Курсовая теория на тему Философия Древней Индии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.. 6
1.1.Специфика
восточной философии. 6
1.2.
Зарождение философских учений в Древней Индии. 7
ГЛАВА
2. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 9
2.1.
Веды.. 9
2.2.Санкхья. 10
2.3.Йога. 11
2.4.
Ньяя. 13
2.5.
Вайшешика. 14
2.6.
Миманса. 15
ГЛАВА
3. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.. 17
3.1
Джайнизм. 17
3.2.
Чарвака-локаята. 18
3.3.
Буддизм. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
В средине I в. до н. э. в Индии. Китае, Греции возникла философия.
Индийская философия имеет множество традиций, школ, доктрин, концепций,
дополняющих друг друга и противопоставляющихся друг другу. Несмотря на то, что
существуют расхождения и различия во взглядах между ними, неоспоримім является
их единство. Основная черта индийской философии — переплетение и
взаимопроникновение религиозных, моральных и философских идей. задающих древним
индийцам их видение мира и жизненные ценности.
Зарождение и развитие философии в Индии тесно связано с «Ведами» —
сборниками текстов, имевшие статус священного знания и включающие в себя все
представления древних индийцев о мире богов и мире людей. Сначала насчитывалось
три Веды — это «Ригведа» (веда гимнов-дело), «Сама-веда» (веда напевов-саманом)
и «Яждур-веда» (веда жертвенных формул-яджусов); позже была добавлена
«Атхарваведа» (веда магических заклинаний-атхарванов). Процесс формирования
текстов Вед был очень длительным, хотя принято считать, что ведическая
литература сложилась в первой половине 1-го в. до н. э.
Особенностью философской традиции в Индии является то, что создателями и
носителями знания выступали представители высшего социального слоя —
жрецы-брахманы. Именно они обладали священным знанием Вед и обучали
представителей других сословий. Индийская философия является высшим достижением
этой деятельности. Древнеиндийская философия возникла в процессе развития
логики, риторики и искусства аргументации на основе понятий и идей индоарийских
племен и местных народов Индии.
Индийская философия оказала огромное влияние на мировую культуру. Артуром
Шопенгауэром в 19 веке под влиянием Упанишад первый из европейских мыслителей
осуществил проанализировал западноевропейскую и индийскую философии. Свами
Вивекананда, индийский философ и общественный деятель, сыграл особую роль в
популяризации индийской философской мысли в США и Европе в конце XIX. На
индийской философии основывается теософия Елены Блаватской. Представители
индийской философии — Пулл Тирупати Советую, Праваса Дживан Чаудхури, К.
Сатчидананда Мурти, Дайя Кришну, Абдул Рахмана, Мар Грегориоса. Джитендра Натх
Моханти, историк индийской философии, философ – феноменолог Дебипрасад
Чаттопадхьяя внесли значительный вклад в изучение философии Древней Индии.
Благодаря им в мире появились течения, которые использовали элементы индийской
философии.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что Индия — страна древней
истории, культуры, философии. Философия – стимулятор развития общества.
Благодаря философии появилось множество наук: математика, этика, физика, гуманитарные
науки, биология, химия. Философия является родоначальником всех наук, она учит
мыслить. Поэтому изучение философии Индии имеет огромное значение для тех, кто
хочет мыслить свободно, без предубеждений. Изучая философию, мы можем
наблюдать, как менялась философия тех или иных регионов, политический строй,
развитие отношений в обществе.
Целью работы является анализ философии Древней Индии, изучение ее
религиозно – мифологического характера, основных школ и направлений.
Объект исследования: философия Древней Индии.
Предмет исследования: основные учения древнеиндийской философии.
В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие
задачи:
1. Рассмотреть зарождение философских учений в Древней Индии.
2. Исследовать основные черты философии древней Индии.
3. Проанализировать школы индийской философии.
4. Определить общие черты, характерные для разных индийских философских
систем.
Работа состоит из введения, трех глав: в первой рассмотрены основные черты
философии древней Индии, во второй и третьей дан анализ основных учений
древнеиндийской философии, выделены общие характерные черты индийских
философских систем, выводов и списка литературы, насчитывающего 13
наименований.
Методы, использованные при изучении философских учений в Древней Индии:
анализ литературных источников, обобщение, систематизация.
В работе мы будем опиратьться на мнение ученых, изучавших философию Древней Индии, а именно:
Гегеля Г., Кузнецова В.Г., Кузнецовой И.Д., Бродова В., Костюченко В.С.,
Соловьёва В .С., Спиркина А.Г. и других.
Заключение:
Древнеиндийские
школы просуществовали до позднего средневековья. К достижениям древнеиндийской
мысли и сегодня обращаются ученые, писатели, общественные и политические
деятели разных стран. Идеи, выдвинутые древними
индийскими мыслителями, переросли свое время, предопределили философские
взгляды последующих эпох.
Философия
Индии полностью сохранила преемственность. На Запад
ни одна философия не оказала такого сильного воздействия, как
индийская. Веды, написанные до XV в. до н. э. и почти вся философская
литература, последовавшая за Ведами, связаны объяснениями и комментариями к
ним.
Ведическая
литература делится на четыре группы:
1. Самхиты,
2. Брахманы,
3. Араньяки,
4.
Упанишады.
Традиционные
школы древнеиндийской философии (ортодоксальные) — санкхья, веданта, Вайшешика,
ньяя, йога,
миманса. Это школы, признающие авторитет Вед.
Учения,
отрицающие ведизм (неортодоксальные): джайнизм, буддизм, локаята — чарвака.
Из всего
вышесказанного следует вывод, что главной ценностью философии в Древней Индии —
ее обращении к внутреннему миру человека, открытие миpа возможностей человека,
в этоми кроется тайна ее притягательности и живучести.
Буддизм,
джайнизм проповедовали достоинство человека, его нравственность. Человек не
должен искать бога, он сам присутствует во всём.
Индийская
культура повлияла на многих выдающихся мировых философов, писателей и поэтов.
Среди них Р.Киплинг, Л.Толстой, Г.Лонгефелло, Г.Гессе,
Г.Гейне, Р.Ролан, У.Уитмен, С.Цвейг, И.Гете, Г.Торро. В 1778 году был сделан
перевод с древнеиндийского «Бхагавдгиты» в России. Карамзин в 1792 году
перевел сцены из поэмы «Шакунтала». В. Жуковский,
А. Фет, А. Блок, В. Белинский,
К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф.
Тютчев, И. Бунин, Рерихи занимались изучением, переводом, анализом
древнеиндийской литературы.
К
культурному наследию в Индии всегда относились с уважением и почтением. В
стране сохранены древние традиции, многие достижения древнеиндийской
цивилизации входят в индийский общекультурный фонд. Они — неотъемлемый
компонент мировой цивилизации, а Индия, «страна мудрецов», – одна из самых загадочных стран в мире. Древняя
индийская философия. уникальная культура древней
Индии оказала
значительное влияние на всю мировую культуру.
Цель работы
— анализ философии Древней Индии, изучение ее религиозно – мифологического
характера, основных школ и направлений — полностью достигнута.
Таким
образом, все поставленные в работе задачи были
достигнуты, а именно: было изучено зарождение философских учений в Древней
Индии, иследованы основные черты философии древней Индии, проанализированы
школы индийской философии, определены общие характерные черты индийских
философских систем.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1.1.Специфика восточной философии Философия является формой общественного сознания, которая
дает теоретическое объяснение вопросов мироздания с точки зрения отношения
человека и мира, мышления и бытия, духовного и материального; производит общий
целостный взгляд на мир, место человека в нем; исследует практическое,
познавательное, целостное, этическое и эстетическое отношение человека к
миру.Она является особой формой общественного сознания, опирается не только на
науку, но и на весь совокупный исторический опыт человечества.
На Востоке религиозные представления носят
характер общих представлений ир менее индивидуализированы. «Содержание
восточных религий — бог, в себе и для себя сущее, вечное — понимается больше в
свете всеобщности, так понимается и отношение индивидуумов к нему» [1, С.324].
Тем самым исходная субстанция восточных религий «представляет собою некую
философскую идею» [1, С.324].
Восточная мысль является эмоционально-этичной. Восточные
мыслители осознавали связи между природой и человеком, между общественными
явлениями, человеческими поступками и природными явлениями, выводили порядок и
спокойствие в обществе из поступков людей согласно естественным законам.
Гегель не очень высоко ценил восточную философию,
поскольку, по его мнению, в ней «внешнее, предметное не постигается…
соответственно идеей» [2, С.161].
Между тем существует и другая, противоположная точка
зрения, ставящая восточную философскую мысль выше западной и считающая ее
крупнейшим достижением человеческой культуры. Так считают Шопенгауэр, К.Г. Юнг, Л.Н.
Толстой, М. Хайдеггер и другие известные мыслители. Юнг в писал: «Мы начинаем
заново открывать для себя астрологию, являющуюся на Востоке хлебом насущным»
[10, С.125].
Философия на древнем Востоке и на Западе возникла почти
одновременно. На Востоке предмет особого внимания — утверждение единства
человека и природы, преобладает морально-политическая ориентация философских
произведений. Восточный мудрец — это учитель, поэтому особое значение придается
стилю его жизни. Поведение учителя — образец для подражания. Притчи носят
характер мифологем [7, С.125].
Каждая национальная культура выражает себя через
философскую мысль. Наличие философии является своеобразным показателем зрелости
культуры народа, его духом.