Курсовая теория на тему Формирование ассортиментной политики предприятия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Понятие ассортимента и структуры ассортимента 6
1.2 Ассортиментная политика предприятия 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ 15
2.1 Формирование ассортимента на различных стадиях жизненного цикла организации 15
2.2 Факторы формирования ассортиментной политики 21
2.3 Методологические основы управления ассортиментом 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
Переход к рыночной экономике потребовал от предприятий реорганизации всего экономического механизма и, прежде всего, системы управления предприятием в нестабильной, достаточно динамичной среде.
Проблемы эффективного формирования ассортиментной политики предприятия и управления ассортиментом на современной стадии развития рыночной экономики особенно актуальны. В условиях экономической свободы хозяйствующие субъекты должны соблюдать основное требование рынка: полностью удовлетворять потребности потребителей. Это обеспечивает стабильную позицию предприятия на рынке.
В большей степени конкурентоспособность предприятия определяется широтой и глубиной ассортимента, который адекватно удовлетворяет текущий потребительский спрос на качественном и количественном уровне. Ассортимент, сформированный с ориентацией только на его внутренние возможности, перестает удовлетворять требованиям рынка и ведет к ухудшению финансовой устойчивости.
Ассортиментная политика предусматривает определенные целевые действия со стороны производителя или наличие взвешенных принципов поведения. Ассортиментная политика должна обеспечивать преемственность решений и мер по формированию ассортимента и управлению им, поддержанию конкурентоспособности товаров на необходимом уровне, поиск оптимальных ниш для товаров (сегментов), разработку и внедрение стратегии упаковки, маркировки и обслуживания товаров.
Взвешенная, продуманная ассортиментная политика способствует оптимизации процесса обновления ассортимента продукции, а также служит для руководства предприятия своего рода индикатором общего направления действий, способных корректировать текущие ситуации.
Как свидетельствует международный опыт, лидерство в конкурентной борьбе получают те, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может управлять ею максимально эффективно.
Маркетинговая деятельность многих отечественных предприятий в настоящий момент характеризуется отсутствием системно-интегрированного подхода к формированию ассортиментной политики и управлению ассортиментной линейкой, что не позволяет принимать стратегические и оперативные решения, обеспечивающие устойчивое развитие предприятия.
Зачастую формирование ассортимента основывается на стремлении связать ассортимент с производственными возможностями, опытом технологов и производственными традициями. Не существует комплексного подхода к формированию и совершенствованию ассортиментной политики, учитывающей взаимосвязь стратегических и оперативно-тактических аспектов деятельности предприятия. Но процесс разработки ассортиментной политики должен основываться на желаниях и потребностях потребителей и прогностических способностях менеджмента.
Кроме того, нельзя не отметить социальная значимость управления ассортиментом – это воспитание у потребителей вкусов, формирование потребностей, а вкусы и потребности потребителей, в свою очередь, влияют на товарную политику предприятия.
Таким образом, актуальность и значимость выбранной темы курсовой работы обусловлены местом и ролью проблем формирования и управления ассортиментной политикой в стратегии повышения эффективности производства, необходимостью выявления направлений формирования эффективной ассортиментной политики и организации этого процесса на предприятиях.
Проблемы формирования ассортиментной политики и управления ассортиментом продукции предприятия нашли отражение в работах Г. А. Багиева, И. А. Березина, С. Н. Быховца, О. А. Виханского, Т. А. Гайденко, А. П. Ковалева, Ф. Котлера, Я. Ж. Ламбена, Н. П. Любушина, Г. В. Савицкой, О. Г. Сорокина и др. В работах этих авторов рассматриваются различные аспекты процесса формирования ассортиментной политики и управления ассортиментом продукции предприятия.
Целью работы является изучение теоретических аспектов формирования ассортиментной политики предприятия и методологических основ управления ассортиментом.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— рассмотреть понятие ассортимента и структуры ассортимента;
— изучить ассортиментную политику предприятия;
— проанализировать формирование ассортимента на различных стадиях жизненного цикла организации;
— выявить и охарактиризовать факторы формирования ассортиментной политики;
— провести теоритический анализ методологических основ управления ассортиментом.
Объект исследования в данной работе является ассортиментная политика предприятия.
Предмет исследования – формирование и управление ассортиментной политикой предприятия.
Заключение:
В соответствии с поставленной целью — изучение теоретических аспектов формирования ассортиментной политики предприятия и методологических основ управления ассортиментом, в курсовой работе решены следующие задачи:
1) Рассмотрены понятие ассортимента и структуры ассортимента.
Ассортимент — номенклатурный перечень видов и разновидностей товаров, различаемых по маркетинговым показателям, на производственном или торговом предприятии. Ассортимент продукции классифицируется следующим образом:
— по местонахождению ассортимент продукции делится на группы: промышленный ассортимент, торговый ассортимент;
— в зависимости от широты охвата товаров, т. е. по количеству групп, подгрупп, видов, сортов, брендов, типов, наименований, ассортимент делится на следующие подгруппы: простой, сложный, расширенный, видовой, марочный, развернутый ассортимент;
— в зависимости от специализации и внимания продавца к определенным товарным группам, ассортимент делится на: основной, сопутствующий, смешанный ассортимент;
— по степени удовлетворения потребностей различают следующие виды ассортимента: рациональный и оптимальный ассортимент.
Основные показатели ассортимента: полнота; глубина; стабильность; новизна; широта; гармоничность; ассортиментный перечень; рациональность; структура ассортимента.
Структура ассортимента — это соотношение групп, подгрупп, видов и сортов товаров в ассортименте магазина.
Структура ассортимента может быть выражена как в натуральных, так и в относительных показателях. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к общему количеству всех товаров, включенных в ассортимент.
2) Изучена ассортиментная политика предприятия.
Ассортиментная политика предприятия направлена на удовлетворение потребительского спроса и на повышение эффективности деятельности организации. Ассортиментная политика базируется на стратегических целях предприятия и его ассортиментной концепции, задача которой — сформулировать основные принципы, направления и механизмы управления ассортиментом, определить целевую аудиторию покупателей.
Ассортиментная политика предприятия состоит из следующих взаимосвязанных звеньев:
— определение целевых сегментов рынка;
— изучение потребительского спроса на товар (группу товаров), определенный ассортиментной концепцией компании;
— выбор товарных групп, максимально удовлетворяющих потребительский спрос и приносящих наибольшую прибыль компании;
— определение оптимального метода формирования ассортимента;
— определение наиболее рациональной структуры ассортимента, основанное на изучении этапов ЖЦТ;
— выбор стратегии реализации товаров.
Для организаций, которые стремятся повысить эффективность управления товарами, ассортиментная политика является необходимым инструментом на современном рынке.
3) Выявилены и охарактиризованы факторы формирования ассортиментной политики.
Формирование ассортимента товаров — это деятельность по определению, проектированию, созданию, продаже и потреблению ассортимента товаров в обществе и его структурных подразделениях в соответствии с потребностями и спросом населения.
Факторы, влияющие на формирование ассортимента продукции, можно разделить на следующие группы:
— общие, то есть независимые от деятельности конкретной организации и к которым она вынуждена приспосабливаться, не имея возможности влиять на них (социальные, экономические, демографические, национально-бытовые, климатические).
— специфические, то есть отражающие конкретные условия труда организации (специализация организации; тип и мощность организации; наличие конкурентов на территории организации; материально-техническая база и др.).
Среди множества факторов, влияющих на формирование ассортимента товаров, особое место занимает потребительский спрос.
4) Проведен теоритический анализ методологических основ управления ассортиментом.
Управление ассортиментом — это деятельность соответствующих служб, направленная на обеспечение устойчивого развития предприятия. Данная деятельность заключается в принятии управленческих решений, ведущих к формированию оптимального ассортимента товаров, адаптированных к потребностям клиентов.
Управление ассортиментом должно основываться на системном подходе, который обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие объекта и субъекта управления с целью достижения стабильности и интегративного качества системы.
Управление ассортиментом основано на маркетинговых исследованиях, включая анализ ассортимента продукции с использованием различных методов (ABC, XYZ и т. д.). Целью этого процесса является формирование эффективной маркетинговой информационной системы.
Использование совокупности всех методов управления ассортиментом позволит более точно проанализировать ассортимент продукции предприятия, выявить достоинства и недостатки и предложить пути улучшения.
Подводя итоги курсовой работы, заметим, что формирование ассортиментной политики и последующее управление ассортиментом является одним из основных условий организации эффективной работы предприятия. Отсутствие ассортиментной политики приводит к нестабильности ассортиментной структуры из-за влияния случайных или переходных текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие ассортимента и структуры ассортимента
Эффективная работа предприятия возможна, когда руководство тщательно продумывает и решает все вопросы, связанные с различными аспектами деятельности компании. Первая задача — выбрать направление деятельности, определить, какой продукт, какую услугу предполагается производить, доставлять, продавать. Следующим шагом является уточнение номенклатуры. Именно на этом этапе приходится иметь дело с тем, что включает в себя ассортимент продукции, как его сбалансировать и проработать. Ассортиментная позиция — какой-то товар, предлагаемый покупателю. Типовая фирма представляет на рынок ряд различных товаров, услуг, продуктов, взаимосвязанных общими качествами и свойствами. Это позволяет определять их в одной ассортиментной группе.
Мнения специалистов в области маркетинга по определению понятия «ассортимент» расходятся.
Так, Куликова Н. Р. под ассортиментом товаров понимает объединение всех ассортиментных групп, которые предлагает покупателю конкретный продавец и является перечнем продукции, которое производит промышленное предприятие или перечнем всех ассортиментных групп с разделением на группы и подгруппы, представленных к продаже торговой сетью [17].
Гавриленко Н. И. полагает, что товарный ассортимент – группа товаров, объединенных между собой или сходным применением, или спросом на них определенного сегмента потребителей, или способом продвижения на рынке, или одинаковым масштабом цен [9].
В ГОСТ Р51303-2013 дается такое определение «ассортименту»: «Товарный ассортимент – набор товаров, объединённых по какому-либо одному или совокупности признаков» [1].