Курсовая теория на тему Феномен материнства: культурно исторический аспект и особенности в современном обществе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Изучение психологии материнства в отечественной и зарубежной литературе 5
1.1 Описание роли матери исследователями разных исторических эпох 5
1.2 Особенности роли матери в современной семье 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
Введение:
Актуальность исследования. Психология материнства одна из малоизученных областей в психологии, Сам феномен материнства изучается в различных аспектах: социологические исследования материнства несовершеннолетних и позднего материнства и т.д. Так же не менее важно изучить личностные характеристики будущей матери и факторы, которые будут влиять на поведение матери.
Как ни странно, но при всем разнообразии подходов при изучении материнства систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребенка не проводилось. Эту мысль высказывает С. Ю. Мещерякова.
Проблема готовности к материнству сегодня актуальна. Много женщин часто рожают, не потому что они счастливы в жизни, наполнены любовью, которую хотят передать своим детям, а потому что они вышли замуж, и так положено — иметь детей.
Сейчас мир устроен так, что современная молодежь малозаинтересована в исполнении родительской роли и выполнении соответствующих обязанностей. В далекие времена женщина почти не играла значительную роль в обществе, у нее практически не было каких-либо прав и свобод, и единственной возможной перспективой было удачное замужество, где она играла роль идеальной жены и превосходной матери. Но со временем положение в обществе изменилось. Они смогли доказать социуму что могут выполнять и другие функции наравне с мужчинами. Тем самым возросло и социальное положение, и, соответственно, возросла и нагрузка. Поэтому функция матери уходит на дальний план в самосознании современной женщины – этот тревожный факт отмечают и зарубежные, и отечественные исследователи.
Объект исследования: женщины детородного возраста и матери.
Предмет исследования: феномен материнства.
Гипотеза исследования: ближе к двадцать первому столетию произошли качественные изменения, в том числе это касается правил, принятых в обществе, нравственных взглядов и моральных устоев. Естественно, это коснулось и жизни женщины – спектр ролей стал шире, тем самым появились новые возможности в реализации себя. В связи с этим, большая часть из числа современных девушек или женщин либо не заинтересованы, либо не готовы брать на себя роль хранительницы домашнего очага.
Цель исследования: изучить феномен материнства в культурно-историческом аспекте и в современном обществе.
Задачи исследования:
1. Провести исследование по заданной теме, изучив литературу.
2. Дать определение понятию «материнство».
3. Изучить данный феномен в культурно-историческом и современном аспекте.
4.
Проблема исследования:
Методы исследования:
Фрагмент текста работы:
В современном ритме мы иногда забываем о роли матери в нашей жизни.
Материнство изучается как сложное явление, возникающее в результате взаимодействия многих факторов: генетических, биологических, а также влияния семейной и социальной среды. Материнство — это уникальный психологический феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре существует целый институт материнства, который включает в себя различные способы воспитания женщин как матерей.
В общественном сознании не все функции матери реализуются, некоторые из них представлены в виде традиций, обычаев, предрассудков и т. д. Но все это вместе характеризует специфический культурный путь к модели материнства, которая является инструментом, созданным природой и обществом для полноценного воспитания ребенка как представителя своего рода и своей культуры.
Через призму культурно-исторического аспекта институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, видоизмененный под влиянием эпохи (эти исследования анализируются в работах И. Кона, Э. Эриксона и др.).
Во времена Ивана Грозного русское православие находилось под сильным влиянием византийской литературы. Это был аскетический взгляд на женщину как на нечистое существо; она считалась существом, связанным с нечистыми силами, «сосудом дьявола», на котором жили люди1.
Русская религиозная философия наиболее ярко отразила духовные основы материнства, представив образ матери через священный культ.
В современную эпоху изучались и осмысливались труды древних и средневековых ученых, посвященные духовно-нравственным ценностям, и это нашло отражение в трудах Коменского, который видел назначение женщины первым учителем, наставником детей в семье. В школе Коменского мать играет важную роль в умственном развитии и физическом воспитании ребенка. Именно под руководством матери происходит рождение ребенка, он получает первоначальное представление об окружающем нас мире.
Согласно философскому воззрению Аристотеля, материнство рассматривалось с естественно-биологических позиций как единственно возможная форма самоактуализации женщины, оказавшая большое влияние на взгляды немецких классиков Г. В. Ф. Гегеля, И. Г. Гердера, И. Канта, А. Шопенгауэра. Понимание материнства понимается как «основная жизненная программа женщины».
Эта идея была сформулирована И. Кантом в работе «О педагогике». Достижение цели человеком осуществляется через целенаправленное воспитание духа и природных способностей, которые, в первую очередь, должны быть привиты будущей матери, и в этом, по его мнению, заключается суть ее воспитания.
И. Г. Гердер, развивая идеи гуманизма, видит мать как мастерскую, в которой умело формируется мыслящий человек.
Ведущую роль матери в воспитании ребенка подчеркивают также выдающиеся представители педагогической мысли Западной Европы: Локк, Ж.-Ж. Руссо, Р. Оуэн, Г. Песталоцци и др.
Дж. Локк утверждал, что именно мать может дать своему ребенку физическое, нравственное и духовное развитие.
Жан-Жак Руссо изложил свои взгляды на воспитание будущих матерей в работе «О образовании».
В свою очередь Р. Оуэн исходил из того, что только государственная система должна воспитывать детей, в том числе будущих матерей, где все они будут получать одинаковое образование, основанное на новых принципах и общих ценностях.
Г. Песталоцци в своих педагогических трудах отмечал, что именно на мать возлагаются основные функции воспитания, поскольку она лучше всего способна понять чувства, желания и способности ребенка и должна развивать все его природные особенности2.
Традиционные (консервативные) представления о роли матери в России получили широкое распространение, их отстаивали известные писатели Н.С. Лесков, Л. Н. Толстой; публицисты П. А. Плетнев, М. Н. Погодин, П. К. Себульский и др.
Яркими представителями традиционного направления воспитания значение отношения девочки к материнству было в публицистике П. А. Плетнева, П. К. Себельского. Они видели главную ценность женщины только в материнстве и воспитании детей.
Выдающийся мыслитель Н. А. Бердяев видел в материнстве специфику женской природы. С. Н. Булгаков рассматривал природу материнства как «идеальную основу мира». К. Д. Ушинскому была отведена исключительная роль матери, он был убежден, что это та мать, которая стоит ближе всех к детям, которая непосредственно заботится о них с момента рождения, понимает все особенности своих детей и имеет много возможностей влиять на них в нужном направлении.
Биологическое направление изучения материнства объединяет исследования, в которых мать и предоставляемые ей условия рассматриваются как организация физиологической и стимулирующей среды для развития ребенка. Большое значение придается эволюционным аспектам формирования физиологических, мотивационных и поведенческих механизмов материнства.
Материнство — это уникальная ситуация в развитии женского самосознания, которая становится этапом переосмысления родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребенка.