Курсовая теория на тему Финансовая грамотность младших школьников на уроках окружающего мира.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ
финансовой грамотности младших школьников. 5
1.1. Понятие финансовой грамотности. 5
1.2. Компоненты финансовой грамотности. 7
1.3. Формирование финансовой грамотности в учебных
предметах начальной школы 11
1.4. Методы и приемы формирования финансовой грамотности. 21
Заключение. 24
Список используемой литературы.. 26
Введение:
Актуальность работы. На
сегодняшний день в связи развитием экономики в нашей стране возникает острая
необходимость формирования финансовой грамотности не только взрослых, но и
детей. При этом важная задача образования в данной области знаний –
формирование у молодого поколения правильного отношения к деньгам.
Формирование
финансовой грамотности необходимо начинать с начальной ступени основной школы.
В
средних общеобразовательных школах России, как в младших, так и старших
классах, за последние несколько лет наблюдается увеличение числа элективных
курсов по финансовой грамотности, включаемых в учебные планы. Это
свидетельствует о наличии интереса к данной проблематике
и расширении образовательного пространства применения заданий по
финансовой грамотности.
В
ФГОС НОО отмечается, что личностные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования должны отражать овладение
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Это
включает в себя и элементарные экономические знания в окружающей
действительности, финансовую грамотность, экономическую социализацию.
Цель исследования – изучить
особенности финансовой грамотности школьников на уроках окружающего мира
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятия
финансовой грамотности;
2.
изучить компоненты финансовой грамотности;
3.
проанализировать особенности формирования финансовой грамотности в учебных
предметах начальной школы;
4.
рассмотреть методы и приемы формирования финансовой грамотности.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, обобщая сказанное, можно говорить о том, что финансовая грамотность –
это важная составляющая жизни современного человека, которая предполагает не
только безупречное знание теории финансов, но и владение практическими навыками
их использования.
В
контексте указанной концепции под финансовой грамотностью населения понимается
способность граждан:
•
эффективно управлять личными финансами;
•
осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное
и долгосрочное финансовое планирование;
•
оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;
•
разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в том числе
инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную
информацию о ситуации на финансовых рынках;
•
принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и
осознано нести ответственность за такие решения;
•
компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления.
Финансово
грамотный человек способен грамотно распоряжаться денежными средствами,
составлять финансовый план, необходимый для достижения поставленных целей.
Существуют три основных канала формирования финансовой грамотности младшего
школьника: семья, школа, собственный опыт заработка, которые помогают ребенку
узнать ценность денег, приобщая его к миру взрослых, а также научить правильной
подаче себя в социуме.
Финансовая
грамотность предполагает наличие знаний в сфере денежных отношений (о продуктах
и услугах). Это обосновывает актуальность дискуссий о понятии «финансовая
грамотность» со стороны отечественных и зарубежных исследователей..
Подводя
итоги, можно сказать, экономические знания полезны и доступны для усвоения
учащимися 1-4 классов, интересны детям, родителям и педагогам. Начиная учиться
в школе, ребенок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не
растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему
необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.
Получив
финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При
управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать
у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике.
Финансово
образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в
жизни, создавая материальную основу для развития общества.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования
основ финансовой грамотности младших школьников
1.1. Понятие финансовой грамотности Единой
трактовки понятия «финансовая грамотность» в общедоступной научной литературе
не сформулировано. Отечественные и зарубежные авторы по-разному подходят к этому
вопросу.
В
литературе также можно встретить более узкие определения понятия «финансовая
грамотность», раскрывающие различные аспекты понятия: финансовая уверенность,
финансовая осведомленность, финансовое образование, финансовое просвещение,
финансовая компетентность и др.
Д.
В. Моисеева, И. А. Небыков считают, что сформулировать универсальное
определение категории «финансовая грамотность» в принципе невозможно. По их
мнению, эту категорию необходимо наполнить содержанием, приближенным к
реальному человеческому поведению со всеми его противоречиями, проблемами,
«иррациональными остатками», которые ему свойственны[1].
Так,
А.Н. Лизогуб под финансовой грамотностью понимает единство знаний о финансовых
продуктах и практического опыта по их применению в повседневной деятельности[2].
Н.В.
Гаркуша и А.И. Медведев определяют финансовую грамотность как совокупность
способностей, которые приобретаются в процессе финансового образования школы и
вуза, но осваиваются и применяются на практике в течение жизни[3].
И.В.
Морозова, С.Н. Бегидова говорят о финансовой грамотности как о совокупности
знаний денежной системы, особенностях ее функционирования и регулирования,
продуктах и услугах, умении использовать эти знания с полным осознанием
последствий своих действий и готовности принять за них ответственность[4].
Д.А.
Русаленко и В.И. Марчук говорят о финансовой грамотности как о сложной сфере,
предполагающей понимание ключевых финансовых понятий и использование этой
информации для принятия разумных решений, способствующих экономической
безопасности и благосостоянию людей[5].
Л.Ю.
Рыжановская определяет финансовую грамотность как элемент человеческого
капитала – неотделимую от человека способность сознательно участвовать в
общественном воспроизводстве в качестве инвестора, которая при разумном и
ответственном подходе к выбору финансовых инструментов должна генерировать
доход или по крайней мере обеспечивать финансовую стабильность носителю знаний[6].
Е.Л.
Рутковская считает, что финансовая грамотность школьников формируется в
результате погружения их в сферу финансов и финансовую деятельность, которые
одновременно требуют и развивают комплекс знаний, умений, личностных установок
и способов действий[7].
Первая
попытка дать обобщенное определение понятию «финансовая грамотность» возникла в
Соединенных Штатах Америки в начале 1990-х годов, оно указывало на
компетентность человека в управлении капиталом[8].
J.Almenbergи O.Widmarkподчеркивают, что в
определении финансовой грамотности существует некоторое разногласие. Финансовая
грамотность, по мнению исследователей, основана на знаниях финансовых концепций
и рыночной продукции. Кроме того, поддержкой финансовой грамотности можно
считать числовую информацию и умение выполнять простые расчеты[9].
В
целом подводя итог изучению различных теоретических подходов к определению
сущности финансовой грамотности как российских, так и зарубежных авторов, можно
заключить, что финансовая грамотность является объектом междисциплинарных
исследований и представляет собой многокомпонентное и многоплановое явление. [1] Моисеева Д. В. Финансовая
грамотность населения: к определению понятий/ Д. В. Моисеева, И. А. Небыков //
Научный потенциал регионов на службу модернизации Издательство: Астраханский
государственный архитектурно-строительный университет (Астрахань), – 2013, — №1
(4). — С.164- 168 [2] Лизогуб А.Н. Финансовая
грамотность населения: экономическое содержание и необходимость ее повышения в
условиях рыночных отношений: глава книги // Инновационные процессы в обществе,
науке, образовании. Пенза, 2019. С. 5-13. – С. 8 [3] Гаркуша Н.В., Медведев А.И. Роль
финансовой грамотности в развитии системы формирования социально-экономического
потенциала человеческого капитала // Власть и управление на Востоке России.
2016. № 4 (77). С. 76-81. – С. 78. [4] Морозова И.В., Бегидова С.Н.
Финансовая грамотность воспитанников детского дома как фактор успешного
освоения социально-экономических ролей // Вестник Адыгейского государственного
университета. 2014. № 4 (146). С. 58-64. – С. 59. [5] Русаленко Д.А., Марчук В.И.
Экономическая грамотность населения // Стратегия социально-экономического
развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. Курск: ЗАО
«Университетская книга», 2015. С. 255-258. – С. 255. [6] Рыжановская Л.Ю. Финансовая
грамотность как элемент человеческого капитала и фактор социально-экономического
развития// Академия бюджета и казначейства МИНФИНа России. Финансовый журнал.
2010. № 4. С. 151-158. – С. 153-154. [7] Рутковская Е.Л. Финансовая
грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке
финансовых заданий// Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1. № 4
(61). С. 98-111 [8] Kimiyaghalah F. Review papers on
definition of financial literacy and its measurement. International Journal.
2015. Vol.8. P. 81-94. – Р. 82. [9] Almenberg J., WidmarkO. Numeracy
financial literacy and participation in asset markets. SSRN. United Kingdom:
ELSEVIER, 2011. P. 1-40. – Р. 2-3.