Курсовая теория на тему Филологические основы анализа образа ребёнка в художественном тексте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Феномен образ ребёнка. 5
1.1. Образ ребёнка
в художественном тексте. 5
1.2. Образ ребёнка как лингвокультурологический феномен. 7
Глава 2. Языковые средства выражения в описании
образа ребёнка. 14
2.1. Лексические средства выражения в описании образа
ребёнка. 14
2.2. Морфологические средства выражения в описании образа
ребёнка. 16
2.3.Синтаксические средства выражения в описании образа
ребёнка. 25
2.4. Грамматические средства выражения в описании образа
ребёнка. 30
Заключение. 33
Список литературы.. 34
Введение:
В художественном образе запечатлены или
выражены наиболее существенные особенности искусства в целом. Занимаемое этой
категорией центральное место в эстетической науке объясняется особым
назначением, особой функцией образа в искусстве – отражать в специфической
форме объективную действительность. Любой образ объективен по своему источнику
– отражаемому объекту и субъективен по форме своего существования. Материальной
формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные
знаковые модели.
По той же схеме работает и образ ребенка в
художественном тексте. Однако наряду с законами и логикой художественного
отражения данная категория воплощает в себе закономерности и других важнейших
сторон искусства. Образ ребенка в художественном тексте – это единство
отражения и творчества, а также восприятия, в которых выражается специфическая
роль субъекта художественной деятельности и восприятия
Формы существования образа ребенка в
художественном тексте, следовательно, совпадают с принципами искусства. В то же
время образ ребенка в художественном тексте выполняет роль пограничной линии,
«стыкующей» реальный мир и мир искусства. Особый вид освоения и выражения
действительности — образ ребенка в художественном тексте — является результатом
конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно реализацией
исторического культурного опыта человечества в сфере индивидуально-личностного
и общественного сознания.
Образ ребенка в художественном тексте
существенно отличается от обычного образа-представления, так как выступает не
просто как сходство с действительностью. Образ ребенка в художественном тексте
реализует себя как творческое отношение к этой действительности, как способ
домыслить, дополнить саму логику реальной жизни. Образ ребенка в художественном
тексте — это форма мышления в искусстве. Образ ребенка в художественном тексте
— это суть искусства, это простейшая конкретность, присущая всем его видам и
жанрам. Таким образом, образ ребенка в художественном тексте — это конкретно
чувственное и в то же время обобщенное воссоздание жизни, пронизанное
эмоционально-эстетической оценкой автора.
Таким образом,
целью данной работы является изучение филологических основ
образа ребёнка в художественном тексте.
Предмет исследования: изучение филологических
основ образа ребёнка в художественном
тексте.
Объект исследования: образ ребёнка в художественном тексте.
Цель работы
определяет следующие задачи:
Рассмотреть
понятие «образ ребенка в художественном тексте»;
Рассмотреть
сущностные характеристики природы образа ребенка в художественном тексте;
Изучить языковые
средства выражения.
Образ ребенка в художественном тексте
концентрирует в себе самом духовную энергию создавшей его культуры или
человека. Он представляет собой развивающуюся систему, которая проявляет себя в
разнообразии своего смыслового оснащения, то есть в сюжете, композиции, цвете,
звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, образ ребенка в
художественном тексте, в видовом качестве может быть воплощен в глине, красках,
камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как
музыкальное произведение, картина, роман, а так же фильм в целом. Отсюда
загадка образа искусства заключается в том, что глубокое, духовное обобщение, к
которому всегда восходит настоящий образ ребенка в художественном тексте, в то
же время целиком претворяется в конкретном пластическом изображении.
Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Как известно, мир детства является неотъемлемой частью образа
жизни и культурного развития любого отдельно взятого народа и человечества в
целом. В большинстве случаев внимание писателей, исследующих процесс
становления личности «дитяти», привлекает период от 5 до 12-13 лет, поскольку в
данном возрасте ребёнок уже относительно независим от родителей, способен к
самостоятельным действиям и поступкам, у него развиты мотивационная сфера,
память, внимание.
Детства — особый мир. Это вселенная
ярких красок и звуков. Каждый ребенок — первооткрыватель. Его интерес к миру
абсолютно искренен, взгляд чист и свеж. Когда же ребенок начинает творить, он
порой, неведомо для себя, делает удивительные открытия, которые поражают даже
именитых взрослых мастеров.
Детям можно завидовать, глядя, как
беззаботно они резвятся на улице, играя в мяч или строя крепость из снежных
комков. Детей просто необходимо хвалить за их победы, первые открытия и
достижения, даже самые маленькие [11, с. 76].
Итоги анализа позволяют сделать выводы,
что в речи героев данных произведений преобладают стилистические ошибки,
речевые недочёты, которые снижают их речевую культуру, влекут за собой на
подсознательном уровне такие же ошибки и у их собеседников, что подтверждает
нашу гипотезу.
Малое количество литературы по речевому
анализу образов детей данных произведений свидетельствует о том, что данная
тема мало изучена.
Тем не менее, обращение к
энциклопедическому словарю культуры русской речи позволяет правильно определить
и обозначить речевые особенности героев.
Вместе с тем мы осознаём, что наше
исследование не является завершённым и охватывающим все аспекты изучения (с
речевой точки зрения) образов детей. В качестве перспективы дальнейшего
изучения данной темы можно наметить следующее направление — детские образы как
предмет речевого анализа в других художественных произведениях.
Строя свой образ мира, человек не может
хотя бы в минимальной степени не быть включенным в процесс обучения тому образу
мира, который характерен для его социума, потому что книга есть опредмеченная
потребность в адекватной включенности в нормативные общественные и личные
нравственные отношения. Книга является значимым фактором не только в
структурировании, но и в характере созидания образа мира и образа ребенка и их
особенностей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Феномен образ
ребёнка
1.1.
Образ ребёнка в художественном тексте В широком смысле термин «образ» означает
отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы детей
— это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение
картины мира.
Образ ребенка в художественном тексте
ребенка может быть описан как органичная целостность, структура которой
соответствует структуре действительности, что и создает возможность верного
отражения объекта в образе. Но, как было замечено еще древними мыслителями,
структура эта предполагает не только наличие целостности, но и усмотрение
различного и противоположного внутри нее.
Для того чтобы образ-замысел мог органично
развиться в произведение искусства, уже в нем должны быть схвачены основные
противоречия объекта изображения и будущего произведения, противоречия
объективной действительности как «большой целостности» и противоречия
произведения как «малой целостности», верно отражающей большую. Мы многое знаем
сегодня о художественном образе. Эта проблема не первый век привлекает внимание
ученых и художников. Однако утверждать, что все выяснено, описано и объяснено,
вряд ли своевременно. Не случайно А. В. Луначарский в одном из своих последних
выступлений заметил: «Основная тайна искусства есть, конечно, образ ребенка в
художественном тексте…». Сказать, что эту тайну сегодня разгадали полностью,
было бы слишком смело. В ходе исторического развития выделилось не только
теоретическое познание, но и различные формы практически-духовной деятельности
людей, выделилась художественная деятельность. Искусство показывает человеку
мир, уже освоенный художником, но не «снятый», как в науке. Эта функция
художественного освоения имеет и свой особый «инструмент» — эстетическое
переживание, и особую форму, в которой реализуется это освоение – образ ребенка
в художественном тексте [12,с.43].
Образ ребенка в художественном тексте —
есть воплощенный материально результат духовной переработки впечатлений
действительности. Образ ребенка в художественном тексте какого-либо предмета
уже обогащен знаниями художника о данном предмете, о его связях с другими
предметами, о возможной пользе, вреде и т.д., то есть предмет вступает уже не
сам по себе, а как познанный и художественно выраженный, т.е. эстетически
освоенный.
Образ ребенка в художественном тексте
несет в себе целостно-духовное содержание, в котором органически слито
эмоциональное и интеллектуальное отношение художника к миру. Образ ребенка в
художественном тексте обязательно опирается в своей исходной точке на объект в
реальной действительности, на знакомый, бытовой смысл.
Образ ребенка в художественном тексте, как
модель, обладающая новым содержанием должен быть неодномерен, неоднозначен,
настолько, чтобы каждый воспринимающий субъект мог в нем персонифицироваться.
Именно степень неодномерности образа и является показателем его глубины. Образ
не поддается окончательной расшифровке, и каждый индивид считывает его на
уровне своих ассоциативных возможностей [17,с.43].