Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Форма государства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ
ГОСУДАРСТВА.. 5

2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.. 11

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО.. 17

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   27
  

Введение:

 

Актуальность темы
курсовой работы. В теории государства и права, равно как и в некоторых иных
общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть
проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни
человека — государства.

Подход к этой проблеме
был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития
теории государства и права как юридической науки.

Форма государства — это
способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму
государственного устройства и политический режим. Изучение форм (устройств)
государства имеет огромное значение в современном мире. От формы государства в
значительной степени зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость
государственных институтов.

Объектом исследования в
курсовой работе являются общественные отношения, возникающие при развитии форм
государства.

Предметом исследования в
курсовой работе выступают механизмы развития и функционирования форм
государства.

Цель
курсовой работы состоит в изучении
форм государства.

Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть
общетеоретическую характеристику формы государства;

— изучить понятие и виды
форм правления;

— рассмотреть
государственное устройство;

— проанализировать
понятие и виды политических режимов.

Теоретической основой курсовой работы
выступает литература по теории государства и права, а также материалы
периодической печати.

Методологическую основу курсовой
работы
составляют диалектический метод познания, предполагающий объективный,
всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде
всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа
общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных-
формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.

Нормативную
базу
курсовой
работы составили Конституция РФ
[1],
федеральные законы РФ.

Теоретическая
значимость курсовой работы заключается в том, что основные положения,
практические выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении
форм государства.

Курсовая работа состоит
из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.

 





[1]
Конституция
Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС
«КонсультантПлюс».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.

1. Сегодня форму государства рассматривают как «структурный, территориальный
и политический способ организации деятельности государства, который включает в
себя форму правления, форму государственного устройства и форму
государственно-политического режима».
Форма государства включает
в себя три составных элемента, указывающих на функционирование права и
государства. Элементы, составляющие форму государства это форма правления,
которая обозначает принадлежность власти; форму государственного устройства,
устанавливающая соответствия страны в его полных и единичных элементах;
политический режим, где комплекс способов и методов реализации в стране
государственной власти и управления.

2. Форма правления, наряду с формой
государственного устройства и политическим режимом, является важной
составляющей формы государства, которая определяет организацию государственной
власти в любом отдельно взятом государстве мира.

Форму правления определяет порядок
формирования и деятельности всех высших органов государственной власти. Узкий
подход предполагает, что форму правления определяет порядок формирования и
деятельности какого-либо одного высшего органа государственной власти, как
правило, главы государства. На данный момент деление форм правления на монархии
и республики, производимое, по сути, по способу замещения поста главы государства
(узкий подход), является широко конституционно признанным. Большинство
конституций государств мира содержат прямое указание на то, является ли данное
государство республикой или монархией.

3. Под
государственным устройством подразумевается внутренняя национально
территориальная организация государственной власти, деление территории
государства на те или иные составные части, их правовое положение,
взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Форма
государственного устройства — это элемент формы государства, который
характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме
государственного устройства государства делят на: унитарные, федеративные,
конфедерации.

Государственное
устройство в различных странах зачастую определятся политическими событиями в
истории отдельных стран. Далеко не каждой стране подойдёт унитарное устройство
в связи с определенным уровнем суверенности субъектов государства, также для
многих стран федеративное устройство было бы неуместно в связи с монолитностью
регионов.

4. Самыми крайними
противоположностями в классификации государственных режимов являются
тоталитаризм и либерализм
, которые в своем «чистом» виде практически не встречаются.

Определение политического
режима конкретной страны вовсе не предполагает учета всего многообразия форм,
путей, методов и приемов реализации государственной власти и управления.

Важнейшую роль в определении политического
режима в том или ином государстве играет установление его социальной сущности
, на что в первую очередь и
должны быть направлены усилия исследователя.

Не существует и не может существовать
какого-то единого наилучшего (идеального) политического режима ни вообще, ни
для какого-то конкретного государства
. В каждом
государственно организованном обществе формы, способы, средства и приемы
используемые в управлении социальной жизнью институтами публичной власти, как и
сама их организация, должны отвечать национально-культурной традиции страны,
быть приспособлены к условиям конкретной исторической обстановки и обеспечивать
государственный суверенитет.



 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

 

Занимаясь проблематикой теории
государства и права, мы часто сталкиваемся с вопросом о сущности и структуре
формы государства.

Н.И. Матузов писал, что
«существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить,
отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на
данной ступени … развития»[1]. Ряд ученых-теоретиков
утверждают, что «форма государства — это категория, определяющая способ
организации и осуществления государственной власти; показывающая особенности
внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов
власти, специфику их территориальной обособленности, внутренней организации
государства, порядок образования и структуру органов власти, специфику их
территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и
населением, а также те методы, которые используются для осуществления
организующей и управленческой деятельности»[2].

Привычнее всего можно
встретить формулировки, что форма государства являет собой совокупность трех
аспектов — это форма правления, форма государственного устройства и
политический режим. Да, безусловно, данная триада неоспорима, другой вопрос,
что мало кто описывает факторы влияния на форму государства и причины
многообразия данных форм. А ведь при этом следует помнить, что проблема формы
государства имеет не столько теоретическое, сколько иное, более важное значение
— практически-политическое. От того, насколько организованная государственная
власть и как успешно она реализуется, зависят эффективность государственного
руководства, устойчивость государственных институтов, авторитет и стабильность
правительства, политическая жизнь в обществе и действенность управления
страной. При этом упомянем также, что и М.Н. Марченко задавал вопросы о том,
«какие, например, функции выполняет право в жизни общества и какова его
реальная роль по отношению к государству. Меняются ли они применительно к
разным формам государства и права или же остаются неизменными. Безусловно,
меняются и весьма существенно вместе с изменением общества и государства»[3]. Именно
поэтому вопрос формы государства стоит остро и имеет заметный политический
аспект[4].

Считаем
возможным поддержать тех ученых, которые предлагают рассматривать форму
государства как «структурный, территориальный и политический способ организации
деятельности государства, который включает в себя форму правления, форму
государственного устройства и форму государственно-политического режима»[5].
Соответственно для изучения форм государства необходимо рассмотреть каждый из
ее элементов в отдельности.

Под формой
правления в теории государства и права понимают «способ организации верховной
государственной власти и порядок ее образования»[6], поэтому исходя из
этого критерия государства разделяют на монархии (государства, в которых
верховная власть передается по наследству и осуществляется единолично монархом)
и республики, в которых власть передается на регулярной и постоянной основе на
основе выборов.

В доктрине
сложилась уже традиционная сегодня классификация монархий на абсолютные (власть
монарха никак не ограничивается, отсутствует Конституция и парламент, монарх
совмещает все три ветви власти), к которым сегодня относят Саудовскую Аравию,
ОАЭ, Катар и Оман, теократические (монарх сосредоточил в своих руках как
светскую, так и религиозную власть, возглавляя церковь), единственным примером
которой является Ватикан, и конституционные монархии (власть монарха
ограничивается основным законом государства)[7], например,
Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия и др. В свою очередь конституционные
монархии также разделяются на два вида: во-первых, парламентские, в которых
власть монарха ограничена избираемым населением представительным органом —
парламентом, как в Дании или Бельгии, которому и принадлежит основная власть
наравне с правительством, и во-вторых, дуалистические, в которых, не смотря на
существование парламента и конституции, власть монарха в исполнительной власти
не ограничена, что дает ему право на формирование правительства и иных
исполнительных органов власти (Марокко и Иордания)[8].

Республика,
как форма правления, также не однородна и получила в науке свое развитие,
которое привело к выделению трех форм республиканских государств.

Во-первых,
президентские республики, в которых основная полнота власти принадлежит
президенту, наделенному правом на единоличное формирование исполнительной
власти без участия парламента.

Во-вторых,
парламентские республики, в которых парламент формирует правительство по
результатам выборов, и как правило, глава победившей на парламентских выборах
партии и возглавляет правительство, при этом президент выполняет церемониальные
функции, не обладая реальными полномочиями по управлению государством (Австрия,
ФРГ)[9].

В-третьих,
смешанные республики, которые сочетаются как широкими полномочиями парламента,
так и президента, что связано необходимостью создания системы сдержек и
противовесов одной власти по отношению к другой.

В науке
относительно форм правления также сегодня принято говорить и о нетипичных
формах, которые представлены всего несколькими государствами, поэтому их нельзя
отнести к отдельному виду, в частности, например, Иран, который представляет
собой теократическую республику (во главе государства находится религиозное
духовенство, однако при этом есть должность светского президента, ими
избираемого), а также КНДР, которую относят к республикам с монархическими
элементами[10].

Под формой
территориально-государственного устройства понимается «национальное и
административно-территориальное строение государства, которое раскрывает
характер взаимоотношений межу его составными частями, между центральными и
местными органами и государственной власти»[11]. С данной точки
зрения государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные
государства

Унитарное
государство представляет собой единое государственное образование, на
территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и
управления, вооруженные силы, конституция, единое законодательство, судебная
система и единое гражданство.

Под
федеративным государством в современной науке понимается «государство, которое
состоит из ряда государств или государственных образований, на территории
которого действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы
власти»[12].

По степени
равенства прав субъектов принято делить федерации на симметричные (правовой
статус равный) и ассиметричные (правовой статус одних субъектов выше). К первым
традиционно относят большинство федераций в мире, в то время как вторых всего
несколько, например, Канада и Индия.

Третья
форма территориально-государственного устройства — конфедерация, то есть
«временный союз суверенных государств, который образуется для совместного
решения политических, экономических или военных задач, не имеющий, как правило,
единых органов власти и управления, единого бюджета и гражданства»[13].
Ее разновидностями выступают содружество (равноправное участие), протекторат
(неравноправное участие) и доминион (самоуправляемая колония в составе
монархии).

В качестве
третьей формы государства принято рассматривать политический режим —
«совокупность способов и методов осуществления власти государством», то есть
таких методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими
на его территории людьми. Исходя из этого критерия государства делятся на
демократические и недемократические.

Под
демократическим режимом понимается верховенство закона, разделение властей, наличие
у граждан реальных прав и свобод и их юридическая защищенность, выборность и
сменяемость органов государственной власти, их подотчетность перед
избирателями, гласность, наличие свободно формируемых политических партий,
существование оппозиции, плюрализм и др.

Антидемократический
режим соответственно основан на отсутствии приведенных выше элементов, при этом
они могут присутствовать частично, что дает возможность выделить тоталитарный,
авторитарный и фашистский политические режимы.

Основой
тоталитарного режима выступает тотальный контроль государства за жизнь общества
посредством введения цензуры средств массовой информации, ликвидации неугодных
политических партий, запрета въезда и выезда для граждан государства,
господство единой идеологии, массовый террор.

Для
авторитарного режима свойственно удержание власти небольшой авторитарной
группой лиц, которые ограничивают права и свободы граждан, но не устанавливают
всеобщего контроля как при тоталитарном режиме. Наиболее полно это описывают
военные хунты в латиноамериканских странах.

Основой
фашистского режима является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория
порабощения или полного уничтожения народов «низшей» расы.

Таким
образом, подводя итог исследования форм государства необходимо отметить, что
сегодня форму государства рассматривают как «структурный, территориальный и
политический способ организации деятельности государства, который включает в
себя форму правления, форму государственного устройства и форму
государственно-политического режима».
Форма государства включает в себя три составных
элемента, указывающих на функционирование права и государства. Элементы,
составляющие форму государства это форма правления, которая обозначает
принадлежность власти; форму государственного устройства, устанавливающая
соответствия страны в его полных и единичных элементах; политический режим, где
комплекс способов и методов реализации в стране государственной власти и
управления.





[1] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.
Юристъ, 2004. – С.105.

[2] Наумов С.Ю., Мордовец А.С., Касаев Т.В. Общая теория
государства и права: учебник. — Саратов: Саратовский социально-экономический
институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – С.192.

[3] Марченко М.Н. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства:
учебник / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Издательство «Зерцало-М», 2011. –
С.127.

[4] Здунова Д.И.
К вопросу о причинах многообразия форм государства // Ученые записки Казанского
филиала "Российского государственного университета правосудия". —
2020. Т. 16. — С. 9-12.

[5]Общая теория государства и
права / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. — Саратов, 2018. —
С. 31.

[6]Бялт В.С. Теория государства
и права. — СПб: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, 2019. — С. 14.

[7] Юрочкин М.А. Государство:
теоретические аспекты формирования понятия // Отечественная юриспруденция. —
2015. — № 1 (1). — С. 9.

[8] Общая теория государства и
права / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. — Саратов, 2018. —
С. 31.

[9] Теория государства и права
в 2 т. Том 1. Общая часть / под общ. ред. А.П. Альбова, С.В. Николюкина. — М.:
Издательство Юрайт, 2019. — С. 26.

[10] Пиголкин, А.С. Теория
государства и права / под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. — М.:
Издательство Юрайт, 2019. — С. 27.

[11] Плетников В.С., Плетникова
М.С. Особенности интерпретации понятия «государство» в современной России //
Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2019. — № 1. — С. 78.

[12] Ткачева Е.Е. К вопросу о
понятии форм государства и его основных элементов // В сборнике: Пермский
период. Сборник материалов научно-практической конференции в рамках VII
Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов. В 2-х томах.
Составитель В.А. Овченков. ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России. — 2020. — С.
219-222.

[13] Общая теория государства и
права / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. — Саратов, 2018. —
С. 31.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы