Курсовая теория на тему Форма правления: понятие виды.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПОДХОДЫ, КРИТЕРИИ 5
2. МОНАРХИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 9
2.1 Понятие монархии: сущность, признаки, достоинства и недостатки 9
2.2 Виды монархии как формы правления 13
3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 20
3.1 Понятие, признаки, достоинства и недостатки республиканской формы правления 20
3.2 Виды республики как формы правления 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
В современном мире насчитывается свыше двухсот государств. Все они, как известно, имеют общие признаки и единую сущность. Вместе с тем государства непохожи друг на друга. Наблюдается значительное разнообразие их форм.
Форма государства – это способ организации политической власти, которая охватывает форму правления, форму гос. устройства, а также политический режим.
Если понятие «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем состоит основополагающее, закономерное, определяющее в стране, тогда термин «форма государства» объясняет вопросы о том, кто и каким образом правит в обществе, как организованы и функционируют государственные властные структуры, каким способом объединено население на территории страны, как народ связан через разные территориально-политические образования с государством в общем, как реализуется политическая власть, при помощи каких способов и приемов.
В качестве элементов формы государства выступает форма правления, форма государственного устройства, политический/государственный режим. Три элемента в сочетании придают государствам неповторимое своеобразие. Вместе с тем каждый из элементов в отдельности является основанием для объединения государств по группам.
Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением.
Основная схема формы управления закреплена в Конституции многих стран мира. Для современной России установление оптимальной иерархии власти является актуальным вопросом, поскольку страна характеризуется сложными экономическими, административно-территориальными, религиозными и национальными проблемами. Строить правовое государство невозможно, пока не будут решены указанные проблемы.
Объект исследования – форма правления.
Предметом исследования является различные виды формы правления.
Цель работы – проанализировать понятие формы правления и основные виды как в историческом, так и современном аспекте.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить общую характеристику форме правления, а именно: понятие, основные подходы и критерии.
2. Рассмотреть понятие монархии: сущность, признаки, достоинства и недостатки.
3. Охарактеризовать различные виды монархии как формы правления.
4. Описать понятие, признаки, достоинства и недостатки республиканской формы правления.
5. Охарактеризовать различные виды республики как формы правления.
Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Форма правления – это система организации органов государственной власти, а также порядок их формирования, взаимоотношений между собой. Впервые данный элемент появился в Древней Греции.
Исторически было определено, что существовать могут лишь только две формы государственного правления – республика и монархия. Связано это с тем, что именно в них сложились определенные особенности, которые присущи только им. Они кардинально отличаются друг от друга: способом, с помощью которого передается власть; ответственностью; спектром полномочий между властными органами.
Монархия – это форма, при которой власть в государстве отходит исключительно главе государства – государю, который занимает верховную власть по праву наследства и не несет никакой ответственности перед народом, а также не обязан отчитываться в своих действиях.
По принципу наследования власти монархия делится на: выборную, родовую и династическую.
Монархию следует различать по объему ограничений:
1. Абсолютная монархия – предполагается, что вся власть сосредотачивается в руках монарха, и она является неограниченной. Все органы государственной власти подчиняются правителя, а воля народа может выражаться лишь через совещательные органы (Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия).
2. Конституционная монархия – власть ограничивается Конституцией страны, традициями или неписанным правом. Выделяют две формы:
А) Парламентарная – вид монархии, при которой монарх не наделен властью и выполняет лишь представительные функции (Швеция, Дания).
Б) Дуалистическая – вид монархии, при которой власть ограничивается конституцией и парламентом лишь в законодательной власти, в остальном монарх обладает полной властью (Марокко, Иордания).
3. Теократическая монархия предполагает сосредоточение власти в руках монарха, которой осуществляет также и духовную власть (то есть является главой церкви). В данной монархии религия и политика переплетены между собой (Ватикан).
Форма республики – это характер отношений между властью и народом, сложившейся в государстве, который указывает на место выборов в правовой системе общества. Большинство современных республик называют себя демократическими.
Виды республики как формы правления:
1. Парламентская республика – одна из разновидностей республики, при которой большая часть властных полномочий принадлежит парламенту, а не президенту.
2. Президентская республика – это форма правления, при которой все рычаги управления государством сосредоточены в руках президента
3. Президентско-парламентская республику называют также смешанной, полупрезидентской или полупарламентской, т.к. она сочетает в себе особенности политического уклада и президентской, и парламентской республик.
Был проведен анализ современных монархических государств по всему миру, в результате чего монархия как форма правления, хотя и находится на современном этапе в процессе упадка по сравнению с иными этапами истории, но, тем не менее, ей не грозит возможность исчезновения, более того, в ряде случаев, монархическая форма правления успешно развивается.
Сегодня Российская Федерация имеет президентско-парламентскую или смешанную форму правления. Президент избирается в ходе всеобщего голосования. В Российской Федерации есть такая должность, как глава правительства – премьер-министр. Именно этот человек, а не президент руководит правительством. Назначается он, конечно же, главой государства, но только с одобрения парламента.
Фрагмент текста работы:
ПОДХОДЫ, КРИТЕРИИ
Термин «форма» обозначают внешний вид предмета либо установленный образец (в последнем случае форма будет синонимична шаблону). В обществоведческих дисциплинах термин «форма» неразрывно связан с «содержанием». Данные термины всесторонне характеризуют изучаемый предмет, взаимосвязь всех его составных элементов, при этом форма выступает выражением содержания, его внутренней и внешней организацией .
Форма государственного правления представляет собой элемент формы государства, который позволяет определить организацию высших органов власти государства, их образование, компетенцию и взаимодействие с населением .
Изначально это понятие можно понимать в узком и широком смысле :
1. В узком смысле форма правления представляет собой организацию высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
2. В широком смысле форма правления представлена способом организации и взаимодействия всех органов государства.
Не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом. Эти понятия являются составными частями формы государства. В совокупности эти элементы определяют полный набор характерных особенностей территориально-административного и политического устройства определенной страны.
Форма правления государства выступает старейшим элементом, который характеризует государственное устройство. Данное понятие начали изучать еще в Древней Греции. В разные периоды развития цивилизации форма правления приобретала разный смысл .
Так, в аграрном государстве форма правления позволяет определить, как смещается с поста глава страны, каким образом проходят выборы либо же пост передается по наследству.
По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться.
Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти – наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, т.е. как устроено разделение властей.
Аристотель попытался разработать классификацию государств по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, положив в основу классификации способы образования органов государств, их соотношение, приемы осуществления государственной власти.
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр. Однако из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления – монархию и республику.
Рассматривая основные подходы к определению понятия формы государственного правления, следует отметить наличие в современной научной юридической литературе плюрализма взглядов, который в свою очередь обусловливает актуальность исследуемой проблематики. В зависимости от заложенного содержания в подходы, их можно свести в три основные группы :
1. Форма правления – это способ организации только высших органов государственной власти. Данную трактовку формы правления поддерживают многие российские исследователи. Так, можно определить вид и разновидность формы правления с помощью анализа структуры, полномочий, порядка формирования и функционирования центральных органов государства.
2. Форма правления включает в себя способ организации всех органов государства (высших и местных). Данный подход наиболее трудоемкий, т.к. при определении формы правления анализу подвергается как верховный аппарат государственной власти, так и центральные, судебные, контрольно-надзорные, местные органы, включаемые отдельными исследователями в рассматриваемую категорию. Целесообразным считается использование этого подхода при определении форм правления как развивающихся государств (страны Африки, Азии, Латинской Америки), так и государств переходного типа (к примеру, постсоциалистические государства).
3. В понятии формы правления вообще не указывается, какие государственные учреждения необходимо подвергнуть рассмотрению для определения функционирующей в государстве формы правления. Согласно позиции отдельных исследователей (М.И. Абдулаева, С.А. Комарова, В.Н. Корнева и др.) форма правления является отражением способов организации государственной власти конкретного государства, а также того, кто и как ее должен осуществлять.