Государство и право Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Федеративное государство : Российский и зарубежный опыт

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение. 2
Глава 1.
Общая характеристика федеративного государства. 4
1.1.   Теоретические основы федерализма. 4
1.2.   Различные модели федерализма. 7
Глава 2.
Российский опыт федерализма. 10
2.1.
Исторические этапы развития российского федерализма. 10
2.2.
Принципы федеративного устройства Российской Федерации. 18
Заключение. 25
Список
использованных источников. 27

  

Введение:

 

Сложность, важность и относительно широкая распространенность федерации как
формы государственного устройства вызывает живой и постоянно растущий научный
интерес к ней во всем мире. Уникальная способность федерализма учитывать
специфические особенности отдельно взятого государства позволяет ему в каждом
конкретном случае проявлять себя поновому. Именно поэтому важно
проанализировать взаимное влияние теории и практики федеративного устройства,
исследовать и учесть особенности российского федерализма. Развитие Российской
Федерации сопряжено с рядом проблем, связанных с симметричностью ее субъектов,
соотношением и конституционным положением территориальных и национальных
субъектов, распределением предметов ведения, суверенитета федеративного
государства. Пример Российской Федерации является наиболее удачным для изучения
процесса эволюции федеративного государства, выявления оптимальных путей
формирования и совершенствования федеративных отношений, так как Россия имеет
опыт реального строительства федеративного государства, ее федеративное
устройство обусловлено историческими, политическими, экономическими и иными
особенностями. Многие современные федеративные государства сталкиваются с
проблемами реализации своего суверенитета, оптимизации субъектного состава государства,
равного правового статуса субъектов федерации, определения пределов их
самостоятельности в рамках федерации, поиска оптимального сочетания
централизации и децентрализации и т.д. Только на основе понимания данных
проблем, учитывая особенности становления, развития федерализма, можно судить о
возможных путях дальнейшего развития федеративных отношений, вносить
рациональные предложения по регламентации и оформлению статуса федерации и ее
субъектов.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в
сфере федеративного государственного строительства.

Предметом исследования теоретико-правовая сущность современного федерализма
и особенности его реализации в Российской Федерации.

Целью исследования является исследование современного федерализма и
определении наиболее приемлемой для Российской Федерации модели развития
федеративных отношений.

Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость постановки и
решения следующих задач:

– обозначить теоретические основы и модели федеративного государства;

–проанализировать историю развития российского федерализма;

–исследовать принципы федеративного устройства России.

Методологическую основу исследования составили
диалектический метод и системный подход, анализ и синтез федерализма, а также
связанных с ним правовых и управленческих проблем. Кроме того, были применены
такие методы, как историко-правовой, формально-юридический,
системнофункциональный, сравнительно-правовой.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из всего вышеописанного, можно сделать следующие выводы:

1) Россия стала федерацией только в 1918 году с принятием первой
Конституции РСФСР.

2) Принципы федерализма, закреплённые в Конституции РФ, направлены на
укрепление российской государственности и единства страны с целостной системой
управления.

3) Федеративное устройство устанавливается не только Конституцией, но также
федеральными конституционными законами, законами субъектов РФ, международными
договорами РФ и даже указами Президента РФ.

4) Федеративное устройство способствует благополучному сосуществованию
разных народов, племён и национальностей в рамках единого государства при учёте
интересов всех групп населения.

Федеративная форма государственного устройства выступает способом
организации власти, представляющим единство обладающих широким кругом
полномочий территориальных или национально-территориальных единиц или систему
тех и других, — субъектов федерации, скрепленное посредством функционирования
федерального уровня власти, главной основой которого являются гибкие
взаимоотношения центра и регионов. В ходе проведенного научного анализа
выделены следующие общие черты федеративного государства: особая
территориальная организация государства (субъектный состав); два уровня
публичной власти; наличие представительного органа, представляющего интересы
регионов; верховенство федерального законодательства во главе с федеральной
конституцией; федеральный центр представляет все государство в международных
отношениях.

Единственным возможным вариантом развития российской государственности,
способным сохранить целостность государства, явилось построение федеративного
государства, обладающего рядом исторически обусловленных специфических
особенностей, а именно: использование смешанного принципа создания федерации,
предполагающего как национальнотерриториальное, так и
административно-территориальное деление; наличие сложного состава и большого
количества субъектов Российской Федерации; экономическая, политическая и иная
неравномерность развития регионов государства и др. Постоянное
перераспределение властных полномочий между уровнями государственной власти в
федерации, обусловлено динамично меняющимися объективными и субъективными
факторами, которые в конечном итоге определяют дуалистический характер развития
федеративных отношений, выражающийся в сочетании центробежных и
центростремительных тенденций. Факторами, детерминирующими формирование и развитие
федеративных отношений, являются: экономические, национальные (этнические),
политические, организационно-управленческие, естественногеографические,
исторические и иные причины и условия. Анализ факторов влияющих на развитие
российского федерализма позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в
России преобладает направленность на построение сильного государства,
выраженная в централизации государственной власти. Укрепление государственности
в России — необходимый этап развития государства, который должен явиться
основополагающей платформой реформирования федеративных отношений. Гармоничное
экономическое и политическое развитие России не возможно без оптимизации
субъектного состава федерации, с вытекающими качественными и количественными
изменениями.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общая характеристика федеративного государства

1.1. Теоретические основы
федерализма Становление теории федерализма в том виде, в котором мы понимаем ее в
настоящее время, началось в XVI-XVII веках[1]. Идея
создания рационального государственного устройства связана с революцией в
сознании европейцев, с эпохой Просвещения. Основу становления теории
федерализма составили теоретические концепции философов, историков, писателей
XVII— XVIII веков, создателей теории суверенитета Т. Гоббса, теории разделения
властей Д. Локка и Ш. Монтескье, теории общественного договора Ж. Руссо.

Основываясь на накопленных
знаниях эпохи Просвещения, А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Д. Джей опубликовали в
1787-1788 гг. сборник «Федералист», который положил начало широкому
распространению теории федерализма. Таким образом, федерализм возник как
симбиоз различных теорий в области государства и права, накопленных на
протяжении длительного времени, и представляет собой результат работы множества
ученых. Отметим, что исследователи федерализма никогда не представляли единую
теорию или доктрину. Даже при этимологическом анализе основного понятия
исследователи не совпадают во мнениях. Несмотря на то, что термины
«федерализм», «федерация» существуют уже более сотни лет, ученые представляют
различные варианты происхождения данного слова[2]. Ряд
специалистов считают, что данные термины происходят от латинского слова
«federate», обозначающее объединение, союз[3] .
Другие исследователи предполагают, что термин «федерализм» мог произойти от
однокоренного латинского «foedus» — договор или «fides» — верность[4].
Теория федерализма [1]
См.:
Национальные модели федеративных государств // Веста. Моск. ун-та. Сер. 12.
Полит, науки. — 1997. — № 1. — С. 49. [2]
Пчелинцева
И.В. «Федерация» и «федерализм»: понятия, их определение и понимание / И.В.
Пчелинцева // Мир политики и социологии. — 2013. — № 10. — С. 89. [3]
Словарь
иностранных слов / Под ред. И.М. Фролова. М., 2005. С. 235. [4] Пчелинцева И.В.
Федерализм и формы его осмысления / И.В. Пчелинцева // Юридическая наука:
история и современность. — 2013. — № 9. — С. 47.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы