Курсовая теория на тему Федерация: понятие,признаки и виды.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. «Федерация как форма государственного устройства» 5
1.1. Основные виды форм государственного устройства 5
1.2. Понятие и признаки федеративного устройства 8
1.3. Типы федеративного устройства 11
Глава 2. «Современные федерации и их субъекты» 14
2.1. Основные признаки образования федеративных государств 14
2.2. Виды современных федераций 16
Глава 3. Федерализм в Российской Федерации 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Введение:
Актуальность темы курсовой работы. Подавляющее большинство государств современного мира по форме государственного устройства являются унитарными. Между тем, федеративная форма государственного устройства порождает гораздо больше дискуссий, обусловленных сложностью и неоднозначностью своего практического воплощения. Следует констатировать, что в современной науке теоретические представления, научные взгляды и идеи относительно федеративной формы государственного устройства характеризуются большим разнообразием, неоднозначностью суждений, что, в свою очередь, требует их дальнейшего научного уточнения и обоснования.
Появление федераций, как показывают исследования, обусловлены стремлением выразить интересы отдельных территорий через предоставление самостоятельности в решении ряда вопросов. В современном мире их число достигло двадцати восьми, при этом указанное количество касается только признанных федераций, без учета государств, находящихся в стадии трансформации от унитарного к федеративному.
Анализ федеративного устройства государства и новых тенденций в его развитии имеет особое значение для практики государственного строительства, так как позволит избежать многих проблем, в частности, распада федеративного государства. Кроме того, исследование федеративной формы государственного устройства позволит ответить на вопрос о причинах и условиях своего развития, ответ на который поможет понять природу федерации и эффективности функционирования государства.
Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в сфере развития федерации как формы государственного устройства.
Предмет исследования курсовой работы – нормы права, регулирующие статус федерации как формы государственного устройства.
Целью курсовой работы является комплексный правовой анализ понятия, признаков и видов федерации.
В соответствии с целью определены следующие задачи, решение которых составляет содержание курсовой работы:
— изучить основные виды форм государственного устройства;
— раскрыть понятие и признаки федеративного устройства;
— рассмотреть типы федеративного устройства;
— проанализировать основные признаки образования федеративных государств;
— охарактеризовать виды современных федераций;
— выявить особенности федерализма в Российской Федерации.
Методологическую основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу курсовой работы составили, Конституция РФ , федеральные законы РФ.
Теоретическая значимость темы курсовой работы состоит в том, что оно вносит определенный вклад в разработку основ понятия, признаков и видов федерации.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.
В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на виды: простая форма (унитарное государство); сложная форма (федерация, конфедерация).
Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права они рассматриваются и изучаются в рамках данного института.
«Федерация» и «федерализм» имеют собственно правовое значение и не являются синонимами, а соотносятся как форма и содержание. Но вопрос о том, что же такое федерализм все еще остается дискуссионным, так как его определение должно быть обобщающим и состоящим из более широкого понятия, а также ряда общих признаков, которые отличали бы федерацию от унитарной формы и конфедерации. Понятие федерализма шире, чем понятие федерация. И если федерация – это форма устройства, то федерализм — это сами федеративные отношения. Федерализм можно рассмотреть, как межотраслевое понятие, так как оно содержит не только юридические, но и политические, социологические, психологические и иные аспекты.
Проведенное исследование видов федеративной формы государственного устройства показывает, что в основу классификации могут быть положены различные критерии: конституционно-правовой статус субъектов федерации, способ образования, степень централизации и особенности формирования.
Федерация предполагает единое, но условно делимое государство. При этом субъекты федерации объединены в неделимое государство, как правило, на добровольной основе. Разграничения полномочий между центральной и местной властью четко прописаны в законодательных актах. А также можно отметить отличительные признаки федерации в следующих областях: гражданство, система права, судебная система, налоговая система.
Не только территориальные и национальные федерации в целом имеют между собой ряд существенных отличий, но и отдельные федерации, образованные на одном и том же признаке, имеют исключительные черты в своем возникновении и существовании. Таким образом, ни территориальные, ни национальные федерации практически не встречаются в идеальном виде и, поэтому на сегодняшнее время имеет место быть «смешанная» федерация как синтез двух последних. Что касается принятия унитарным государством федеративной формы государственного устройства для решения национальных, межэтнических проблем, то это весьма дискуссионный вопрос.
В связи с наличием разнообразных проблем возникает необходимость в совершенствовании российского федерализма. Так, в совершенствовании федеративных отношений обязаны присутствовать две взаимообусловленные тенденции: во-первых, это тенденция централизации, которая позволяет обеспечить управляемость федеративными отношениями, где происходит согласование круг интересов центра и субъектов Федерации; во-вторых, тенденция децентрализации, которая определяет уровень развития самоуправления, региональной и местной демократии. При этом важной тенденцией развития федерализма является регионализация, направленная формирование целостного и единого территориального и экономического пространства Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. «Федерация как форма государственного устройства»
1.1. Основные виды форм государственного устройства
Занимаясь проблематикой теории государства и права, мы часто сталкиваемся с вопросом о сущности и структуре формы государства.
Н.И. Матузов писал, что «существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени … развития» . Ряд ученых-теоретиков утверждают, что «форма государства — это категория, определяющая способ организации и осуществления государственной власти; показывающая особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются для осуществления организующей и управленческой деятельности» . Чаще всего, можно встретить формулировку, что форма государства являет собой совокупность трех аспектов — это форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Да, безусловно, данная триада неоспорима, другой вопрос: мало кто описывает факторы влияния на форму государства и причины многообразия данных форм. А ведь при этом следует помнить, что проблема формы государства имеет не столько теоретическое, сколько иное, более важное значение — практически-политическое. От того, насколько организованная государственная власть и как успешно она реализуется, зависят эффективность государственного руководства, устойчивость государственных институтов, авторитет и стабильность правительства, политическая жизнь в обществе и действенность управления страной.