Курсовая теория на тему Формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 6
1.1 Характеристика основных понятий 6
1.2 Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 12
1.3 Использование проектной деятельности в формировании ценностей здорового образа жизни у дошкольников 16
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2 Проектирование работы по формированию ценностей здорового образа жизни у детей 5-6 лет дошкольного возраста 21
2.1 Методы изучения сформированности ценностей здорового образа жизни у детей 5-6 лет 21
2.2 Реализация условий по формированию ценностей здорового образа жизни у детей 5-6 лет дошкольного возраста 23
Выводы по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Приложение 1. 33
Введение:
Здоровье нации — существенный показатель общественного и экономического развития государства. Здоровье детей — ее будущее. Ведь около 75% болезней во взрослом возрасте является следствием условий и образа жизни в детстве и юности.
По словам И. П. Павлова, здоровье в зрелом возрасте надо заслужить. Человек мог бы жить значительно дольше, если бы не его небрежное обращение с собственным организмом. Нужны основательные знания, большое желание и сила воли, чтобы быть и оставаться здоровым.
Воспитание подрастающего поколения в духе ответственного и осознанного отношения к собственному здоровью, здоровью других людей как к наивысшей индивидуальной и общественной ценности. Решение этой задачи необходимо начинать с дошкольного возраста.
Актуальность исследования. В современных реалиях развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблематику формирования подрастающего поколения. Успешными в различных областях жизнедеятельности могут быть люди, которые ориентированы на здоровый образ жизни.
В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, формирование ценностей здорового образа жизни видится особенно актуальной. Дети — это будущее нашей страны.
Проблема здорового образа жизни приобрела такую актуальность, что сегодня мы говорим о ней, как о глобальной угрозе всей нации. Для ее решения, прежде всего, следует осознать для каждого из нас значимость самого понятия «здоровый образ жизни».
Приоритетной задачей системы образования является формирование у личности ответственного отношения к собственному здоровью и здоровья своего окружения как высших общественных и индивидуальных ценностей.
На сегодня, в условиях развития общества, проблема состояния физического, психического здоровья приобретает особую остроту, поскольку современная ситуация усугубляется высокими показателями заболеваемости детей, снижением качества медицинского обслуживания, ухудшением экологической ситуации, морально-духовным кризисом.
Анализ литературы показал, что рассмотрением этой проблемы занимались многие авторы, в частности А.Н. Леонтьев, И.Б. Карпова, М.Д. Маханева, С.Л. Рубинштейн и др.
Итак, актуальность этой проблемы, ее недостаточное освещение в педагогической теории, требования дошкольной практики по поискам эффективного содержания воспитания ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности обусловили выбор темы курсовой работы: «Формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности».
Проблема исследования: формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Предмет исследования: являются условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 5-6 лет посредством проектной деятельности.
Гипотеза исследования: основывается на том, что проектная деятельность является эффективным средством формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: Формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить характеристику основных понятий;
2) рассмотреть условия, средства, методы и формы работы по формированию ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;
3) рассмотреть использования проектной деятельности в формировании ценностей здорового образа жизни у дошкольников;
4) описать методы изучения сформированности ценностей здорового образа жизни у детей 5-6 лет;
5) изучить программу дошкольного учреждения по формированию ценностей здорового образа жизни у детей 5-6 лет дошкольного возраста.
Методы исследования: наблюдение, теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Заключение:
Здоровье, здоровый образ жизни — та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.
ЗОЖ определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой.
Здоровый образ жизни — один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст — это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из наиболее эмоциональных проблем дошкольного возраста, поэтому заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, мы прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.
Результаты осуществленного анализа научно-методической литературы и определение составляющих здорового образа жизни позволили констатировать, что формирование у детей 5-6 года жизни основ ценностного отношения к собственному здоровью невозможно без интегративного подхода к решению этой проблемы. Совместное взаимодействие в целенаправленной здоровьесберегательной деятельности педагогов дошкольного учебного заведения, по нашему мнению, значительно повысит ее эффективность. Поскольку проблема здорового образа жизни комплексная по своему содержанию и является предметом исследования многих наук, то результативная разработка педагогического аспекта возможна на основе объединения теоретических положений медико-биологической и психолого-педагогической наук.
Также в содержании первого раздела раскрыли значение проектной деятельности в современном учреждении дошкольного образования и ее направления на ценности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Проектная деятельность, в контексте здорового образа жизни, направлена, прежде всего, на формирование здоровьесберегательной компетенции, которая в свою очередь раскрывает содержание необходимых знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник учреждения дошкольного образования. Поэтому, целесообразным средством в обеспечении ценности здорового образа жизни, мы считаем проектную деятельность, которую следует рассматривать в современном учреждении дошкольного образования.
Формируя культуру здоровья учащихся, воспитатель должен помочь им осознать важность разумного, бережного отношения к собственному здоровью, привить чувство ответственности, понимание, что именно здоровье определяет качество жизни; формировать стремление быть здоровым; способствовать усвоению системы знаний и практических навыков здорового образа жизни и безопасного поведения. Настоящее требует кардинального изменения самого процесса обучения, его форм и методов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
1.1 Характеристика основных понятий
Первоначальным определением термина «здоровье» является определение, данное в Уставе всемирной организации здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и недугов»[24; с.105].
Здоровье человека во многом зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье — это личная и социальная ценность. Формированием такого отношения к собственному здоровью занимается новая отрасль знания – валеология — наука о здоровье.
Понятие «здоровый образ жизни» четко не определено: П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др. рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, неотъемлемую часть жизни общества в целом»[22; с.64].
Здоровый образ жизни — это «результат действия многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья». Здоровый образ жизни является необходимым условием для развития других сторон жизни человека, достижения активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций [12; с.17].
Сегодня проблема угрозы здоровью рассматривается мировым сообществом как одна из угроз планетарного масштаба — антропологическая катастрофа.
По современным представлениям, здоровье рассматривается не как сугубо медицинская, а как комплексная проблема, сложный феномен глобального значения, то есть здоровье определяется как философская, социальная, экономическая, биологическая, медицинская категории, как объект потребления, вклада капитала, индивидуальная и общественная ценность, явление системного характера, динамическое, постоянно взаимодействующее с окружающей средой. Большой толковый словарь современного языка здоровье объясняет, как состояние организма, при котором функционируют все его органы.