Курсовая теория на тему Форма правления. особенности формы правления в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Форма правления: общие положення.. 5
1.1
Понятие формы правления, факторы, влияющие на выбор формы правления. 5
1.2
Эволюция форм правления в мире. 9
2 Видовые характеристики форм правления.. 17
2.1
Виды форм правления. 17
2.2 Особенности форм правления в РФ.. 25
Заключение. 28
Список использованных источников.. 30
Введение:
Проблемы государственного
правления, не смотря на их вроде бы достаточную разработку в течение многих
лет, и даже веков, не теряют актуальности и в наше время. Интерес к проблеме
организации власти появился уже с момента возникновения государства. Образцы
комплексного анализа проблемы в древнейшие времена предоставляет нам наследие
философов и мыслителей разных исторических эпох. Научными исследованиями в
сфере гносеологических истоков формы государственного правления, ее эволюции
издавна занимались много философов и правоведов. В Частности, Гераклит,
Пифагор, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Гоббс, Локк, Монтескье,
Макиавелли, Руссо, Кант, Гегель и другие. Круг их государственно-правовых
интересов был чрезвычайно широким. Особенно ценными были их попытки определить
понятие государства, познать ее сущность, найти более лучшую форму государственного
правления. Дальнейшее познание формы правления осуществлялось на разработанных
ими методологических принципах, которые являются незыблемыми и сегодня.
Непревзойденным достижением в
этой сфере был диалектический метод познания. При исследовании форм правления
диалектический метод использовался в одном из первых его значений – как
«искусство классификации понятий, деление вещей на роды и виды». Как следствие,
в своем стремлении к созданию модели «идеального государства» много
теоретических разработок, базировались на массиве эмпирических знаний, добытых
на основе политического опыта государств сословно-кастовой эпохи, не потеряли и
сегодня своей актуальности и теоретико-методологической значимости. Тем более,
если рассматривать выбранную тему исследования в контексте многовекового
развития всемирной истории управленческой мысли, то это всегда проверка
собственных гипотез и идей, поиск аналогов решений и др., попытка их применения
с соответствующей коррекцией в современной практике государственного строительства.
Объект исследования –
государственное управление.
Предмет исследования – анализ
особенностей государственного правления в различных его проявлениях.
Целью данной работы является
изучение понятия, особенностей исторического становления государственного
управления, его формы и виды.
Задачи работы:
Изучить понятие формы правления,
факторы, влияющие на выбор формы правления,
Проанализировать эволюцию форм
правления в мире,
Охарактеризовать виды форм
правления,
Обозначить особенности форм
правления в РФ.
Структура работы. Данная работа
состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы,
который насчитывает 30 позиций. Работа изложена на 33 страницах основного
текста.
Заключение:
1.1 Понятие формы правления, факторы, влияющие на выбор формы
правления Форма правления обусловливается
также конкретным расположением социально-политических сил и результатами борьбы
между нимы; историческими особенностями отдельных стран; особенностями культуры
народа, влиянием в стране государственных процессов, в том числе военных.
Существует много мнений и
определений, в этом срока. Термин «форма правления» является составной частью
многих основных законов стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет,
но главный принцип правления всегда закрепленным.
Определенный прорыв в унификации
термина «форма правления» осуществила Швеция, где впервые был принят на
официальном уровне: в 1772 г. принят акт, который определял организацию
государственного механизма на уровне его высоких звеньев и имел соответствующее
название. Благодаря опыту Швеции, термин «форма государственного правления»
(«форма правления») с соответствующим смысловым наполнением, в XIX в. стало
достоянием конституционной практики и других стран. О форме правления, как
характеристике системы власти государства, говорилось в Конституциях Норвегии
1814, Португалии 1826, Саксонии 1831, Франции 1848 и других государств[1].
Форма государственного правления
– «это не просто теоретическая абстрактная категория науки, а тот ключ, с
помощью которого мы можем разобраться в смысле той или иной системы органов
государственной власти, установленной конституцией соответствующего
государства».
Итак, форма государственного
правления – это определенный способ организации верховной власти в государству,
которое характеризуется структурой, порядком формирования, компетенции высших
органов государственной власти, установленным порядком взаимоотношений между
ними, степени участия населения в их формировании.
Имеет право на жизнь и такое
определение, как форма правления – это способ организации власти, согласно
которому общество делится на тех, кто управляет, и тех, кем управляют, на
господствующие слои и подвластны. Собственно «форма» в этом случае касается
определения того, как и каким образом осуществляется правления. В зависимости
от этого формы государственного правления подразделяются на авторитарные,
тоталитарные и демократические. Разнообразие особенностей, характеризующих
отдельные государства и взглядов, с которых они могут быть рассмотрены, дает
возможность определять самые разнообразные классификации[2].
Важно то, что форма правления не
возникает в государстве сама собой, она состоит в каждом государстве
исторически, в зависимости от уровня политического развития общества, партийной
системы, социальной структуры населения. Форма правления не определяет
демократизм или авторитаризм власти, она важна для выявления конкретной модели
взаимоотношений между носителями государственной власти, каждая из которых
опирается на концепцию демократии и создает гарантии против сосредоточения
власти в одних руках.
Факторы, что
детерминируют модель организации власти, являются разно порядковыми, но
обязательно отражают два вида закономерностей, а именно общесоциальные
закономерности, специфика которых проявляется в генезисе данного
государственно-организованного общества нации. Государственно-правовые
закономерности являются объективной систематической повторяемостью
взаимосвязанных фактов и явлений в сфере государства и права. Именно последние
отражают глубинные существенные свойства государственно-правовых явлений, что
реализуются через человеческое поведение, действуют в определенном масштабе и
выявляются на основе общественной жизни[3].
Итак, по нашему мнению на форму
государства, ее становление и развитие
влияют такие факторы.
1. Исторический тип государства
– конкретно-исторические условия возникновения и развития государства. Для
обозначения конкретно-исторических условий методологически близким выступает
понятие исторического типа государства, приложения которого в условиях
формирования государства является приемлемым с гносеологической точки зрения.
2. Соотношение политических сил
в государстве на момент ее конституирования. Хотя таким образом чаще всего в
литературе обозначают фактор влияния на форму правления государства, де-факто
речь не может идти только о политических силах в обществе. Очевидно, что надо
говорить о более широких составляющих общества: слоях, классах, социальных
группах.
3. Уровень правовой культуры.
Речь идет о ее понимании в широком плане, которое включает именно право,
объективное и субъективное, правосознание, правовые отношения, состояние
законности, уровень совершенства законотворческой правоприменительной и иной
правовой деятельности, причем этот правовой феномен непременно включает
человека и его деятельность. Уровень правовой культуры влияет на технологию
построения государства, достижение или отсутствие при этом консенсуса элит и на
содержание правовой формы государства.
4. Уровень экономического
развития государства. Данный фактор отражает закономерность, которая
проявляется в течение длительного отрезка времени. Суть этой закономерности
заключается в том, что экономический прогресс в тех или иных государствах
непременно приводил к усилению институтов парламентаризма, самоограничения
государства, усиления конституционализма. И, наоборот, в экономически менее
развитых государствах абсолютистские формы правления исторически задерживались
более длительное время[4].
5. Социальная сущность
государства. Понимание политической элитой социальной сущности государства
влияет не только на определение приоритетных направлений ее деятельности
функций государства, но и на форму государства. В отечественной юридической
науке, социальная сущность государства определяется как ее специфическое
свойство, которое заключается в способности государства обеспечивать в процессе
своего функционирования и развития удовлетворения основных потребностей всего
общества. А также создавать условия для возможного, при имеющихся
конкретно-исторических обстоятельствах, удовлетворения потребностей и интересов
отдельных индивидов и их сообществ, национальных социально-экономических,
демографических, религиозных и тому подобное[5].
Среди других факторов,
детерминирующих форму современного государства, следует назвать национальный
состав населения, размеры территории государства, внешнее влияние других
государств и международных структур и тому подобное.
Вышеприведенный перечень
факторов, что влияют на форму государства, определенно не является
исчерпывающим. Подытоживая, необходимо сделать ряд принципиальных выводов
Во-первых, вышеприведенные
факторы реально могут быть разделены на факторы влияния и факторы детерминации,
причем если первые отражают тенденции развития общества (менее существенные
связи между общественными явлениями с низким уровнем их повторяемости), то
вторые закономерности, которые по уровню повторяемости и устойчивостью связей
приближаются к так называемому социальному закону[6].
Во-вторых, на конституирование
формы современного государства влияют разной степенью не отдельные факторы, а
их совокупность.
Как общественная реальность,
совокупность факторов не выступает механической их суммой при определенных условиях факторы могут как усиливать
детерминирующее влияние друг друга, так и ослаблять его через эффект
нейтрализации[7]. [1]
Авдеев Д. А. Форма правления в России (краткий
конституционный очерк). / Д. А. Авдеев. — Тюмень, 2015. — 244 с. [2]
Кулапов В.Л. Теория государства и права. Учебник.
— М.: КноРус, 2014. – 462 с. [3]
Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория
государства и права; Академия — Москва, 2014. — 192 c. [4]
Марченко М. Н. Теория государства и права; Проспект
— Москва, 2013. — 652 c. [5]
Пиголкин, А. С. Теория государства и права :
учебник для академического бакалавриата / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова,
Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 516 с. [6]
Рассказов Л. П. Теория государства и права;
Инфра-М, РИОР — Москва, 2014. — 480 c. [7]
Савинов Д. М. Формы правления и типы
государственного устройства / Д. М. Савинов, Н. А. Петров, В. С. Кошкаров //
Проблемы науки. – 2019. – С, 83-84.
Фрагмент текста работы:
1.1 Понятие формы правления, факторы, влияющие на выбор формы
правления Форма правления обусловливается
также конкретным расположением социально-политических сил и результатами борьбы
между нимы; историческими особенностями отдельных стран; особенностями культуры
народа, влиянием в стране государственных процессов, в том числе военных.
Существует много мнений и
определений, в этом срока. Термин «форма правления» является составной частью
многих основных законов стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет,
но главный принцип правления всегда закрепленным.
Определенный прорыв в унификации
термина «форма правления» осуществила Швеция, где впервые был принят на
официальном уровне: в 1772 г. принят акт, который определял организацию
государственного механизма на уровне его высоких звеньев и имел соответствующее
название. Благодаря опыту Швеции, термин «форма государственного правления»
(«форма правления») с соответствующим смысловым наполнением, в XIX в. стало
достоянием конституционной практики и других стран. О форме правления, как
характеристике системы власти государства, говорилось в Конституциях Норвегии
1814, Португалии 1826, Саксонии 1831, Франции 1848 и других государств[1].
Форма государственного правления
– «это не просто теоретическая абстрактная категория науки, а тот ключ, с
помощью которого мы можем разобраться в смысле той или иной системы органов
государственной власти, установленной конституцией соответствующего
государства».
Итак, форма государственного
правления – это определенный способ организации верховной власти в государству,
которое характеризуется структурой, порядком формирования, компетенции высших
органов государственной власти, установленным порядком взаимоотношений между
ними, степени участия населения в их формировании.
Имеет право на жизнь и такое
определение, как форма правления – это способ организации власти, согласно
которому общество делится на тех, кто управляет, и тех, кем управляют, на
господствующие слои и подвластны. Собственно «форма» в этом случае касается
определения того, как и каким образом осуществляется правления. В зависимости
от этого формы государственного правления подразделяются на авторитарные,
тоталитарные и демократические. Разнообразие особенностей, характеризующих
отдельные государства и взглядов, с которых они могут быть рассмотрены, дает
возможность определять самые разнообразные классификации[2].
Важно то, что форма правления не
возникает в государстве сама собой, она состоит в каждом государстве
исторически, в зависимости от уровня политического развития общества, партийной
системы, социальной структуры населения. Форма правления не определяет
демократизм или авторитаризм власти, она важна для выявления конкретной модели
взаимоотношений между носителями государственной власти, каждая из которых
опирается на концепцию демократии и создает гарантии против сосредоточения
власти в одних руках.
Факторы, что
детерминируют модель организации власти, являются разно порядковыми, но
обязательно отражают два вида закономерностей, а именно общесоциальные
закономерности, специфика которых проявляется в генезисе данного
государственно-организованного общества нации. Государственно-правовые
закономерности являются объективной систематической повторяемостью
взаимосвязанных фактов и явлений в сфере государства и права. Именно последние
отражают глубинные существенные свойства государственно-правовых явлений, что
реализуются через человеческое поведение, действуют в определенном масштабе и
выявляются на основе общественной жизни[3].
Итак, по нашему мнению на форму
государства, ее становление и развитие
влияют такие факторы.
1. Исторический тип государства
– конкретно-исторические условия возникновения и развития государства. Для
обозначения конкретно-исторических условий методологически близким выступает
понятие исторического типа государства, приложения которого в условиях
формирования государства является приемлемым с гносеологической точки зрения.
2. Соотношение политических сил
в государстве на момент ее конституирования. Хотя таким образом чаще всего в
литературе обозначают фактор влияния на форму правления государства, де-факто
речь не может идти только о политических силах в обществе. Очевидно, что надо
говорить о более широких составляющих общества: слоях, классах, социальных
группах.
3. Уровень правовой культуры.
Речь идет о ее понимании в широком плане, которое включает именно право,
объективное и субъективное, правосознание, правовые отношения, состояние
законности, уровень совершенства законотворческой правоприменительной и иной
правовой деятельности, причем этот правовой феномен непременно включает
человека и его деятельность. Уровень правовой культуры влияет на технологию
построения государства, достижение или отсутствие при этом консенсуса элит и на
содержание правовой формы государства.
4. Уровень экономического
развития государства. Данный фактор отражает закономерность, которая
проявляется в течение длительного отрезка времени. Суть этой закономерности
заключается в том, что экономический прогресс в тех или иных государствах
непременно приводил к усилению институтов парламентаризма, самоограничения
государства, усиления конституционализма. И, наоборот, в экономически менее
развитых государствах абсолютистские формы правления исторически задерживались
более длительное время[4].
5. Социальная сущность
государства. Понимание политической элитой социальной сущности государства
влияет не только на определение приоритетных направлений ее деятельности
функций государства, но и на форму государства. В отечественной юридической
науке, социальная сущность государства определяется как ее специфическое
свойство, которое заключается в способности государства обеспечивать в процессе
своего функционирования и развития удовлетворения основных потребностей всего
общества. А также создавать условия для возможного, при имеющихся
конкретно-исторических обстоятельствах, удовлетворения потребностей и интересов
отдельных индивидов и их сообществ, национальных социально-экономических,
демографических, религиозных и тому подобное[5].
Среди других факторов,
детерминирующих форму современного государства, следует назвать национальный
состав населения, размеры территории государства, внешнее влияние других
государств и международных структур и тому подобное.
Вышеприведенный перечень
факторов, что влияют на форму государства, определенно не является
исчерпывающим. Подытоживая, необходимо сделать ряд принципиальных выводов
Во-первых, вышеприведенные
факторы реально могут быть разделены на факторы влияния и факторы детерминации,
причем если первые отражают тенденции развития общества (менее существенные
связи между общественными явлениями с низким уровнем их повторяемости), то
вторые закономерности, которые по уровню повторяемости и устойчивостью связей
приближаются к так называемому социальному закону[6].
Во-вторых, на конституирование
формы современного государства влияют разной степенью не отдельные факторы, а
их совокупность.
Как общественная реальность,
совокупность факторов не выступает механической их суммой при определенных условиях факторы могут как усиливать
детерминирующее влияние друг друга, так и ослаблять его через эффект
нейтрализации[7]. [1]
Авдеев Д. А. Форма правления в России (краткий
конституционный очерк). / Д. А. Авдеев. — Тюмень, 2015. — 244 с. [2]
Кулапов В.Л. Теория государства и права. Учебник.
— М.: КноРус, 2014. – 462 с. [3]
Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория
государства и права; Академия — Москва, 2014. — 192 c. [4]
Марченко М. Н. Теория государства и права; Проспект
— Москва, 2013. — 652 c. [5]
Пиголкин, А. С. Теория государства и права :
учебник для академического бакалавриата / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова,
Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 516 с. [6]
Рассказов Л. П. Теория государства и права;
Инфра-М, РИОР — Москва, 2014. — 480 c. [7]
Савинов Д. М. Формы правления и типы
государственного устройства / Д. М. Савинов, Н. А. Петров, В. С. Кошкаров //
Проблемы науки. – 2019. – С, 83-84.