Основы самостоятельной работы Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Философский концепт в японской анимации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Японская анимация и ее влияние 6
1.1. Понятие японской философии 6
1.2. Философия японской анимации 16
Глава 2. Анимационный кинематограф как объект комплексного гуманитарного исследования: философский аспект 20
2.1. Гуманитарное исследование японского аниме 20
2.2. Исследование философии японского аниме 25
Заключение 30
Список литературы 32

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в том, что в русскоязычном дискурсе отсутствует комплексное представление о феномене современной японской анимации как компоненте отаку-культуры, а также крайне ограничен инструментарий для работы с отаку-анимацией; в то же время в англоязычном дискурсе имеется ряд эффективных подходов к рассмотрению современной японской анимации, однако те слабо изучены в совокупности друг с другом и с по-прежнему актуальными для Запада теориями «высокого искусства» и «массовой культуры».

Необходимость формирования комплексного представления о современной японской анимации не вызывает сомнения: с одной стороны, повышение формального качества отаку-анимации в последние годы, диверсификация связанных с ней рынков (таких как рынок аниме-фигурок) и активная экспансия отаку-культуры в западные сообщества (выражающаяся, например, в международных концертах виртуальной певицы) говорит о существенном интересе к отаку-культуре и в Японии, и за рубежом; с другой стороны, наблюдается и рост интереса в сфере теоретической литературы: значительная часть публикаций по темам «аниме» и «отаку» в библиотеке eLIBRARY.RU относится к последним нескольким годам, а в англоязычной среде выходит литература, осмысляющая новейшие изменения в отаку-культуре, спровоцированные стремительным развитием технологий в 2010-х гг. Однако при повышении интереса (в случае отаку-культуры зачастую основанного на фанатском энтузиазме) и в отсутствии системы — в первую очередь в русскоязычной сфере — всё выше становится риск писать «об одном и том же», «не видя всей картины», «описывая, но не анализируя» и в итоге не получать существенно нового и значимого научного результата.
Соответственно, исследовательской проблемой данной работы является отсутствие комплексных представлений о современной японской анимации как компоненте философии.
Объект исследования – японская анимация.
Предмет исследования – философский концепт японской анимации.
Цель исследования – изучение философского концепта японской анимации.
Задачи:
— Основные понятия японской анимации.
— Влияние японского аниме.
— Гуманитарное исследование японского аниме.
— Исследование философии японского аниме.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что современная японская анимация будет впервые комплексно представлена в рамках западных традиций «высокого искусства» и «массовой культуры» как визуальное медийное искусство, являющееся компонентом отаку-культуры.
Данное исследование имеет следующую методологическую базу:

контекстуальный подход — в качестве магистрального для рассмотрения предмета в контексте западных концепций «высокого искусства» и «массовой культуры»;
аналитический подход — для разделения предмета на составные части, которые будут рассмотрены в контексте избранных концепций;
сравнительный анализ — в качестве конкретного метода для описания и анализа различных компонентов предмета в контексте избранных концепций и сравнения полученных данных.
Исходя из особенностей исследовательской проблемы, устанавливаются следующие границы исследования.
«Современным» характером будет обладать анимация последнего этапа развития отаку-культуры — с 1995 г. по настоящее время, т.е. с событий, обусловивших смещение интереса с технологичного и техничного к милому и красивому («моэ»); приоритет будет отдаваться наиболее поздним примерам как вобравшим в себя весь предыдущий опыт отаку-культуры, а также как наименее исследованным в академической литературе.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как уже ранее описывалось, японское аниме – это нечто созерцательное. Отсылаясь к буддизму, который учит всеобщей просветлённости, можно сказать, что японское созерцательное кино как раз отсылает к высшей точки духовного познания – к нирване. Японские фильмы неторопливы, человек как будто попадает в сам фильм. Наличие очень малого числа диалогов или почти их полное отсутствие заставляет задумываться не над внешней оболочкой самого фильма, а над тем, что же режиссер хочет нам сказать. Созерцательность фильма, так же как и его тишина даёт предпосылки подсознанию. Наверное, во время просмотра японских фильмов именно созерцательного жанра, отдыхает не только тело, но и разум и душа.
И нельзя не сказать пару слов о японских фильмах ужасов, которые прославились на весь мир благодаря американским римейкам. Самые знаменитые из них это, пожалуй, «Звонок» и «Проклятие». В обоих фильмах фигурирует образ зла в целом в лице маленькой мёртвой девочки (или мальчика, как в «Проклятии»), которые мстят за свою смерть. Одним из важнейших элементов синтоизма является отношение японцев к духам умерших людей. Почитая и уважая их, в фильмах этого жанра, напротив, японцы пытаются уничтожить зло в лице этих духов. Можно сказать, что этим режиссёры пытаются показать какую-то боязнь перед духами. Люди боятся чем-то разгневать духов и тем самым навлечь на себя их ярость.
Еще можно, кроме самого кинематографа, рассмотреть напоследок одно из самых знаменитых культурных направлений Японии, а именно анимационное направление. Аниме – это мультфильмы, которые во всём мире смотрят и взрослые и дети. Одними из самых популярных аниме, известных во всем мире широкой аудитории, являются, пожалуй, рисованные шедевры Хаяо Миядзаки «Ходячий замок» и «Унесённые призраками». В последнем мультфильме были использованы очень многие божества, ками, которые помогали маленькой девочке выбраться из мира призраков и при этом спасти своих родителей.
Эстетика всего японской анимации включает в себя умиротворенность дзен-буддизма, его созерцательную основу. И, конечно, в большинстве фильмов или аниме японцы стараются воздать уважение и тем божествам или духам, которым они поклоняются.
В этом, возможно, заключается главная эстетическая линия японской анимации. В познании жизни простых людей через призму мифологических и философских знаний этого народа.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Японская анимация и ее влияние

1.1. Понятие японской философии

Если взглянуть на историю общественной мысли японцев в связи с особенностями развития социальной структуры, то в самом общем виде она будет подразделяться на следующие периоды [3]:
1) Период, предшествующий реформам Тайка;
2) Период от реформ Тайка до периода Хэйан включительно;
3) Период Камакура;
4) Периоды Намбокутё – Асикага;
5) Периоды правления Ода, Тоётоми — период Токугава;
6) Период, начиная с «реставрации Мэйдзи».
Первый период — период становления японского государства, время, когда государство с центром в области Ямато все больше и больше расширяло границы и местные племена постепенно подчинялись двору правителя Ямато. Уже в этот период вместе с письменностью на острова проникло конфуцианство, а затем буддизм. Однако на данном этапе развития японского общества еще нельзя наблюдать развитие философской мысли. Можно, очевидно, сказать, что в ту эпоху уровень материального производства не возвышался настолько, чтобы стало возможным такого рода духовное производство[3].
Реформы Тайка являлись попыткой создания под эгидой центрального правительства единого государства, элементы формирования которого складывались в предыдущий период. Они представляли собой завершение процесса образования единого государства с подчинением населения, находившегося под управлением местной власти, непосредственно центральному правительству. Предпосыл¬кой и условием этого процесса было классовое расслоение внутри всех групп населения, усиление центральной власти по отношению к власти местных вождей. Идеологическим средством создания единого государства, отвечающим таким устремлениям центральной власти, безусловно, являлся буддизм. Хотя те, кто осуществляли реформы, не особенно почитали буддизм, очевидно, что именно буддизм как мировая религия, не освещавший и не укреплявший кровные связи с божествами различных этнических групп, сыграл большую роль в ликвидации могущества вождей местных этнических групп. Буддизм поэтому активно поддерживался центральным правительством. Трансплантированный извне, он одержал на первых порах внешнюю победу, приспособившись к традиционным верованиям. Неудивительно поэтому, что он мог распространяться благодаря наличию в нем элементов первобытной религии, тождественных традиционным верованиям. Такое предположение напрашивается исходя из того, что, несмотря на величие огромных буддийских храмов, являвшихся в период Нара символом центральной власти, верования, распространенные среди населения страны, носили, как классическим образом показано в «Странных записях о духах в Японии» («Нихон рёики»), примитивный, шаманистский характер. В буддизме того времени, с одной стороны, большую роль играли такие примитивные представления, как вера в перерождение, а с другой — восхвалялись сутры, монахи, добродетели бодхисатвы Каннон. В период Нара система буддийской мысли себя не проявила, и люди не столько воспринимали философские идеи из текстов сутр, сколько надеялись получить практическую пользу посредством декламации этих сутр, их копирования и почитания изваяний будд.
Буддийская мысль, буддийские учения, заслуживающие внимания, зародились в Японии в период Хэйан. Они ассоциируются главным образом с именами Сайтё и Кукая. В тот период буддизм по-прежнему был тесно связан с государственной властью, придавая ей блеск и благословляя ее (концепция «защищенного государства»). Соответственно этому теоретическому арсеналу буддизму во многом был присущ возвышенно-снобистский ха¬рактер. Можно сказать, что буддийская философия в Японии прочно утвердилась на основе философского учения школы «тэндай»: «в одном (мгновении) мысли — три тысячи (миров)» («итинэн — сандзэн»), т. е. на идеалистическом учении, постулировавшем наличие трех тысяч миров в одном мгновении мысли. Однако, говоря об учении «в одном (мгновении) мысли — три тысячи (миров)», нельзя не констатировать, что оно связано с самым фантастическим представлением о мире, поскольку отстаивает существование в трех тысячах миров различных миров — от «мира восьми велик их адов» до «мира чистой земли — высшей радости». В японском буддизме более позднего времени в зависимости от школы на первый план выдвигалась подобная буддийская картина мира (как, например, в школе «дзёдо»), или же особый акцент делался на «только сознании» как источнике всех дхарм. Но, так или иначе, в философском отношении буддизм не выдвинул ничего выше идеализма школы «тэндай» [14].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы