Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Форма государственного устройства Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………………….. 3

1. Теоретические аспекты
государственного устройства………………………… 5

1.1 Понятие и классификация моделей
государственного устройства……… 5

1.2 Признаки и виды федеративных
государств………………………………….. 11

2. Особенности формы государственного
устройства

Российской Федерации………………………………………………………………………. 18

2.1 Принципы и критерии построения
российского федерализма…………. 18

2.2 Федеративное устройство России………………………………………………….. 22

Заключение………………………………………………………………………………………. 26

Список использованной литературы…………………………………………………… 28

  

Введение:

 

На основании анализа динамики конституционно-правового
развития данных государств можно провести некоторые научные классификации, а
также сделать несколько выводов в разрезе их государственно-территориального
устройства. При этом часто взгляд современной науки направлен в сторону
преимущественно федеративных государств.

Среди членов ООН 165 государств представляют собой –
унитарные государства и 28 – федеративные. Необходимо отметить, что при таком
сравнительно маленьком количестве федераций, что площадь, занимаемая ими,
составляет около 52% от суммы площадей всех государств мира и на этих территориях
проживает около половины населения Земли. По нашему мнению, управляемость и
эффективность федерации как формы государственного устройства зависит от
качественных и количественных характеристик, входящих в нее субъектов[1].

Федерация
представляет из себя консенсус и компромисс, один из способов регулирования
территориальных и национальных споров. 
Актуальным этот вопрос является в связи с тем, что почти год как истёк
срок Договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном, носивший
чисто символический характер, большое внимание уделяется вопросу федеративного
устройства, как наиболее предпочтительной модели государственного территориального устройства. Проблеме
исследования посвящены труды таких авторов как И.А. Конюхова, В.А. Макаров,
Ю.А. Матафонова, А.А. Моисеев, Н.Б. Пастухова, В.Е. Чиркин, И.А. Умнова, Н.Е.
Тюрина, А.А.  Степанова, Гаджиев К.С.,
Тавадов Г.Т и др.

Целью
курсовой работы является рассмотрение формы государственного устройства
Российской Федерации.

Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


отразить теоретические аспекты государственного устройства;


провести анализ особенностей формы государственного устройства Российской
Федерации.

Объектом
исследования является форма государственного устройства.

Предмет исследования – правовые
нормы и теоретические источники, посредствам которых определяются модель
государственного устройства Российской Федерации.

Методологическую основу
работы составили как ряд общенаучных методов исследования, в том числе методы
анализа, синтеза, а также сравнительно-правовой и системный метод, метод
обобщения, моделирования,  логический
методы. Также в работе использовались и частно-научные методы познания, в
частности сравнительно-правовой метод и метод технико-юридического анализа

Правовой основой
исследования являются Конституция Российской Федерации 1993 г. и российские
договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, Федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и другие
нормативные правовые акты РФ и зарубежных стран. Также в работе рассмотрены
нормативные правовые акты, утратившие юридическую силу, но имеющие значение для
выявления тенденций и закономерностей становления и развития современных
моделей государственного устройства.

Структура
курсовой работы сформулированной с учетом поставленной цели и состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. [1] Матафонова Ю.А.
Управление федеративным государством: базовые институты федеративной системы //
Власть. 2014. N 11. С. 134.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Территориальное устройство
государства имеет многообразные формы, которые можно оценивать по-разному.
Важной задачей является эффективное формирование и функционирование
политической организации общества для выполнения общечеловеческих задач на
определенной территории. Территориальное устройство играет важную роль в
осуществлении организационно-управленческих, нормативно-правовых,
финансово-экономических функций государства. В целях эффективной разработки
государственной политики необходима система методов, подходов и инструментов
для оптимального развития общества. Объединение народа и государственной власти
создает формат определенного типа общества.

Конституционное закрепление прав и полномочий так и
остаётся формальность, их заменяют федеральные законы центра. Принцип
федеративного государственного устройства не совпадает с реальным
взаимодействием центра и субъектов. Это оказывает серьёзное негативное влияние
на социально-экономическое развитие как субъектов, так и федерации, но и
создают почву для множества политических конфликтов

Несмотря на то,
что каждая федерация в мире имеет свои исторические, экономические и культурные особенности, которые непосредственно влияют на
формирование системы государственного устройства, но, как уже
отмечалось, основные принципы формирования федерализма являются классическими,
общими для всех. Главное — это способность федеративного государства
адаптироваться к меняющимся реалиям, эволюционировать и обеспечивать единство и
безопасность государства, прав и свобод граждан, самостоятельность и
ответственность федерального, регионального и местного уровней власти.

Федерация может быть, как договорной,
как и конституционной. Но в конечном итоге именно Конституция является основной
для формирования правовой базы федеративного государства. Множество авторов
рассматривали причину выбора федерации как формы государственного устройства и
большинство пришли к выводу, что основная цель это усиление правового
государства и демократии, путём делегации полномочий субъектам.

Российская Федерация прошла долгий путь
становления и закрепления федеративного устройства государства. В своём
территориальном устройстве она пытается сочетать множество моделей федераций,
однако на практике это выглядит как формальность, так ключевые вопросы как были
так и остаются за федеральными органами власти. Однако не стоит забывать о том,
что такая модель устройства помогает справляться с проблемами ещё на стадии их
зарождения.

Проведенное сравнение свидетельствует о том, что,
во-первых, невзирая на существующие сходства, различия, некоторые проблемы при
организации муниципальной политики, обе федерации непрерывно совершенствуют,
развивают данную сферу с принятием во внимание изменений, которые происходят
как внутри стран, так и во всем мире. Опыт, накопленный в
мире, может помочь России в
дальнейшем преобразовании системы местного самоуправления для более
результативного ее функционирования.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.
Теоретические аспекты государственного устройства

1.1
Понятие и классификация моделей государственного устройства Для понимания понятия модели государственного
устройства, необходимо сказать несколько слов о понятии государственного
устройства в обществе и его характеристиках.

Территория любого государства всегда
определенным образом организована, разделена на части в целях повышения
эффективности управления государством и оптимизации взаимоотношений Центра и
регионов. Государственное устройство – это организация территории государства и
деление территории на составные части, взаимоотношение этих частей и их
правовое регулирование. Нельзя не согласиться, что государственное устройство —
важнейший элемент любого государства. Его значимость заключается в устройстве территории
и установлении связей Центра и регионов таким образом, чтобы обеспечивалось бы
эффективное осуществление государственной власти и снижалась вероятность
возникновения внутренних конфликтов. Государственное устройство обусловлено
различными факторами: размером территории, составом населения, национальными
традициями, особенностями формирования государства.

Выделяют различные элементы государственного
устройства:

1) территориальную организацию государства;

2) формы взаимоотношений государства в целом с
его составными частями;

3) принципы, положенные в основу
государственного устройства.

Таким образом, государственное устройство
определяется как территориальная организация государства, включающая принципы и
формы взаимоотношений государства с его составными частями.

Государственное устройство — это разделение
(структуризация) территории государства на определенные части (государственные
образования) посредством установления их правового статуса, взаимоотношений
государства с его составными частями и между последними[1].

Содержание государственного устройства
включает:

— характеристику территориальной целостности
государства;

— установление принципов взаимоотношений
государства и его частей;

— конкретный способ и объем разграничения
компетенции между Центром и регионами;

— единство правового пространства;

— степень участия регионов в решении
общегосударственных задач.

В зависимости от функциональной загруженности
территориальные единицы государства подразделяют на универсальные и
специализированные. Первые представляют основу государственного устройства и
подразделяются на два уровня — первичный (субъекты РФ), вторичный — автономные
территориальные образования в субъектах РФ. Вторые выполняют специфические
функции (временные пояса, военные, избирательные округа, ведомственные
территории, заповедники, курортные зоны и т.п.)[2].

Не вполне корректно правомерно отождествлять
понятия государственного устройства и формы государственного устройства. Первое
является исходным для второго, которое конкретизирует первое. Иными словами,
форма государственного устройства есть внешнее выражение территориальной
структуры конкретного государства.

Форма государственного устройства есть
совокупность обобщенных критериев, характеризующих внутреннее строение
государства, его деление на составные части, отражающие также характер
соотношения государства в целом и отдельных его частей.

Иногда в литературе идет речь о соотношении
формы правления и формы государственного устройства, хотя это две разные
характеристики формы государства. Поскольку учреждение системы органов
государственной власти осуществляется в рамках территориального деления
государства, а компетенция органов государственной власти производна от
компетенции государства, представляется возможным форму государственного устройства
рассматривать как более фундаментальную категорию, чем форму правления.

Форма государственного устройства показывает:

1) из каких субъектов состоит государство;

2) правовое положение субъектов и
взаимоотношения между ними;

3) отношения между центральными и местными
органами власти;

4) в каком государственном формате выражаются
интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

Территориальное устройство государства имеет
многообразные формы, которые можно оценивать по-разному. Важной задачей является
эффективное формирование и функционирование политической организации общества
для выполнения общечеловеческих задач на определенной территории.
Территориальное устройство играет важную роль в осуществлении
организационно-управленческих, нормативно-правовых, финансово-экономических
функций государства

В современной научной литературе принято
выделять следующии формы (модели) государственного устройства:

— унитарные;

— федеративные;

— конфедерации;

Необходимо отметить, что временем развития
демократических институтов многие формы государственного устройства изжили себя
и больше не используются. К ним можно отнести империи, унии и протектораты[3].
Рассмотрим вышеуказанные формы.

Термин «унитарное государство» происходит от
латинского слова unitas, что можно перевести как «единство». А.А. Хафизов даёт
следующее определение: «унитарное государство – это единое государство,
разделенное на административно-территориальные единицы, включающие в состав
области, провинции и т.д, не раздробленные на мелкие государственные
образования»[4].
К унитарным государствам относятся: КНР, Дания, Великобритания, Польша,
Франция. Выделяют следующие признаки унитарного государства:

— одноуровневая система законодательства;

— территория делится на
административно-территориальные единицы (АТЕ); они делятся на несколько
уровней, или степеней – области, провинции, губернаторство (областное звено),
затем – районы, уезды, округа (районное звено), и – общины сельские
административные округа, муниципальные округа. Существуют унитарные государства,
где в административно-территориальное деление неоднотипно (Великобритания –
Англия, Шотнландия, Уэльс)

— существование только одного гражданства[5].

С точки зрения территориальной организации
государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных
органов все унитарные государства можно выделить два вида: централизованные
унитарные государства (все АТЕ обладают одинаковым правовым статусом) и
децентрализованные унитарные государства (в составе государства имеются
автономные образования с отличным от других территорий статусом).

В настоящее время в связи ростом числа
умеренных и радикальных националистических движений, сепаратистких компаний,
выступающих за самоопределение и изменения статуса территорий, обозначилась
тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм
автономии. С одной стороны, это отражает процесс демократизации власти,
распределения её между субъектами, а с другой нестабильность и не
подконтрольность центру в ряде вопросов[6].

Федеративные государства — это государства,
которые складываются из ряда государственных образований (штатов, республик,
кантонов, земель), обладающих юридически определенной самостоятельностью на
основании федеративного договора или других правовых актов. Существует два вида
федераций: договорные (образованные путём заключения договора; например –
Швейцария, США) и недоговорные (образованные вследствие присоединения
территории и сохранения или предоставления более высокого статуса; например –
Пакистан, Индия, Австралия)

Выделяются следующие признаки федерации:

— наличие нескольких уровней системы органов
государственной власти; разграничение предметов ведения, наличие сферы
компетенции субъектов;

— двухканальная система налогообложения;

— присутствие в законодательной власти
двухпалатного парламента, наличие особой палаты субъектов федерации (например –
Совет Федерации РФ), а также наличие законов, действие которых распространяется
как на уровне государства, так и на уровне субъекта;

— отсутствие у субъектов государственного
суверенитета (в некоторых случаях, например, в Индии, часть федерации обладает
статусом субъекта);

— в отличии от унитарных государств возможно
существование нескольких гражданств на уровне государства и субъектов.

— возможно закрепление нескольких иностранных
языков как государственных;

Конфедерация — временный союз государств,
созданный для совместного решения определенных политических или экономических
задач, при котором страны участники сохраняют суверенитет и независимость, но
отдают часть своих полномочий совместным органам власти. Конфедерациями
являлись: Государственный союз Сербии и Черногории, Арабская Федерация,
Федерация Арабских Республик. Конфедерация как форма государственного
устройства очень сложна в реализации из-за отсутствия единого центра, наличия у
всех её членов суверенитета и распределения прав и обязанностей.

Сегодня существуют следующие виды современных
конфедераций: межгосударственные союзы; содружества; сообщества государств.

Основная проблема, возникающая при рассмотрении
конфедерации как формы государственного устройства, заключается в размытости
самого понятия и его использования. Применять современное понятие
«конфедерация» для таких государств как Швейцарии до 1848 года и Республике
Соединённых провинций кажется нам некорректным и натянутым. Сегодня
конфедерации в большинстве своём представляют собой ничто иное, как
совокупность экономических связей (Европейский Союз), условность (Союзное
государство) и некую дань уважения истории (Содружество Наций).

В научной среде до сих пор нет единого мнения
о политико-правовой природе конфедерации, однако нам видится, что она является
скорее видом межгосударственного объединения для решения определенных задач, а
потому представляет собой в первую очередь экономический союз, а только потом
политический.

Подведем итог. Государственное устройство —
это внутренняя организация государственной власти, территории , правового
положения субъектов, взаимоотношения между государством в целом и его
составными частями. Несмотря на то, что в управленческой и государственной
теории существуют три базовые формы территориального государственного
устройства, культурные особенности и политическая среда в каждой отдельной
стране влияет так сильно, что всегда создается новая форма управления и организации
территории. [1] Конституционное
право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. С. 123. [2] Шахрай С.М.
Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического
бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 123. [3] Абдулатипов Р.Г.
Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000. С. 114. [4]
Хафизов А.А. Структура и организация власти в унитарном государстве // Вестник
Брянского государственного университета. 2011. С. 15. [5] Шахрай С.М.
Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического
бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 58. [6] Конституционное
право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. С. 123.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы