Курсовая теория на тему Формирование диалогической речи у старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Проблема формирования детской диалогической речи считается одной из важнейших в логопедии, так как речь является средством общения и инструментом мышления. Поэтому она проходит этапы развития в процессе общения. По мнению отечественных психологов, общение является одним из главных условий развития ребенка, важным формированием его личности, а также ведущим видом человеческой деятельности, направленной на обучение и оценку себя.
А.В. Запорожец и М.И. Лисина считают, что общение формируется раньше других психологических процессов и имеет место быть во всех видах деятельности. Влияет на речевое и психическое становление ребенка, формирует личность в целом. Исследования О.М. Вертекса и В.П. Глухова доказывают, что диалогическая форма общения способствует активизации когнитивно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темпы развития речи и других психических процессов замедляются. Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и другие отмечают, что существует обратная связь — недостаточное развитие речевых средств снижает уровень общения.
Однако в последние года взгляд на развитие детской диалогической речи несколько изменился. Новое исследование В.В. Ветровой и С.А. Мироновой, в области онтолингвистики, показывают, что детский диалог чаще всего происходит не ради самой беседы, а определяется потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности. Таким образом, вопросы возникновения и развития диалога следует рассматривать в связи с формированием у ребенка различных типов объектно-практической совместимости. У детей с ОНР на почве системных речевых нарушений развитие психических процессов задерживается, а коммуникативные навыки не формируются. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а, следовательно, не способствует развитию познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.
Мы предположили, что театрализованная игра может помочь в развитии диалоговой речи, так как она оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, ребенок усваивает богатство родного языка и его выразительные средства. Во время инсценировки литературных произведений ребенок участвует в диалоге между литературными персонажами, использует мимику, интонацию, жесты соответствующие характеру героя и его поступкам. При этом старается говорить правильно и четко, чтобы его все поняли.
Тема развития диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста актуальна для общества в целом, потому что в настоящее время развития речи дошкольников все больше волнует психологов, учителей, родителей. Так как, уровень развития диалогической речи в жизни дошкольника определяет готовность ребенка к школьному обучению, поддерживать разговор со взрослыми и ровесниками, умение четко формулировать свои мысли поможет в общении, самопознании, творчестве и саморазвитии личности.
Цель: Изучить особенности формирования диалогической речи у старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1.Рассмотреть развитие диалогической речи у детей в онтогенезе;
2.Проанализировать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3.Ознакомиться с особенностями формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
4.Проанализировать театрализованную деятельность как средство формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Объект: Диалогическая речь детей с ОНР.
Предмет: Театрализованная деятельность.
Фрагмент текста работы:
Диалогическая речь не дается человеку с рождения, она осваивается так же, как и любой другой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером — носителем коммуникативной культуры. Если ребенок пяти или шести месяцев жизни видит, что взрослый занимается своим делом, он пытается привлечь его внимание доступными ему средствами (ходьба, лепет).
Это исходная недифференцированная форма общения между матерью и ребенком, или «дуэт», как Лепская назвала эту форму общения. «Дуэт» — это особый феномен несогласованного речевого взаимодействия, в котором проявляются особенности общения, а на начальных этапах его обеспечивает мать, которая «фиксирует» диалог, заполняя паузы, предлагая ребенку возможные варианты поддержание и развитие темы. В два года речь ребенка становится основным средством общения с близкими взрослыми, для них он «приятный собеседник». [6]
В трехлетнем возрасте речь становится средством общения между сверстниками. Диалог со сверстниками также возникает в виде противоречивой речевой активности других детей. Пиаже назвал эту форму общения «коллективным монологом» и увидел в ней проявление эгоцентризма, ориентированного на ребенка, неспособности занять позицию партнера. Как показывают наблюдения, несогласованные речевые высказывания, «коллективные монологи» характерны для всех детей. Особенно часто это проявляется на уроках изобразительного искусства, а также в процессе игры с маленькими игрушками, конструирования, когда дети рядом, но каждый занимается своим делом.
В этой форме удовлетворяется фундаментальная потребность в установлении социального контакта, эмоциональной связи со сверстниками. Речь здесь имеет функцию установления отношений. [40]
Период «взлета» в общении детей (в смысле разнообразных коммуникационных мотивов и языковых средств) — пятый год жизни. В старшем дошкольном возрасте наблюдается общеизвестный спад: единообразие мотивов общения и простота их языкового выражения. Психологи считают, что чувствительным (благоприятным в смысле восприимчивости) периодом развития речи является возраст 2-5 лет.
Богатство речи зависит от содержательности жизни детей. Дошкольникам нужно срочно поделиться своими впечатлениями по темам из личного опыта, они охотно откликаются на предложения рассказать о своих встречах, природе, своих питомцах (четвероногих друзьях), любимых игрушках, родителях. Запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний, мыслей с образованной потребностью в словесном выражении обогащает детскую речь.
Начиная с пятого года жизни можно наблюдать дифференцированные, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использование языковых средств. Так, говоря о явлениях природы, дети в 3-7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, используют прилагательные и наречия. В высказываниях о знакомых, понятных явлениях общественной жизни употребление глаголов увеличивается в 2-2,5 раза. В высказываниях о природе их мало. До четырех лет у детей наблюдаются случаи индукционных отношений между речью и игровыми действиями. [15]
Ребенок легко комментирует то, что он видит, говорит о том, что он собирается делать или уже сделал, но все еще молчит, выполняя свои собственные действия. На пятом году жизни усиливается желание и способность подтверждать речью свою деятельность. Таким образом, ребенок старше 4,5 лет сопровождает речью каждую секунду (по дому, в игре). Но в отличие от ситуаций объяснения, речь детей состоит из простых предложений.