Курсовая теория на тему Фонд детской (юношеской, школьной) библиотеки: современные проблемы формирования и использования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретическое исследование фондов 6
1.1 Классификация фондов 6
1.2 Проблема внедрения информационно-коммуникационных технологий 11
2 Экспериментальное исследование 15
2.1 Особенности детской библиотеки 15
2.2 Фонд детских библиотек в современных условиях 20
2.3 Проблема формирования фондов библиотеки 22
2.4 Оформление детского фонда 24
3 Рекомендации по совершенствованию детских фондов библиотек 31
3.1 Пополнение фондов библиотек 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Введение:
Сегодня, с быстрым развитием технологий и доступностью локальных сетей, интерес к книгам значительно снизился. Но не всю информацию, названия книг, можно найти в интернете. По этой причине многие люди по-прежнему обращаются в библиотеки. Есть также большие поклонники «живых книг». Благодаря популяризации «живых книг» это число постоянно растет. Библиотекари постоянно ищут способы улучшить свои услуги, используя новые технологии и методы. Но старые методы по-прежнему востребованы. Формы представления меняются, но суть остается прежней. Сегодня дети и молодежь являются самой многочисленной группой читателей. Детские библиотеки отвечают за организацию книжного обслуживания детей старшего дошкольного и школьного возраста до 14 лет, а также за удовлетворение потребностей учителей и других лиц, работающих с детьми. Они также оказывают методическую поддержку школьным библиотекам региона. Предложение детской библиотеки направлено на всестороннее воспитание читателей, детей и молодежи.
Объектом исследования являются фонды детских библиотек.
Цель работы – изучить современные проблемы формирования фондов детской библиотеки и их использования.
Предмет исследования: современные проблемы формирования и использования фондов детских библиотек.
Задачи исследования:
— изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
— изучить понятие «библиографический обзор»;
— изучить методы проведения библиографических обзоров.
Метод исследования: теоретический метод исследования. Изучение и анализ научной искусствоведческой и учебно-методической литературы по теме исследования. Новизна исследования заключается в необходимости изучения современные проблемы формирования фондов детской библиотеки и их использования.
Заключение:
Необходим пересмотр роли библиотек в расширяющемся глобальном информационном пространстве, и особенно, роли детских и школьных библиотек. Ведь именно сюда сегодня приходит поколение с иной медикультурой, и это — будущие жители общества знаний.
Если библиотеки, работающие с детьми, не будут иметь лучшие книги, журналы, мультимедиа и новейшие технологии, то это неизбежно приведет к снижению интереса к библиотекам.
В условиях снижения статуса и уровня чтения больших социальных групп населения библиотеки продолжают оставаться в качестве главного фундамента для поддержки детского чтения в стране, и сегодня значимость этой задачи только возрастает. Именно чтение и умение работать с текстом на любом носителе является ключом к успешной жизни в век информации.
Главные направления работы детских и других библиотекарей лежат на пути объединения усилий и создания совместных проектов, а также широкого внедрения инноваций.
При комплектовании фонда детской библиотеки, прежде всего, используется принцип селективности. Если при формировании фонда взрослой библиотеки основным принципом должен быть принцип множества мнений, то при работе с детским фондом используются более четкие критерии для отбора документов: базовые общечеловеческие принципы, новизна информации, а в то же самое время ее 100% достоверность.
Особое внимание необходимо уделять ценности профессиональных позиций в различных отраслях, т.к. вся работа детской библиотеки связана формированием личности ребенка.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретическое исследование фондов
1.1 Классификация фондов
Термин «библиотечный фонд» прижился не сразу. Долгое время фонд библиотеки назывался книжным фондом, поскольку в прошлом (примерно до 1940-х годов) книги, брошюры, журналы и газеты были основными составляющими фонда. Библиотеки постоянно стремились предоставить своим подписчикам самую полную информацию.
Оказалось, что только одна треть ее содержалась в книгах, остальные две трети ценной исходной информации находились в документах, отличных от книг: магнитные ленты, микрофильмы, информационные листы, неопубликованные материалы и т.д. Все эти новые материалы активно включаются в фонды библиотек, так что термин «документ» приобрел в библиотеках более широкое значение, а термин «книжный фонд» теперь относится только к традиционной части фонда, содержащей печатные издания.
В настоящее время широко распространено мнение, что бумажная информация скоро будет заменена безбумажной, что будет создана специальная электронная книга и возникнет новая электронная библиотека.
Эта неизбежность подтверждается способностью электронной системы мгновенно принимать информацию, надежно хранить ее и выдавать по первому требованию абонента. Оперативность ¬ необходимое требование к информации для развития науки, производства и культуры. В ходе длительного процесса создания книги, ее тиражирования и распространения теряется ценность содержащейся в ней информации (Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание: учебно-методическое пособие. Вып.7 / В. А. Бородина. – М: Либерия, 2004. – 168 с.). Кроме того, бумажный документ требует значительных материальных затрат ¬ на изготовление бумаги, печатных машин, подготовку текста к печати и т.д.
Наконец, бумажные документы очень объемны, и абонентам приходится тратить много времени на выбор нужной информации из множества источников. Существует множество других недостатков бумажных документов.
Однако следует помнить, что книга и бумажный документ более удобны и надежны для пользователя, чем электронная система, что в них хранится новая и старая информация, чрезвычайно ценная для исследователей, и что художественная литература, как правило, не может быть представлена в нетрадиционной форме.
Цифровая книга в обозримом будущем не заменит традиционную книгу или все бумажные документы; она является дополнительным носителем информации. Электронная библиотека ¬ это автоматизированный поиск документов и информации в фондах библиотеки, электронный каталог, обеспечивающий удаленный доступ к фондам библиотечной системы, и средство предоставления информации в наиболее приемлемой для пользователя форме.
Следует отметить еще один момент ¬ информационная база данных, сформированная в электронной библиотеке, не обладает требуемой надежностью, она способна мгновенно потерять всю информацию (изменение радиационного фона, проникновение вируса в электронную машину и т.д.). Библиотека будущего ¬ это собрание электронных книг, традиционных, печатных документов, кино- и фотодокументов и т.д.
Все документы, содержащиеся в БФ, можно разделить на группы (типы) по различным критериям: Тематика, способ производства, оформление материала, периодичность и т.д. Ниже приведен пример классификации по трем наиболее важным признакам:
— по способу изготовления: публикация, неопубликованный документ (рукопись, чертежи и т.д.), воспроизведенный документ (микрофильм, пленка, слайд, микрокарточка, фотокопия, ксерокопия), машиночитаемый документ (перфокарта, перфолента, магнитная лента, видеомагнитная лента, граммофон и т.д.)
— по материальной структуре: книга, брошюра, журнал, газета, бюллетень, описание изобретения, нормативно-технический документ (стандарт, прейскурант, ценник, норма и т.п.), промышленный (фирменный) каталог, изоиздание, картографическое издание, чертежно-строительная документация, ноты, отчет о научно-исследовательской работе, депонированная рукопись, кино-фотодокумент, листовое издание, картографическое издание;
— по цели (читателю): официальные, научные (диссертации, монографии), научно-популярные, учебные, производственные (руководства, инструкции, патенты, положения), педагогические, справочные, рекламные (брошюры, каталоги), литературно-художественные издания (рисунок 1.1).
Параметры этих групп документов в настоящее время четко определены. Например, существует стандарт, определяющий природу, назначение и основные характеристики книг, журналов, газет, промышленных каталогов, нормативных и технических документов, альбомов, нотных изданий и т.д.