Курсовая теория на тему Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………………………… 3
1. Понятие и критерии типологии
государств……………………………………………….. 5
2. Общая характеристика формационного
подхода к типологии государств……… 9
3. Значение цивилизационного подхода
в современной типологии государств.. 15
Заключение……………………………………………………………………………………………… 23
Список литературы………………………………………………………………………………….. 25
Введение:
Понятие типологии государств означает выделение различных
типов государств, на основе общих классификационных критериев. В качестве оснований для классификации
выделяются различные признаки. Так в зависимости от особенностей реализуемых
экономических отношений формационный подход выделяет определенные типы государства.
Цивилизационный подход выделяет типы государств в зависимости от исторических
особенностей того или иного периода. Наконец, более современный подход,
основанный на выделении правовых семей,
выделяет типы государств в зависимости от исторических, культурных,
географических и иных особенностей.
Рассмотрение особенностей типологии государств является
актуальным, поскольку при типологии
можно выявить те или иные значимые признаки государства, которые позволят
глубже понять природу и сущность данного явления. Например формационный подход
связывает процесс возникновения государства с экономическими отношениями рассматриваемого
периода, современный подход обобщает типы государств в зависимости от ряда
признаков, в частности относящихся в общим принципам формирования источников
права и т д.
Предмет исследования — различные типологии государств,
выделяемые в литературе.
Цель исследования — проанализировать различные типы
государств, на основе существующих типологических подходов.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены
следующие задачи:
· рассмотреть понятие и
критерии типологии государств;
· охарактеризовать
особенности формационного и цивилизационного типологических подходов.
Теоретическую основу исследования составляют работы
следующих авторов: Пиголкин А.С., Малько А.В., Мелехин А.В. и др.
Методологию исследования составляют: исторический,
логический, системный, сравнительный, формально-юридический методы.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения
и списка литературы.
Заключение:
Рассмотрев основные особенности различных подходов к
типологии государств, можно прийти к следующим выводам.
1. Типология формационного подхода берет за основу
экономические отношения и особенности производства. При этом государство
определенного типа характеризуется тем, что выражает интересы господствующего
класса. Можно сказать, что выделение основных типов государств, существовавших
в истории: рабовладельческого, феодального, капиталистического осуществляется
достаточно точно. Формационная типология характеризует каждый из типов в
соответствии с существующими экономическими отношениями и в зависимости от них.
Причины смены одного исторического типа другим представляются достаточно
логичными – это развитие общественных и в особенности экономических отношений и
политическая нестабильность, связанная с восстанием экономически зависимых групп населения. Цивилизационный подход берет за основу
исторические и культурные особенности различных цивилизаций. При этом данный
подход практически не использует признаки, которые позволили бы
охарактеризовать различие именно правовых явлений в рамках той или иной
цивилизации.
2. Типология на
основе выделения правовых систем или правовых семей, в настоящее время является
основной в теории государства и права. Классификация правовых систем различных
государств основана на выделении общих черт данных правовых систем, к которым,
прежде всего, относят исторические особенности формирования правовой системы,
процесс формирования и системную организацию права. На основе этих критериев
выделяют различные типы правовых систем, которые объединяют в себе правовые
системы практически всех существующих в настоящее время государств. Можно
сказать, что определяющим фактором для классификации правовых систем является
вид источника права, применяемый в данной правовой системе в качестве
основного. Романо-германская правовая система в качестве основного источника
права использует письменные акты. Англосаксонская правовая система характеризуется
признанием в качестве источника права судебного решения. Правовая система
религиозного права считает источником права религиозные тексты.
Социалистическая правовая система характеризуется усиленной ролью государства в
правовом регулировании, изданием различных директив.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и критерии типологии
государств «В историческом плане государство можно считать первой
политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от
него слова ведут свое происхождение от слова «полисы», которым древние греки
обозначали свои города-государства»[1].
– отмечают В.М. Корельский и В.Д.
Перевалов. Возникновение государства как субъекта публичной власти
объясняется историческими и
экономическими причинами развития общества. Власть в целом — это такое свойство субъекта, которое позволяет
оказывать определенное влияние на другого субъекта, заставлять его совершать
какие либо действия, подчинять своей
воле. Власть используется во всех
сообществах людей, начиная с их самого
раннего совместного общежития.
Исторически первой властью была власть общественная. Она существовала
даже в первобытном обществе — это власть старейшин, уважаемых людей, к мнению
которых прислушивались и действовали в соответствии с ним. Можно выделить и
другие виды общественной или социальной власти — это власть и авторитет семьи,
власть трудового коллектива и тд в зависимости от субъекта. С появлением такой
организующей и управляющей организации как государство появился и новый вид
власти государственная или публичная власть. Этот вид власти выделился из
общества и государство стало
осуществлять управление всем обществом. На определенном этапе развития и усложнения
общественных отношений существовавшего социального механизма регулирования
стало недостаточно. Потребовался особый
механизм, обладающий возможностью создавать нормы права и обеспечивать их
исполнение. Произошло постепенное
выделение лиц, обладающих властью и формирование органов государства, специальных структур,
наделенных возможностью осуществлять управление и принуждение по отношению к
остальным членам общества. Свойства государства, присущие ему, стали основой
для определения егно главенствующей роли
в политической системе.
1) Государство в своей деятельности объединяет и защищает интересы
народа, проживающего на той или иной территории, находящейся под управлением
государства. Государство выступает в качестве представителя своего народа. Его
предназначение в объединении лиц,
проживающих на его территории и в максимальной защите их интересов.
2) Только государство
обладает суверенитетом. Суверенитет
предполагает независимость государства
во взаимоотношениях на международной арене и верховенство внутри своей территории. Суверенитет
государства предоставляет ему возможность самостоятельно и независимо
осуществлять внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с поставленными перед
государством целями и задачами управления.
«Суверенитет как признак государства представляет собой верховенство и
независимость власти, обладающей способностью к исключительному самоопределению
в выборе путей развития государства. Он предполагает верховенство политической
власти в сопоставлении с другими властями в рамках своей территории и
независимость по отношению к иным политико-территориальным союзам вовне»[2].
3) Государство для выполнения своих функций обладает
специальным аппаратом управления и принуждения. Этот аппарат состоит из
разветвленной системы государственных органов, каждый из которых наделен
определенными функциями. Традиционно в государстве формируются органы
законодательной, исполнительной и судебной власти для того, чтобы обеспечить
три основные функции государства: принятие законов, исполнение законов и
защиту законов от нарушения.
4) Государство обладает монопольным правом на издание правовых
актов. Регламентирующих жизнь общества. Только органы государственной власти,
уполномочены принимать правовые акты и тем самым реализовывать функцию государственного
управления. Помимо этого, государство обладает также и механизмом принуждения,
то есть возможностью привлекать к ответственности за несоблюдение предписаний, содержащихся в нормативных
актах.
5) В собственности государства находится большая часть материальных и финансовых
ресурсов, что позволяет ему осуществлять
возложенные на него функции управления. Это прежде всего имущество, находящееся
в государственной собственности, а
также совокупность денежных средств,
которые формируются путем уплаты налогов и различной системы взносов (например, взносы на обязательное
социальное страхование).
6) Государство
обеспечивает управление во всех значимых сферах жизни общества: экономике,
социальной сфере, культуре и пр. Определение основных направлений
государственной политики в данных сферах относится к компетенции исполнительных
органов государственной власти.
Государство представляет собой организацию управления
обществом [1] Теория государства и права: Учебник для
вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.2018. С.72 [2] Беспалова М.Б. Суверенитет как признак
государства и как принцип права в контексте его законодательного обеспечения в
современных европейских государствах // Актуальные проблемы российского права.
2016. № 11. С. 1361.