Курсовая теория на тему Формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие ценностной ориентации 5
1.2 Сущность ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника 7
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 17
2.1 Особенности системы ценностных ориентаций младших школьников 17
2.2 Методы формирования ценностных ориентаций у младших школьников 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Современное, информационное, индивидуализирующееся общество отличается ценностным плюрализмом, утратой нравственной связи поколений и традиций в нравственном воспитании подрастающего поколения. Несмотря на эти неблагоприятные для воспитательного процесса социально-культурные изменения и глобальность данных процессов, в российском обществе сегодня востребован всесторонне развитый человек с высокой творческой активностью и социально-профессиональной мобильностью.
Окружающий мир нуждается в образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способны к работе в коллективе. В связи с этим в педагогической науке и образовании в целом стоит глобальная задача определения социально-педагогических условий, способствующие формированию ценностных ориентаций личности, где базовыми являются социально-личностные и нравственные ценности.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, современным национальным воспитательным идеалом признается «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
В современных исследованиях процесса формирования ценностных ориентаций (Д. А. Леонтьев, Н. И. Непомнящая, В. С. Мухина, Ж. В. Горькая) подчеркиваются необходимость активизации процесса смыслообразования личности, присвоения ценностей современного общества в условиях свободного выбора.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: формирование ценностных ориентаций младшего школьника
Цель исследования: состоит в выявлении особенностей ценностных отношений у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить понятие ценностной ориентации;
2. Изучить сущность ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника;
3. Рассмотреть ссобенности системы ценностных ориентаций младших школьников;
4. Ознакомиться с методами формирования ценностных ориентаций у младших школьников.
Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической, научной и методической литературы.
Структура дипломной работы: состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Ценности в более широком смысле формируют смысл жизни каждого человека, который заключается в обеспечении социальной активности и взаимодействия людей в процессе социокультурного строительства. В этой деятельности происходит объективация активной сущности человека, ориентированной на преобразование действительности, а не на потребление. В связи с этим ценностной основой общества являются прежде всего социальные, нравственные и духовно-личностные ценности.
Ценностные ориентации — это дифференциация предметов по их значению для человека, определение личностного смысла, содержание индивидуальной направленности и, что не менее важно, внутренняя основа взаимодействия личности с различными объектами. Система ценностных ориентаций имеет сложную и многоступенчатую структуру и определяет ценность объекта для субъекта.
Ценностные ориентации как формирование личности начинают формироваться в начальной школе, когда ребенок воспринимает важные предметы и явления общественной жизни. Формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста проходит через этапы познания мира ценностей, осмысления ценностей и определения ценностных отношений. В этом возрасте для младших школьников очень важен авторитет учителя. В связи с этим педагогическая деятельность учителя должна быть ценностно наполнена, а его деятельность должна учитывать принцип преемственности нравственного воспитания в семье и в школе. Отсюда следует, что педагог должен диагностировать ценностные представления и ценностные ориентации детей. Формирование ценностных ориентаций происходит в процессе активной духовно-практической и социально-коммуникативной деятельности школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие ценностной ориентации
Проблема структуры ценностей (ценностных ориентаций) всегда считалась важной и актуальной, так как касается общего развития личности как субъекта социального и природного взаимодействия. Наличие постоянных ценностных ориентаций характерно для зрелой личности, выступает общим показателем уровня духовного развития человека. Процесс выбора значений и формирования их иерархии достаточно трудоемкий.
В жизни человека одни ценности приобретают приоритет, становятся ведущими в восприятии явлений и событий окружающего мира, другие теряют свое значение, становятся менее важными для личности.
Ценностная сфера человека является предметом анализа и изучения многих исследователей. В общем смысле это ценность свойств бытия, которые человек создает или имеет с ними определенные отношения.
Существуют разные взгляды на сущность ценности: как способность удовлетворять потребности и интересы личности, как особое значение вещей, явлений, процессов, представлений для жизни субъекта, его потребности и интересы как форму. Проявление человеком различного отношения к предметам, событиям, явлениям и т.п. как специфическое образование сознания, особая индивидуальная реальность, оно имеет для субъекта особое значение.
С психологической точки зрения ценностные ориентации составляют неотъемлемую часть структуры личности, которая отражает жизненный опыт, приобретенный в процессе индивидуального развития, и представляет собой ядро сознания при решении человеком важных жизненных задач.
Ценностные ориентиры — сложное социально-психологическое явление, характеризующее направленность и содержание деятельности человека, определяющее его общее отношение к окружающему миру, к самому себе и придающее смысл личностным ситуациям, поведению, поступкам.
Ценностные ориентации являются также отражением в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров, формирующихся на основе увязки личного опыта с общепринятыми в обществе культурными образцами .
М. Рокич предложил теоретическую модель исследования ценностных ориентаций человека (в контексте когнитивного подхода) и представил эффективный инструмент их измерения. Теория и методология часто используются психологами, экономистами и политологами. Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что такое люди и каковы функциональные цели системы ценностей.
В гуманистической психологии В. Франка личностные ценности понимаются как «универсалии смысла» — объективные ценности, присущие всему человечеству на протяжении всего его исторического развития. Смысл смысла придает человеку универсальный характер, а смысл смысла определяет принятие на себя ответственности за его осуществление .
Наиболее полное теоретическое и эмпирическое объяснение понятия «ценностная ориентация» получено в работах М.С. Яницкого. Если ориентироваться на ценности М.С. Яницкого, то мы указываем общие для человека социальные ценности, которые служат жизненными целями и основным способом их достижения. По его мнению, такая ценностная ориентация служит критерием принятия важных решений в ситуациях нравственного выбора .