Курсовая теория на тему Формационный подход в типологии государства.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Сущность типологии государства. 5
1.1. Понятие типологии, ее цели. 5
1.2. Проблема типологии государства. 7
2. Различные подходы к типологии. 11
2.1. Сущность и недостатки
формационного подхода. 11
2.2. Сущность и недостатки
цивилизационного подхода. 14
Заключение. 19
Список источников и литературы. 21
Введение:
Введение
Типология государства и права может
строиться по различным критериям в соответствии с тем или иным направлением. До
недавнего времени единственным классом в учебной и научной литературе было
классообразовательное направление. В соответствии с ней типология государства
осуществлялась с учетом экономической системы в классовом обществе, характера
отношений (эксплуататорских или неэксплуататорских). Речь шла, следовательно, о
совокупности наиболее существенных признаков, характерных для систем одной
общественно-экономической формации.
Например, Джеллинек
считал, что, несмотря на непрерывную трансформацию и развитие, можно установить
определенные причинные признаки. Они придадут конкретному государству (или
группе) на протяжении всей его истории те черты, которые относят его к
определенному типу. Он разделил системы на идеальные и эмпирические.
Идеальный тип немецкого
юриста считал мыслимым государством, которого на самом деле не
существует. Эта система противопоставлялась эмпирической. Типология
государства в соответствии с эмпирическим подходом предусматривает рассмотрение
системы в соответствии с характером государственного объединения, а также с тем
положением, которое занимает индивид в этой системе. Еллинек различает
современную, средневековую, Римскую, греческую и древнюю восточную системы.
Вышеуказанное
направление считается сегодня наиболее распространенным. Исходя из понятия
"цивилизация", это цивилизационный подход к типологии
государства. Тойнби (английский историк) конкретизировал и развил основную
концепцию. Он понимал цивилизацию как относительно замкнутое и локальное
состояние общества, характеризующееся общими географическими, экономическими,
культурными, психологическими, религиозными и другими факторами.
Новейшие исследования
истории человечества показали одномерность (однолинейность) формационного
объяснения системы развития и функционирования общества. В связи с этим
такая типология государства не носит исчерпывающего, глобального
характера. Вне этого направления существует довольно много исторических
явлений, составляющих глубинную сущность и характеристики общества.
Прежде всего, при
анализе экономических основ не учитывается многослойность, сопровождающая
практически всю общественную историю с момента перехода общества к
цивилизованному состоянию. Когда этот фундаментальный факт принимается во
внимание, традиционные представления существенно меняются.
Типология государств
классифицируется на основе отечественной и зарубежной литературы, типы
государств рассматриваются с позиций классического понимания и современных
подходов с учетом отличительных и определяющих критериев. Различные понятия
типологии выполняют различные функции в процессе изучения состояния. Критерии и
результаты типологии государства дают основание объединить широко
распространенное формационное, цивилизационное и интегративное понятие в
традиционную (классическую) группу.
С развитием мировой
политико-правовой мысли выработались и другие критерии, по которым ведется
типология государства.
Типология государств —
это совокупность важнейших качеств и сильных сторон различных стран и система
их общих особенностей. До последнего времени рассматривались два взгляда на
типологию государства: формационный и цивилизационный. Рассмотрим особенности
каждого вида.
Заключение:
До сих пор не существует
единого определения государству. Практически все источники содержат различные
интерпретации. Общим для них является то, что в них содержатся характеристики
государства: территория, народ и публичная власть. Учитывая, что последнее, как
правило, направлено прежде всего на защиту интересов определенных классов,
национальностей, слоев и элит, можно вывести следующее обобщенное понятие
государства. Это организация власти, возникшая и развивающаяся в результате
экономических, социальных, культурных, духовных, политических и других
преобразований, способствующих реализации национальных, классовых, религиозных
и иных интересов на определенной территории. Государство является управляющей
системой общества, которая имеет определенную структуру и механизм
взаимодействия ее элементов.
Понятие
государства неразрывно связано с историей его возникновения и развития. Прежде
всего, необходимо учитывать цели, для которых он был создан, и функции, которые
он призван выполнять. Изначально она создавалась для защиты от внешних врагов,
регулирования экономических отношений между населением, удовлетворения
потребностей определенных социальных слоев, укрепления власти над покоренными
народами. В дальнейшем его функции и поставленные перед ним цели значительно
расширились. Например, стала оказываться социальная поддержка малоимущим,
обеспечивалось культурное развитие населения.
Ведь
типы права и государства, выделяемые в той или иной типологии, – это
исторические формообразования (исторически значимые проявления и конкретизации)
определенным образом понимаемой сущности права и государства, определенная
форма исторического выражения и воплощения логического (т.е. теоретического
смысла, понятия права и государства). Поэтому ясно, что в логически
последовательной и непротиворечивой типологии права и государства речь должна
идти о различных типах (исторически типичных формах проявления) в пределах
одного и того же понятия права и государства, одной и той же концепции их
сущности. Без такого сущностно-понятийного единства вообще нет самих искомых
типов права и государства в качестве надлежащих объектов (однородных единиц)
некой общей классификации и единой типологии.
В современном мире абсолютно каждое
государство отличается от других комплексным набором определенных характеристик
и черт, которые сложились под воздействием его исторического развития, уровня
остроты этнических и социальных конфликтов, международных и экономических
факторов. При такой многогранности все страны можно разделить на два самых
основных типа –республика и монархия.
Типология государства — это своеобразная
классификация, нацеленная на правильное разделение всех прошлых и настоящих
государственных систем на группы, чтобы раскрыть их социальную сущность.
Фрагмент текста работы:
1. Сущность типологии государства
1.1. Понятие типологии, ее цели
Понятие государства берет свое
начало от древнегреческого города-государства. Другими словами,
государство можно определить, как "политически организованное
общество". Согласно Максу Веберу, государство-это человеческое
сообщество, которое (успешно) претендует на монополию законного применения
физической силы на данной территории. Государство можно определить по
четырем составляющим элементам: населению, территории, правительству и
суверенитету.
Государство важно потому, что только
законная власть может принимать решительные меры, которые будут управлять
большим человеческим сообществом. Ни один другой институт не обладает
такой властью. Сегодня это важно, потому что каждое национальное
государство имеет свое правительство, которое является характеристикой этого
государства, и это правительство представляет это государство во всем мире.
Типология государств —
учение о типах, высшая форма категоризации и классификации государств.
Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств,
позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также
прогнозировать дальнейшее существование.
Выделяют формационный
(Последовательная смена экономических формаций — первобытнообщинная,
рабовладельческая, феодальная, буржуазная, капиталистическая, социалистическая,
коммунистическая) и цивилизационный подходы (Нужен для преодоления недостатков
формационного. Говорит, что развитие общества зависит не только от экономики и
описывает духовные, ментальные, культурные факторы).
Все концепции можно
классифицировать: конфликтные (марксисткая, насильственное завоевание),
консенсуальные (естественного права, договорная — Гоббс, Руссо, Локк). Вывод:
все существующие концепции можно рассматривать как научные гипотезы, а не как
истина в последней инстанции.