становления умения рассуждать, осуществлять поисково-исследовательскую деятельность, определять для себя проблему и способы ее решения, или, иными словами, формировать универсальные логические приемы. Это необходимо в рамках решения задачи преемственности школы и дошкольной образовательной организации в том смысле, что ребенок овладевает необходимыми учебными действиями, происходит развитие мышления до такого уровня, который позволяет ребенку эффективно осуществлять учебную деятельность.
Актуальность исследования в том, что основным методом обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. Это обусловлено тем, что игровая деятельность является ведущим видом деятельности дошкольника, естественной и интересной формой деятельности для него, что позволяет применить естественный интерес ребенка для вовлечения его в развивающую и обучающую деятельность, не прибегая к принуждению. Помимо того, принятие Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения говорит о том, что современная система образования на первом плане имеет задачу формирования у подрастающего поколения способностей проявлять активную умственную деятельность. При этом следует отметить, что зарубежные и отечественные педагоги предлагают рассматривать именно игру одним из наиболее эффективных средств организации деятельности детей.
Наиболее эффективными в плане развития познавательной деятельности можно назвать дидактические игры, исходя из того, что сами задачи, которые решаются в подобном виде игр, направлены на обучение и развитие познавательной сферы ребенка.
Вопросы особенностей формирования у дошкольников экологического воспитания широко рассматриваются в исследованиях С.А. Веретенниковой, С.Д. Дерябо, В.Н. Черняковой и др. Авторы в своих трудах раскрывают цели, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста представлены в работах П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой.
Что касается вопросов изучения роли теории и практики дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста, то разработкой и исследованием занимаются такие ученые как А.П. Усова, Е.И. Радина, Д.Б. Эльконин, А.И. Сорокина, В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер и др. Во всех исследованиях авторы определяют взаимосвязь обучения и игры, а также основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Целью исследования является изучение особенностей формирования элементарных экологических представлений детей дошкольного возраста в дидактических играх экологического направления.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить особенности формирования экологических представлений дошкольников.
2. Проанализировать программу «От рождения до школы» в контексте формирования экологических представлений дошкольников.
3. Описать методы формирования экологических представлений дошкольников.
4. Охарактеризовать дидактическую игру как метод экологического воспитания.
5. Изучить виды дидактических игр по формированию экологических представлений дошкольников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что изучение проблемы возможностей использования дидактических игр как эффективного средства формирования экологических представлений дополнит имеющийся педагогический опыт работы по экологическому воспитания дошкольников в ДОУ и позволит существенно повысить уровень экологической воспитанности детей дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс формирования экологических представлений дошкольников.
Предметом исследования является формирование экологических представлений дошкольников в дидактических играх.
Методы исследования:
— анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
— анализ программ и нормативных требований по теме исследования.
Практическая значимость исследования в том, что результаты исследовательской работы могут применяться воспитателями детских садов для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста, используя дидактические игры экологической направленности.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении определяется актуальность исследования, ставятся цели и задачи работы, выделяется гипотеза и методы исследования, обозначается его практическая значимость.
Первая глава посвящена изучению теоретических основ формирования экологических представлений дошкольников. В ней раскрыты вопросы особенностей формирования экологических представлений, проанализирована программа «От рождения до школы» и выявлены методы формирования экологических представлений.
Во второй главе изучены особенности дидактической игры как метода экологического воспитания детей дошкольного возраста, определены виды дидактических игр, направленных на формирование экологических представлений дошкольников.
В заключении подводится итог всего исследования, конкретизируются выводы.
Заключение:
Подводя итог, отметим, что дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет – совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.
Экологическими следует считать только те представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости. Содержание процесса формирования экологических представлений старших дошкольников должно отличаться научностью.
Главная цель экологического образования дошкольного уровня – формирование экологической культуры и экологического сознания детей, формирование навыков поведения в природе, предоставление элементарных экологических знаний и формирование экологического мышления, которые базируются в отношении к природе. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить, сберечь природу.
В процессе формирования представлений у детей про окружающий мир, используется широкий спектр методов и приемов педагогического влияния на детскую личность – это наглядные методы (экскурсии и наблюдение) и практические (трудовая деятельность в природе, эксперимент и не сложные опыты с объектами природы), игры с природным материалом, словесные методы и приемы, к которым относятся беседы, рассказы воспитателя о природе, минутка любования природой для обогащения эстетических впечатлений.
Формы работы по экологическому воспитанию должны осуществляться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В итоге следует вывод, что лучший результат экологического воспитания исходит из непосредственного контакта детей с природой. Они хотят все сами рассмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Их интересует часто окружающая жизнь маленьких вещей, которые у нас взрослых остаются незамеченными.
Ответственная роль взрослых создать условия, благодаря которым ребенок может как можно больше сам испытать, простыми истинами дойти до жизненных ценностей. Важно, как можно чаще быть ребенку на свежем воздухе, там активно заниматься, двигаться, наблюдать, исследовать, испытывать. Имея знания о природе и взаимных связях в природе, ребенок начинает ценить, любить и беречь природу. Исходя из знаний, опыта и любви к природе, формируется береженое отношение к ней.
Раннее общение детей с природой помогает выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценивать ее современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой. Но обязательным требованием достижения данной цели является — исследование взрослыми сущности экологического воспитания, использование всех аспектов его содержания, следование принципам и правилам.
При ознакомлении ребенка с природой необходимо учитывать психолога — ¬педагогические основы экологического воспитания. Единичные, наиболее простые, зримые связи доступны пониманию детей данного возраста. Старшие дошкольники способны устанавливать более сложные связи, цепочки связей. Понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций.
На основе полученных результатов проведенного исследования были определены основные задачи системы работы, направленной на компенсацию имеющихся недостатков в плане уровня сформированности основ экологической культуры у детей:
— обогащать представления детей о мире растений за счет ознакомления с разнообразием представителей растительного мира разных природно-климатических зонах и их приспособлении к функционированию в окружающей среде;
— обогащать представления детей о характерных особенностях сезонов, сезонных связях и зависимостях, существующих в мире живой и неживой природы;
— расширять круг представлений детей о мире неживой природы, знакомя со свойствами воздуха, воды, света и т.д.
В первую очередь формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста протекает в процессе организации с ними дидактических игр. Главной задачей дидактических игры является обеспечение благоприятных условий для решения педагогических задач, учитывая возможности детей дошкольного возраста. При работе с дошкольниками дидактические игры считаются наиболее подходящей формой обогащения опыта детей.
В игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что для того, чтобы дидактическая игра активизировала познавательную деятельность дошкольника, необходимо организовывать ее в ходе совместной образовательной деятельности ребенка и взрослого, а также в самостоятельной деятельности дошкольников. Игры необходимо подбирать в соответствии с учебной задачей, возрастом детей, их психофизиологическими и индивидуальными особенностями. Дошкольников нужно обучать дидактическим играм. Уникальность дидактической игры состоит в совмещении игровой и дидактической задачи.
Для правильного применения дидактических игр как средства формирования экологических представлений детей дошкольного возраста мы разработали рекомендации воспитателям ДОУ:
– дидактические игры с предметами и игрушками активизируют мелкую моторику руки, что благоприятно сказывается на умственном развитии детей, подготовке руки к письму, изобразительной деятельности,
– с помощью игр, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали, происходит обучение родному языку, знакомство со свойствами предметов,
– в дидактических играх с предметами у дошкольников развиваются наблюдательность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность,
– задача воспитателя – научить детей самостоятельно организовывать и играть в дидактические игры, проявлять к ним устойчивый интерес, знать правила и способы действия,
– дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки,
– материал для дидактических игр должен храниться в группе в определённом месте, доступном детям для его использования,
– определяя дидактическую задачу, нужно понимать, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции и качества личности должны развиваться,
– желательно сужать количество дидактических задач в одной игре. Например, в одних играх надо больше внимания уделять развитию памяти, в других – внимания, в третьих – мышления.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений дошкольников
1.1. Особенности формирования экологических представлений дошкольников
Экологическое воспитание — это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности — это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Экологическое воспитание основывается на формировании у личности экологических представлений. А формирование экологических представлений является составляющей общего воспитательного процесса, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию – то есть становлению личности в целом [14].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что экологические представления определяются как представления о взаимосвязях в системе человек – природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
По мнению О.А. Воронкевич, формирование экологических представлений направлено на несколько аспектов:
• знание экологических проблем и способов их разрешения;
• развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
• воспитание ценностных ориентиров экологического характера;
• формирование мотивов, потребностей, привычек и целесообразного поведения, и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
• стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды [8].
Эффективность экологического воспитания определяется следующими условиями:
— условиями духовно-нравственного воспитания, призванного способствовать смене потребительского отношения к среде обитания на природоохранное;
— совершенствованием системы экологического образования, обусловливающего формирование навыков рационального природо- и ресурсопользования;
— обеспечением единства образования и воспитания как взаимодополняющих сторон единого процесса;
— разработкой объективных критериев оценки системы образования с позиций ее гибкости, вариативности и экогуманизации [5].
Современная педагогическая практика использует различные принципы в содержании и методах экологического воспитания личности, которые дают возможность повышать обучающий эффект образования.
Некоторые исследователи выделяют такую классификацию методов экологического воспитания:
1. Метод наблюдения (специально организованное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы).
2. Исследовательская работа (проведение простейших опытов, наблюдений).
3. Труд в природе (трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой).
4. Экскурсии и учебные походы (особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами, сезонными изменениями, с деятельностью взрослых в природе).
В настоящее время, экологическое образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ самообразования личности.
Формирование экологических представлений является составляющей общего воспитательного процесса, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию – то есть становлению личности в целом [30].
Цель формирования экологических представлений – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.