Курсовая теория на тему Феномен тревожности: возрастной аспект.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена тревожности 5
1.1 Тревожность как психологическое явление 5
2.2 Причины возникновения особенности проявления тревожности 10
Глава 2. Проявление тревожности в возрастной динамике 14
2.1 Тревожность в младшем школьном возрасте 14
2.2 Тревожность подростков 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Введение:
Актуальность. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, характеризующихся повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и усиление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Тревожность становится устойчивым образованием личности в подростковом возрасте. Раньше это производное широкого спектра расстройств. Консолидация и усиление тревоги происходит по механизму «порочного психологического круга», что приводит к накоплению и углублению негативных эмоциональных переживаний, что, в свою очередь, приводит к негативным прогностическим оценкам и во многом определяет модальность реальных переживаний. , способствует нарастанию и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, которая обнаруживается в ее источниках, содержании, формах выражения компенсации и защиты. Для каждой возрастной группы существуют определенные области действительности, вызывающие повышенную тревожность у большинства детей независимо от наличия реальной угрозы или тревожности в виде устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием важнейших социогенных потребностей.
В «возрастные пики тревожности» тревожность проявляется неконструктивно, вызывая состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих силах и возможностях. Но тревога не только дезорганизует деятельность, но начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знание причин повышенной тревожности приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, которая будет способствовать снижению тревожности и формированию у дошкольников адекватного поведения.
По мнению многих исследователей, например, прихожан А.М. (1995), число тревожных дошкольников за последние десять лет увеличилось. Тревога стала более глубокой и личной, изменились формы ее выражения. Актуальность исследования тревожности у детей дошкольного возраста, таким образом, диктуется необходимостью углубленного изучения проблемы и необходимостью коррекционной работы по снижению уровня тревожности у детей, остро нуждающихся в целенаправленной коррекционно-развивающей работе.
Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей разного возраста.
Объект исследования – психологические особенности тревожности у детей разного возраста.
Предмет исследования – уровень тревожности у детей разного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть тревожность как психологическое явление;
2. Изучить причины возникновения особенности проявления тревожности;
3. Охарактеризовать тревожность в младшем школьном возрасте и подростковом, сделать выводы.
Методы исследования – теоретический анализ научной литературы и статей по исследуемой проблеме.
Структура и объем работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
Заключение:
Тревожностью в различных контекстах называют как отрицательное эмоциональное состояние, связанное с чувством угрозы, так и черту личности, проявляющуюся в склонности к переживанию тревоги.
Тревожность проявляется на психическом и физиологическом уровне и проявляется повышением эмоционального и нервного напряжения, учащением дыхания и сердцебиения, повышением артериального давления.
Как адаптационный механизм тревожность повышает эффективность деятельности, если ее уровень оптимален. Основное отличие тревоги от страха состоит в их беспредметности или полиобъективности: при концентрации внимания на определенном объекте тревога перерастает в страх. К причинам тревожности относятся внешние (преимущественно нелинейность и непредсказуемость процессов в окружающей среде) и внутренние (психологические, физиологические, нейробиологические особенности человека).
При изучении такого сложного и многогранного явления, как тревожность, необходимо придерживаться комплексного междисциплинарного подхода, выявляющего истинные причины возникновения этого состояния у конкретного человека и определяющего пути его устранения.
Источники тревожности меняются на протяжении жизни, по мере накопления социального опыта меняется окружающая среда, сильно меняется жизнь. Поэтому источники тревожности различаются в разных возрастных группах и отражают также влияние не только законов онтогенетического развития человека, но и влияния современной цивилизации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена тревожности
1.1 Тревожность как психологическое явление
Понятие тревоги нельзя отнести к числу мелких исследователей: упоминания о ней присутствуют во многих психологических теориях с тех пор, как Зигмунд Фрейд ввел это понятие в своей работе «Страх».
Значительный вклад в понимание природы, сущности и причин тревоги внесли такие ученые, как К. Хорни, К. Роджерс, А. Петровский, Ю. Александровский, А. Личко, А. Прихожан и другие.
В отечественной науке термины «тревога» и «тревога», которые часто трактуются как синонимы, характеризуют эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности и негативным характером. Тревожностью называют также психологическую черту человека, проявляющуюся склонностью к переживанию состояния тревоги.
На психологическом уровне тревожность выражается как проявление напряжения, нервозности и беспокойства на фоне переживания таких чувств, как незащищенность, незащищенность, беспомощность.
Тревожные реакции на физиологическом уровне выражаются учащением дыхания и сердцебиения, повышением артериального давления и увеличением объема кровообращения, снижением порогов чувствительности и повышением уровня общей возбудимости. Причина в негативном восприятии нейтральных раздражителей на личностном уровне.
При толковании термина «тревога» исследователи часто сталкиваются с большим количеством мнений и оценок. Частое использование этого термина в различных значениях заставляет говорить о его неоднозначности, а также о семантической неопределенности. Тревожность считается свойством темперамента и/или личной тренировки вследствие слабости нервных процессов.
Тревожность рассматривается как следствие субъективного восприятия неразрешенных конфликтов во взаимодействии личности с окружающей средой [8, с. 51]. Определенный уровень тревожности сопровождает практически любую деятельность, что является ее необходимым условием. Таким образом, тревога позволяет человеку мобилизоваться для решения сложных проблем.
Тревожность в данном случае выступает как стимулирующий фактор, условие достижения результата с учетом ожидаемых трудностей. Оптимальный уровень тревожности служит адаптационным механизмом, позволяющим быстро реагировать на изменение внешних факторов [4, с. 77]. Повышенный и пониженный уровень тревожности снижает его адаптивные функции. Впервые об этом упомянул С. Кьеркегор, выделивший тревогу как главный фактор, определяющий жизнь человека. Этот взгляд был расширен и развит в рамках классического психоанализа и экзистенциальной психологии.
В современной психологии оптимальный уровень тревожности считается неотъемлемой частью успешной адаптации к окружающей действительности. Повышенный уровень тревожности является дезадаптивной реакцией, которая проявляется дезориентацией, дезорганизацией поведения, высоким риском неправильной реакции, ошибок в той или иной деятельности [14].
Тревожность также трактуется как некая «пограничная переменная», психическое состояние, имеющее временный характер, вызванное воздействием стресса (стрессовых факторов); как следствие явной неспособности удовлетворить особо важные социально-психологические потребности личности; как отдельное свойство личности, определяемое анализом ряда взаимосвязанных внутренних и внешних факторов (характеристик); конфликт мотиваций (мотивационный конфликт) [6, с. 236].
Роли тревожности в возникновении неврозов и психосоматических расстройств посвящено множество различных исследований, в частности работы Астаповой В. М., Гилевой О. Б., Грибанова А. В., зам. терминологическую связь двух явлений, а именно «тревоги» и «страха».
Эти понятия были дифференцированы в начале 19 века. С. Кьеркегор [10], разделивший страх на определенный и неопределенный. Раньше ученые использовали термин «страх» для обозначения всего, что связано со страхом и тревогой.
В настоящее время к страху относят реакцию на реальную угрозу и тревогу возможности угрозы, поэтому страх объективен, а тревога бессмысленна.
В последнее время мы можем наблюдать закрепление определения тревоги как полиобъективного переживания, причиной которого является восприятие всех сторон действительности с ее неопределенностями как опасностей. При фиксации тревоги на одном конкретном объекте все остальные становятся незначительными и появляется страх [3], [4], [13], [14].
Учитывая различия между страхом и тревогой с точки зрения продуктивного подхода, особое внимание необходимо уделить теме, представленной Ф.Б. Березина, концепция «феномена тревожного совета», позволяющая различать страх как страх — реакцию на реальную дефинитивную угрозу и как иррациональный страх — появляющийся при нарастании тревожности, выражающийся объективацией и конкретизацией каких-либо конкретных Опасность. . Субъекты, связанные с возникновением страха, не всегда являются причиной беспокойства.