Курсовая теория на тему Феноменология малой группы: классификация, типичные явления и процессы, пути развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы феноменологии малой
группы.. 5
1.1. Понятие малой группы коллектива. 5
1.2. Роль малой группы в социализации, воспитании
и становлении личности 8
Глава 2. Классификация, типичные явления и процессы, пути
развития малой группы 11
2.1. Социально-психологическая характеристика малой группы.. 11
2.2. Классификация малой группы.. 14
2.3. Этапность развития малой группы.. 18
Заключение. 22
Список использованной литературы.. 25
Введение:
На сегодняшний день
групповая форма организации труда выступает на первый план в деятельности
организаций, занятых в различных производственно-экономических и социальных
сферах. Малые группы выступают в качестве основного структурного звена
предприятий и являются самостоятельным субъектом профессиональной активности.
Проблема малой группы
является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной
психологии. Интерес к исследованию малых групп возник вслед за тем, как начала
обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос
о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым
исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа
«схватывается» как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые
шаги и продолжает далее свой путь развития. Очевидным является тот простой
факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми
группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и
через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует
свою деятельность.
Объект
исследования в курсовой работе – феноменология малой группы.
Предмет
исследования — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе возникновения
и развития малой группы.
Цель
курсовой работы – выявить особенности феноменологии малой группы.
Задачи курсовой
работы:
—
раскрыть понятие малой группы коллектива;
—
выявить роль малой группы в социализации, воспитании и становлении личности;
—
изучить социально-психологическую характеристику малой группы;
—
проанализировать классификацию малой группы;
—
охарактеризовать этапность развития малой группы.
Теоретико-методологической
и информационной базой курсовой работы послужили труды отечественных и
зарубежных ученых и практиков в области организационного поведения. В процессе
исследования применялись методы научной абстракции, анализа и синтеза, индукции
и дедукции, сопоставления и сравнения, а также социально-технологический подход
для решения обозначенных проблем.
Теоретическая
значимость курсовой работы. Состоит в возможности использования материалов и
выводов работы в процессе преподавания курсов и спецкурсов: «Организационное
поведение». Основные положения данной работы призваны расширить теоретические
представления науки по вопросам феноменологии
малой группы.
Структурно курсовая работа
соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая основа и значимость
курсовой работы.
В первой главе курсовой
работы изучены теоретические основы феноменологии малой группы.
Во второй главе курсовой
работы проведен анализ классификации, типичных явлений и процессов, пути
развития малой группы.
В заключении обобщены
результаты курсовой работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические выводы и предложения в рамках
представленной темы.
1. Малая группа — это
немногочисленное по составу объединение людей, имеющих общую цель и находящихся
друг с другом в непосредственных личных контактах. Отличительным признаком
группы от простого скопления людей является взаимодействие ее участников между
собой. К малым группам относится, например, семья, коллектив рабочих, взвод
солдат.
В действительности,
групп, которые бы отвечали вышеперечисленным требования почти нет. Большинство
реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между
слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим
социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на
то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.
Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен
стремиться коллектив в процессе своего развития.
2. Важно отметить
положительное воздействие малых групп на человека. Малые группы оказывают
влияние на индивида следующим образом: формируют уверенность человека в своих
силах; способствуют повышению самооценки; прививают правила и нормы поведения в
обществе; способствуют усвоению общественных ценностей; развивают
коммуникативные навыки; удовлетворяют личные запросы, в том числе жизненно
важные; способствуют получению ценных жизненных уроков; помогают приобретению
индивидуального опыта;
Это ещё раз подчеркивает
тот факт, что личность нельзя изучать вне группы. Группа служит основной
социальной микросферой жизни человека.
3. В течение всей своей
жизни человек находится в различных малых группах. Именно они способствуют становлению
человека как личности. Поэтому важно знать социально-психологическую
характеристику малой группы для выстраивания правильного и эффективного
функционирования ее участников.
4. Малые
группы могут быть разными по: величине; характеру; структуре отношений внутри
группы; индивидуальному составу; особенностям норм, правил и наличия ценностей;
целям деятельности.
Приведем классификацию
малых групп:
1.
Условные
(номинальные) — искусственно объединенные люди, которые не входят в состав ни
одной малой группы.
2.
Реальные
— объединения людей в малые группы, которые действительно существуют.
3.
Естественные
— реальные объединения людей, которые складываются сами по себе.
4.
Лабораторные
— создаются с целью проведения какого- либо эксперимента, научного
исследования.
Все вышеперечисленные
виды групп, за исключением номинальных, которые создаются исследователем
искусственно, действительно существуют в обществе в зависимости от возраста,
профессии, социальной принадлежности и пр.
Естественные
группы делятся на высоко и слаборазвитые малые группы. Слаборазвитые группы
характеризуются недостаточной психологической общностью, нет благоприятных
деловых и личных коммуникаций, укрепившейся системы взаимодействия,
распределения обязанностей между собой, отсутствуют признанные лидеры и
эффективность совместной деятельности. Высокоразвитые малые группы отвечают
всем вышеописанным требованиям. Среди них значительно выделяются коллективы,
деятельность которых, несомненно, имеет положительное значение, как для самого
коллектива, так и для общества в целом. Процесс межличностного взаимодействия
основан на честности, открытости и доверии людей, а так взаимоуважении.
5. По нашему мнению, можно выделить три основных этапа, которые, так или
иначе, имеют место в любой из этих моделей. Первый — ориентировка в ситуации.
Второй — конфликт, который является результатом противоречия между разными
членами группы, между группой и отдельными ее членами, между различиями в
представлениях о групповой цели и средствах ее достижения. Третий —
динамическое равновесие, которое обеспечивает возможность функционирования
группы как единого целого, но не гарантирует от возникновения новых конфликтов.
Изучив материал по теме курсовой работы, можно сделать вывод: малая
группа играет огромную роль в социализации, воспитании и становлении личности.
Она является частью непосредственной социальной среды человека и выступает
проводником ценностей, норм поведения и идей, существующих в обществе.
Тема малых групп, безусловно, подлежит дальнейшему изучению. Поскольку
большинство видов человеческой деятельности осуществляется в группах, а в малых
группах человек проводит большую часть своей жизни. Полученные знания о
процессах, происходящих в малых группах, необходимо систематизировать. Они
дадут возможность более эффективно управлять групповыми процессами,
интенсифицировать и улучшать деятельность групп.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы феноменологии малой группы
1.1. Понятие малой
группы коллектива Рассматривая психологию и
поведение отдельного человека как личности, можно заметить тот факт, что его
жизнь очень сильно зависит от окружающей социальной среды. В качестве среды
выступает сложно устроенное общество, объединенное в разнообразные более или
менее устойчивые группы. Среди этих групп принято выделять большие и малые.
Большие группы представляют собой государства, нации, народности и пр. Малая
группа — это группа, немногочисленная по составу и объединенная общими
интересами или собранная для осуществления какой-либо совместной деятельности.
Известны следующие
определения малой группы:
Малая группа представляет
собой некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение
определённого времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность
контактировать друг с другом без посредников[1].
Малой группой называется
совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом,
осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки
зрения других[2].
В качестве главного
аспекта влияния на индивида общества и больших социальных групп, является малая
группа, представляющая собой объединение людей от 2 до 30 человек. Члены данной
группы собраны вместе по принципу наличия общей цели и интересов. Как правило,
находясь в группе, человек проводит там достаточно много времени, значительную
часть своей жизни[3]:
Основными
характеристиками малой группы будет психологический и поведенческий феномены.
Они призваны выделять и обособлять группу, делать ее автономным социальным
образованием. Обнаружить данную общность можно по самым разнообразным
признакам. В качестве внешних признаков может выступать территориальное
объединение — соседи по дому. Рассматривая более внутренние признаки, то сюда
можно отнести, например, членов семьи. Сплоченность малых групп определяет мера
психологической общности — уровень ее социального и психологического развития.
В первую очередь,
коллектив это: успешное выполнение всех поставленных для него задач, наличие
высокой морали, достойных человеческих отношений, возможность развития внутри
группы, как личности и немаловажный аспект — готовность к творчеству.
Малая группа считается
коллективом, когда имеется психологическое развитие — четко сложившиеся деловые
и личные взаимоотношения, которые, в свою очередь, строятся на нравственной
основе высоко уровня. Такой формат отношений можно назвать коллективистским[4].
Коллективистские отношения
определяются не только через понятия нравственности, сюда и можно отнести и
открытость, ответственность, коллективизм, организованность, контактность,
информированность и эффективность.
Теперь, давайте более
подробно рассмотрим каждое из понятий. Говоря о нравственности, имеется ввиду следующее: построение отношений
именно на нормах и ценностях, присущих морали общества, в целом. Под ответственностью понимается факт
того, когда члены коллектива добровольно принимают на себя моральные и другие
обязательства перед социумом за судьбу всех людей, независимо от того, является
ли он членом данного коллектива. Проявляется это в том, что каждый член
коллектива подтверждает свое слова делом. Наблюдается требовательность не
только к себе, но и к другим. Происходит объективная оценка собственных успехов
и неудач. Отсутствие незаконченности уже начатых дел. Подчиняются дисциплине и
не ставят свои интересы выше других.
Открытость — установка и поддержание хороших
коллективистских взаимоотношений с членами коллектива, независимо от сроков
нахождения в нем. Готовность прийти на помощь.
Коллективизм — забота о совместных успехах
коллектива. Наличие или развитие имеющихся традиций. Уверенность каждого в
силах коллектива и его возможностях. Проявление неравнодушности, если задеты
интересы коллектива. Вопросы принято решать сообща, и где это уместно, при
общем согласии.
Контактность — эмоционально приятные, хорошие и
дружеские взаимоотношения членов коллектива, проявление друг к другу внимания,
заботы, доброжелательности, тактичности и уважения. Благоприятный микроклимат и
дружелюбная обстановка.
Организованность — прямой показатель результатов
деятельности. Характеризуется умелым взаимодействием всех членов коллектива.
Взаимозаменяемость и бесконфликтное распределение обязанностей между ними.
Самостоятельное обнаружение и исправление имеющихся ошибок в работе,
предупреждение и оперативное решение возникающих проблемных ситуаций.
Информированность — является еще одним немаловажным
условием успешной работы и наличия доверительных отношений внутри коллектива.
При соблюдении данных условий работа протекает более чем успешно. Каждый член
коллектива в курсе тех дел, которые обстоят у других.
Эффективность
— успешность решения
коллективом всех стоящих перед ним задач. Способность достижения более высоких
результатов при совместной работе, в сравнении с теми, кто выполняет ту же
работу по отдельности[5].
Подводя итог, можно
сказать следующее: малая группа — это немногочисленное по составу объединение
людей, имеющих общую цель и находящихся друг с другом в непосредственных личных
контактах. Отличительным признаком группы от простого скопления людей является
взаимодействие ее участников между собой. К малым группам относится, например,
семья, коллектив рабочих, взвод солдат. [1] Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга
для учителей о психологии ученического коллектива. — М., 1988. – С.71. [2] Кричевский Р. Л., Дубровская Е. М. Психология малой
группы. — М., 1991. – С.15. [3]
Кичаева Е.В. Понятия малой группы и коллектива // В сборнике: Наука и инновации
в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. сборник статей XVI
Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 258-260. [4]
Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988. – С.105. [5]
Слободчиков А.В. Понятие группы и коллектива как педагогическая проблема // В
сборнике: Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних
дел: теория, методика, практика. Материалы всероссийской
научно-практической конференции. Составители А.С. Душкин, Е.М. Марченко. —
2018. — С. 318-321